(предыдущая часть - 4/5) Ноябрь, условно с 4 по 10 ноября. Резня в Риме продолжается, убийства начинаются в других городах Италии - однако ЧЕРЕЗ СУДЫ (Аппиан: «По всей Италии учреждены были над этими лицами жестокие суды, причем выдвигались против них разнообразные обвинения. Их обвиняли или в том, что они были командирами, или в том, что служили
(
Read more... )
Аполлона, греческого, чужого бога, не включенного в признанный сонм римских богов, Республикой не признанного, с которым у римской общины «договора» нет
Откуда тогда в римском календаре месяц Февраль?
Reply
Не знаю, вот честно, никогда этим не интересовался.
Reply
Получается, что на заре римского государства член тайного общества приходит к власти и инсталлирует тайный культ божества, которого полис не признаёт. Ну как, тайный. В открытую, с посвящением месяца, и объяснением "это не то, что вы подумали". И так продолжалось сотни лет. В сравнении с этим организаторы парижской олимпиады просто аматоры
Reply
Мне очень нравится к-логическое предположение, что римское государство в том виде, в котором оно вышло "на свет" в начале 3 века до нэ - захватило Италию и выиграло войну с Пирром, было создано незадолго до этого и собственно частью уже в процессе этих войн кампанцами и сиракузянами, иногда, как с Конкордией - Гармонией, это частично даже на виду. Сколько и каких создатели, "Фурии Камиллы", "Аппии Клавдии", они же Пакувии Калавии, итд, туда закладок для себя заложили - ну, уж наверное много. Вполне допускаю, что Аполлон был у них в той роли, в которой потом у Сципиона и компании была потом Кибела - принесенного и инсталлированного извне и демонстративно неинтегрированного в римскую систему и чуждого, но при этом очень важного для элиты культа. Во время Суллы, кстати, вместо Кибелы Метелл Пий почему-то резко "разогнал" культ Исиды.
Reply
Пытались за счёт синкретизма наполнить новым содержанием культ Венеры? Вот интересно, что Изида относительно "новое" божество, и по-видимому, тоже изначально синкретическое. У меня впечатление сложилось, что это божество "на экспорт"
Reply
Во всяком случае при империи Исида пошла на экспорт просто-таки сверхуспешно, её храмы растут как грибы и на востоке, и на западе.
Насчет синкретизма - нет, при Республике во всяком случае на государственном уровне синкретизма не было. Та же Кибела нужна была Сципионам и другим "египтянам", я думаю, как (1) центр тайного элитного культа, (2) через неприкосновенный и подконтрольный только лично великому понтифику (как правило, кому-то из "египтян") храм можно было заводить с востока черные деньги, (3) в храме хранить разные черные кассы, провозить и скрывать убийц, яды и пр. и др. Такой себе "Двор Английской компании". Исида во всяком случае до Августа тоже, наверное, примерно с подобными целями инсталлировалась (то-то её потом то запрещали, то разрешали по ходу политических перемен), Кибела наверное к тому времени была и засвечена, и её оставшиеся черные каналы захватили другие группировки - чем всё воссоздавать и "отчищать", Пию проще было создать новый центр с нуля.
Reply
С культом Кибелы скорее всего связано появление института евнухов при дворе императора в поздней империи. Но поскольку культ не вполне египетский, то вот интересно как соотносились между собой условные "египтяне и "финикийцы" в римской элите (то, что это две части одного целого - более или менее понятно). Вы, наверное, лучше всех в персоналиях разбираетесь. Вот эта "двухпартийная система" в римской элите просматривается?
Reply
При империю я к-логически ничего не понимаю. "Финикийцев" при Республике не вижу, с 213 года до нэ по конец Республики вижу две партии - "египтян" и "пифагорейцев" (с опорой на местную, западно-греческую традицию), разве что, можно "финикийцем" условно назвать Помпея, который опирался на Восток, но не на Египет, но на самом деле ничего такого "финикийского" в ДЕГовском смысле в нём нет. Вообще от Республики до "ДЕГовской" зрелой империи 200+ лет, в которые вместились и революции, и эволюция, и страшный террор 44-30, и медленный захват Рима провинциалами при Юлиях-Клавдиях, и ещё много изменений, так что я не думаю, что какие-то мои выкладки хоть как-то можно напрямую использовать для времени после 100 г нэ. Всё поменялось.
