Этому блогу всего несколько месяцев, постов в нем немного, но я с самого начала решила делать его «как положено»: с систематизацией постов, по возможности качественными фотографиями, не превращая в дневник и сток всего, о чем приспичило написать (тем более что
дневниково-новостной блог у меня уже есть).
Есть у атеистов такой аналог высшей божественной силы - мироздание. Так вот, дорогое мироздание, очевидно решило меня поддержать в моем начинании, и в ленте фейсбука всплыло объявление о наборе в третью школу блогеров «Быть блогером. Разбираться в медиа. Иметь влияние». Это такая крутая обучающая программа от администрации ЖЖ с вебинарами от мастеров в самых разных околоблогерских отраслях. Я, не особо надеясь на успех, кинула заявку, даже прочитав, что предпочтение будет отдаваться блогам, освещающим региональные проблемы. Тем не менее моя тематическая страничка прошла отбор, и сейчас я познаю блогерские премудрости в ходе онлайн-лекций и самостоятельных работ.
Если с лекциями все понятно, то самостоятельные работы вызвали у меня поначалу некоторое недоумение. По идее, публиковать получившиеся посты нужно в блоге - но если задание предполагает решить спорную ситуацию на чемпионате мира по футболу, а блог о детских книжках, что к чему пришить? Тем не менее я постараюсь по мере возможности привязывать посты к теме литературы и изобразительного искусства и все же выкладывать их сюда.
Все это было крайне затянувшимся предисловием, пора перейти к сути дела. На вебинаре «Фейки и факты» лектор, редактор сайта о науке и образовании
metkere.com Илья Кабанов дал задание: найти в новостях последних месяцев пару фейков и разоблачить их.
Новости я смотрю редко и крайне неохотно. Оттягивая момент копания в новостных лентах, я щелкнула на ютуб и уткнулась в недосмотренную
лекцию Паолы Волковой о «Гернике» Пикассо в сравнительной характеристике с двумя другими картинами на военную тему: «Сдача Бреды» Веласкеса и «Расстрел повстанцев» Франсиско Гойи. О последней - подробнее.
Цитата:
«Начало 19 века, в Испании живет Франсиско Гойя. Наполеон своему пасынку, Евгению Богарне, дает очень большие полномочия по захвату Испании. Евгений Богарне вводит войска. Эти войска ведут себя так, как ведут себя любые войска на оккупированной территории - поджоги, грабежи, насилие... Об этом Гойя и написал две серии «Бедствия войны». Когда в Испании началась партизанская война против оккупантов, французские войска берут в заложники мирных жителей и говорят: если к такому-то времени не прекратятся такие-то действия, будет расстрелян каждый двадцатый житель. И Гойя показывает расстрел заложников».
Далее идет анализ картины, Паола Дмитриевна рассказывает об ужасе расстреливаемых мирных жителей и о человеке, победившем страх и ставшем выше и тех, кто боится, и солдат-оккупантов… Но лезем в сеть и видим, что полное название картины - «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» или «Третье мая 1808 года в Мадриде».
Третье мая - день, следующий за вторым мая, днем народного восстания против оккупантов в Мадриде. Бунт был подавлен после нескольких часов ожесточенных уличных боев. Затем последовали репрессии. Вечером 2 мая Мюрат создал военный трибунал под председательством генерала Груши. Трибунал выносил смертные приговоры каждому, захваченному с оружием в руках. В выпущенном в тот же день приказе командующий французскими войсками Иоахим Мюрат писал: «Жители Мадрида, давшие увлечь себя на ложный путь, предались мятежу и убийствам. Была пролита французская кровь. Это требует мести. Все, арестованные при бунте с оружием в руках, будут расстреляны».
С оружием в руках. Это ключевая фраза, означающая, что никаких заложников на картине нет. Да, это вчерашние горожане-ремесленники, но все же это не вытащенные из своих постелей мирные жители. Это те, кто решился на вооруженное сопротивление захватчикам и должен был понимать, что их ждет в случае неудачи. А значит, закрывшие лицо руками люди, возможно, жалеют о том, что выступили против французов, возможно, сокрушаются о семье, остающейся без кормильца - но это не иррациональный страх безоружного человека, это совсем другие эмоции и другое противостояние.
До кучи раскопала еще, что никакого отношения к испанским войнам своего родича пасынок Наполеона Эжен (Евгений) Богарне, по всей видимости, не имел. 7 июля 1805 ему был дарован титул вице-короля Италии. 24-летний Эжен стал фактическим правителем Италии. Тем не менее он сумел управлять страной достаточно твердо: ввел в действие Гражданский кодекс, реорганизовал армию, обустраивал страну каналами, укреплениями и школами, а посему сумел заслужить любовь и уважение народа. 3 января 1806 он стал главнокомандующим Итальянской армией. А с 12 января 1806 по 9 апреля 1809, то есть как раз в интересующий нас период, был генерал-губернатором Венеции. К анализу картины это уже отношение имеет опосредованное, но сам факт - такой исторический домысел непонятно с чего и для чего серьезно подрывает авторитет историка искусства Паолы Волковой.
Так что даже в такой вроде бы аполитичной сфере, как живопись, есть место домыслам и фальсификациям - а значит, обязательно нужно проверить факты, прежде чем согласиться или не согласиться с выбранной трактовкой произведения. А лекции Волковой все же посмотрите - содержательно и интересно.