После такого опыта римляне, получив в 96 по завещанию Птолемея Апиона Кирену, «даровали городам вольность» и 20 лет завещания не принимали. ( Read more... )
Спасибо большое за поддержку, Константин, очень приятно ваше одобрение.)
Я бы так сказал про Вифинию: соглашусь по состоянию на 167 с вами процентов но 60 с тенденцией к уменьшению. :) Генезис царской власти Вифинии (и Понта с Каппадокией, там вообще от 6 персов династии себя производили, огого) был конечно другой чем "классических" эллинистических царств, но по мере эллинизации в форме приобретения греческих полисов они в этом плане структурно сближались с "великими". В той же Вифинии были "переоснованые" царями полисы, власть над ними была не "природной", а основана уже на основании города, были и взятые на копьё - пресловутые Апамея и Киос, тут уже в чистом виде право завоевания. Да и в целом любые греки и из свободных, и из царских полисов, я так понимаю, всё равно считали себя не варварами и природную власть варварских династий не могли признавать естественной, я себе представляю так, что отношение греков к тому же Пруссию было примерно как у горожан в хф "Город мастеров" к герцогу Маликорну, видали они, горожане, тыщу поколений его знатных предков и исторические права на земли города в одном месте. :)
Для греков, безусловно, разницы не было. Но, вифинские цари, в отличие от македонских завоевателей, таки были именно ВИФИНСКИМИ царями в первую очередь. А то, что они "сожрали" пару греческих полисов - это другое. Отношения их с этими городами и выстраивались не так, как у македонских завоевателей. Они ведь их не сделали автономными городами. Это были уже ВИФИНСКИЕ царские города, заново основанные вифинским царем. В тоже время, культура этих городов была заимствована и внедрена в Вифинии. Основа же государственности - местная, фракийско-малоазийская. Право копья там было только в победе над Антиохом, что позволило принять престижный титул. Но, это все лирика - зависит от точки зрения.
Кстати, подумавши, если так, то для вифинских царей моя гипотеза даже больше подходит. Как могут природные потомки аристократов и древних царей сами завещать свою стану заморской республике - это ещё трудней помыслить. Это типа как е.и.в. Сёва, он же Хирохито, 124 император Тэйкоку, вдруг завещал бы Японию в пользу США.)
Насчет завещаний я на вашей стороне, что за Вифинию рассуждать, что за Птолемеев с Селевкидами.
Помню, у кого-то из советских классиков читал потрясающую версию, что завещания Никомеда и Аттала были результатом нарастающего кризиса между богатыми эксплуататорами и нищими эксплуатируемыми. Мол, цари понимали, что их законные наследники не смогут сохранить существующий рабовладельческий строй, поэтому отдавали царство в руки могущественных римских рабовладельцев. В общем, все дело в классовых противоречиях.
Это более-менее общее место советской истории античности, я так понимаю, у Ковалева точно такие рассуждения есть, по моим ссылкам в статьях они тоже упоминаются.
Спасибо большое за поддержку, Константин, очень приятно ваше одобрение.)
Я бы так сказал про Вифинию: соглашусь по состоянию на 167 с вами процентов но 60 с тенденцией к уменьшению. :) Генезис царской власти Вифинии (и Понта с Каппадокией, там вообще от 6 персов династии себя производили, огого) был конечно другой чем "классических" эллинистических царств, но по мере эллинизации в форме приобретения греческих полисов они в этом плане структурно сближались с "великими". В той же Вифинии были "переоснованые" царями полисы, власть над ними была не "природной", а основана уже на основании города, были и взятые на копьё - пресловутые Апамея и Киос, тут уже в чистом виде право завоевания. Да и в целом любые греки и из свободных, и из царских полисов, я так понимаю, всё равно считали себя не варварами и природную власть варварских династий не могли признавать естественной, я себе представляю так, что отношение греков к тому же Пруссию было примерно как у горожан в хф "Город мастеров" к герцогу Маликорну, видали они, горожане, тыщу поколений его знатных предков и исторические права на земли города в одном месте. :)
Reply
Для греков, безусловно, разницы не было. Но, вифинские цари, в отличие от македонских завоевателей, таки были именно ВИФИНСКИМИ царями в первую очередь. А то, что они "сожрали" пару греческих полисов - это другое. Отношения их с этими городами и выстраивались не так, как у македонских завоевателей. Они ведь их не сделали автономными городами. Это были уже ВИФИНСКИЕ царские города, заново основанные вифинским царем. В тоже время, культура этих городов была заимствована и внедрена в Вифинии. Основа же государственности - местная, фракийско-малоазийская. Право копья там было только в победе над Антиохом, что позволило принять престижный титул. Но, это все лирика - зависит от точки зрения.
Reply
Кстати, подумавши, если так, то для вифинских царей моя гипотеза даже больше подходит. Как могут природные потомки аристократов и древних царей сами завещать свою стану заморской республике - это ещё трудней помыслить. Это типа как е.и.в. Сёва, он же Хирохито, 124 император Тэйкоку, вдруг завещал бы Японию в пользу США.)
Reply
Насчет завещаний я на вашей стороне, что за Вифинию рассуждать, что за Птолемеев с Селевкидами.
Помню, у кого-то из советских классиков читал потрясающую версию, что завещания Никомеда и Аттала были результатом нарастающего кризиса между богатыми эксплуататорами и нищими эксплуатируемыми. Мол, цари понимали, что их законные наследники не смогут сохранить существующий рабовладельческий строй, поэтому отдавали царство в руки могущественных римских рабовладельцев. В общем, все дело в классовых противоречиях.
Reply
Это более-менее общее место советской истории античности, я так понимаю, у Ковалева точно такие рассуждения есть, по моим ссылкам в статьях они тоже упоминаются.
Reply
Leave a comment