Лет до двух Тимур вообще не воспринимал чтение вслух, только разглядывание и комментирование книжки. Позже чтение (в традиционном понимании - мама читает, ребенок слушает) пошлО, но у пацаненка для него даже отдельное наименование есть. "Мама, пой!" - говорит он, чтобы ему прочли то, где много буковок. А "читать" в его лексиконе - это именно держать книгу в руках, тыкать пальчиком, придумывать имена, названия, сюжеты.
Так что я сознательно искала для него книжки, где можно было бы долго разглядывать один разворот, много говорить-сочинять по одной картинке. Первой стала "В деревне" Али Митгуша. Кажется, он и был родоначальником этого жанра - безтекстовых книг с иллюстрациями, где все предметы как бы равноудалены отзрителя, и то, что находится далеко, можно рассмотреть так же детально, как и объекты вблизи. Их называют еще "мельтешащими" книгами, за отстутствие ярко выраженного сюжета и обилие персонажей.
Теперь у нас их три. Добавилась "Летняя книга" из серии сезонных книг Сузанны Ротраут Бернер и "Веселые пряталки. В рыцарском замке" Лилы Лейбер. Все три зачитаны до дыр, и, хотя сын подрос, охотно воспринимает и длинные сложные истории, "картиночные" книги все еще любимы и частенько достаются с полки перед сном.
"Летняя книга" - одна из цикла Сюзанны Бернер "Городок" (за которую она, к слову, получила в 2016 году премию им. Г.Х. Андерсена международного совета по детской и юношеской литературе). Разглядывая "Городок", мы отметили еще одну особенность "мельтешащих" книг - с каждым взрослым они другие. Например, Тимин папа видит и объясняет то, что я и не заметила даже за десяток пролистываний. Банальная колонка на заправке превращается в терминал из "Сталкера", на чердаке вдруг находится паук, ребенку открывается таинство дворовой игры, которая мне казалась просто беседой группы мальчишек на поляне. После чтения с бабушкой Тим внезапно начинает называть всех птиц, сидящих на дереве, и различать полоски и клеточки на одежде. И так до бесконечности.
"В деревне" более приближена по стилю иллюстрации к детскому рисунку. В ней есть дополнительные развороты с изображением предметов и персонажей, которые могли встретиться ребенку на "мельтешащих" страницах.
На первом и последнем развороте изображен один и тот же пейзаж зимой и летом. Думаю, излишне объяснять ценность подобных изображений в развитии наблюдательности, умения сравнивать, находить сходства и различия.
"Веселые пряталки. В рыцарском замке" были выбраны нами за тематику: сын после посещенной выставки старинного оружия воспылал особой любовью к мечам, щитам и доспехам.
К каждому развороту "Пряталок" даны готовые задания-находилки, а в конце книги есть спиок занаий повышенной сложности (вернее, скажем так - пониженной элементарности). Полезно для тех родителей, кто не знает, с чего начать, что еще сам психологически не готов уйти с головой в "мельтешение".
Наши любимцы - привидения.
Если честно, я порой пытаюсь соблазнить Тима книжкой "со словами", чтобы просто читать и не напрягаться. Но он все равно часто выбирает книжки-картинки, предпочитает слушать (и создавать) каждый раз новую историю, находить все новые детали. И я точно знаю, что мой сын не один такой, что детям нравится в этих книгах в том числе и возможность активно общаться с родителями.
"Мельтешащие" книги - серьезное испытание для мам и пап. Их нельзя читать механически, отключив мозг и эмоции. Вам приходится самим выстраивать повествование, которое будет зависеть и от вашей личности и настроения, и от вашего ребенка. Оно может быть каждый раз разным. Иногда ребенка может раздражающе "заедать" на каких-то деталях, иногда вам захочется отложить сочинительство на другой вечер. Но у вас обязательно будут удачные вечера, увлекательные прочтения, удивительные находки - общие с вашими малышами.
В дополнение - хорошая
статья Марины Аромштан на "Папмамбуке" о книгах без слов.