Reply
Понятно, спасибо! Я не в ДЕГовском смысле, применительно к республике это бы выглядело как связи с Селевкидами (Кибелу с зависимой от них территории привезли, если не ошибаюсь). Пифагорейцы это тоже, возможно, они (Пифагор вроде как родился в Финикии и отец финикиец. То, что были такие версии, примечательно)
Reply
"Пифагорейцы" - это такие тру--тру-римляне - Фабии, Катоны, никакой вообще связи ни с Сирией, ни с Карфагеном я у них не вижу. Ну то есть какая-то связь с одним сирийцем есть :) - Посидоний явно помогал им в 80-50-е, но не, это не "финикийцы", да и погибли они все к 42 г.
При Кибелу я здесь писал, это культ, который был под контролем птолемеевского "вассала" Пергама, а около 219 Плутарх его фиксирует как придворный в Александрии, в ритуалах участвует сам царь:
Reply
Про Кибелу интересно, спасибо! Всё-таки похоже на шаг к замещению/наполнению новым содержанием культа Венеры и синкретизации. Первая матрона Квинта, пояс, да и иллюстрация из календаря красноречива
Reply
Я так понимаю, что если в 205 и была попытка всерьез ввести культ Кибелы так, чтобы он потеснил в государственной религии римских богов, она быстро "сдулась", и Кибела осталась до конца Республики маргинальным и экзотическим "приколом", который "египтяне" использовали для своих локальных целей.
Об этой роли, внутреннего культа "египетской" группы я здесь (во второй части поста) немного писал.
Reply
Да, очень вероятно, что культ Кибелы был тайным культом одной из групп римской элиты и прозелитизма не предполагал, а шествия галлов с тимпанами в данном случае служили и надежным прикрытием и фильтром.
Но, судя по описанию, в 205 году, римлянам показали артхаусное кино, и там просматривается ритуал "отмены", точнее подчинения, старого божества новому. Имя Квинта "говорящее" - V. Пояс, видимо, символизирует тот самый пояс, который одалживала Гера во время троянской войны. А вот кого именно в 205 году привезли в Рим - большой вопрос. Вы упоминали культ черного камня Эмессы, и, как мне кажется, это очень точная и корректная ассоциация. Что, если под видом богини горы из Пессинунта в Рим привезли культ "бога горы" из Эмессы и символически подчинили ему город и его божество. Хотя, это, конечно, очень тонкий лёд
Reply
Я упоминал культ черного камня Эмесы чисто чтобы любители ДЕГа увидели что-то знакомое в тексте.) Тащить его в 3 век до нэ - это по-моему ну как примерно марксисты тащат классовую борьбу во все эпохи, "переборхес" :) . Города Эмесы в 3 веке просто и не было скорее всего, деревня-кома там была, и Сампсикерамидов не было, и ихнего Черного камня. Со 150 г до нэ царство Селевкидов начало сыпаться, и в него начали вторгаться соседние варвары, в конце, наверное, 2 века до нэ в Сирии на Оронте появляются варвары - арабы, одна их банда во главе с шейхом - основателем династии Сампсикерамидов захватывает соседний с будущей Эмесой полис Аретузу, потом их оттуда вышибают, потом они туда возвращаются, в общем, потихоньку рядом образуется уже почти-город Эмеса. И вот наверное тогда, лет через 150 после 205 г, арабы там могли основать свой метеоритный культ, а скорее и позже уже, при империи, первое известие о Черном Камне Эмесы - монета Антонина Пия.
Если вы разделяете ДЕГовский гипекритицизм к античности - ничего точно неизвестно, значит берем ( ... )
Reply
Культовые камни в "Финикии" известны и до Сампсикерамидов. Да, их иногда ассоциируют и с женским божеством тоже. Но в том регионе был другой бог.
Ничего не утверждая. Просто предполагая. Если посмотреть под таким углом, многое сходится, и сходится очень даже хорошо, все детали истории получают объяснение. Дополнительный символизм получает пояс и обретают смысл многократные заверения в чистоте. Вся церемония - это "священный брак".
Я не разделяю гиперкритицизм и теорий, что все источники созданы в XVII-XVIII-XIX итд. веке. Версия ДЕГа про "революцию" убедительна, но в деталях я вижу её несколько иначе (это не так важно в данном контексте).
Но вот что я вижу из того, что я читал - так это восточные культы в Элладе классического периода и в Риме практически "от основания города". Причём в обоих случаях это культы распространённые (намеренно распространявшиеся) среди элиты. Да, мысль ДЕГа что очень сложно отделить "Финикию" от "Египта" и что это по сути одно и то же (вроде, у него это было), я разделяю.
Римский камень - я упоминал члена ( ... )
Reply
Reply
Leave a comment