Пасхальная Хроника (ПХ) сообщает:
1. 29 июня 626 г. к Константинополю подошел авангард аварского войска
2. 29 июля основное войско во главе с хаганом подступило к стене (стена Феодосия) и показало себя горожанам.
3. 31 июля - первые бои с раннего утра и до 11 часа [у городской стены] от так называемых Полиандрийских ворот до ворот Пемпта (ворота в центральной части Феодосиевой стены). Там стояли основные войска - авары. Вдоль остальной части стены каган выставил славян. В первой линии были пешие легковооруженные славяне, а во второй - тяжеловооруженная пехота. К вечеру были подвезены несколько осадных машин и «черепах» «от Врахиалия и до Врахиалия» - то есть от Золотого рога до Мраморного моря.
4. Происходят переговоры с попыткой откупиться. Они заканчиваются ничем.
5. Каган привез с собой моноксилы и попытался спустить их на воду в каком-то месте, но ромейские корабли не позволили ему это сделать
6. На третий день осады он подготовил их к спуску у моста св. Каллиника потому, что места там были мелкие и военные суда не могли туда подойти. Корабли остались в пределах видимости с моноксил, [расположившись] от св. Николая до св. Конона, что на стороне Пиг, и не позволили моноксилам проскользнуть.
7. 2 августа к хагану прибыло византийское посольство. Он опять требовал отдать ему город, указывая на присутствующих персидских послов и говоря, что персы пришлют ему трехтысячное подкрепление. Переговоры прервались. Византийцы захватили персидских послов при их возвращении и убили.
8. В воскресенье 3 августа хаган отправился в Халы и спустил на море моноксилы, которые должны были переправиться на другую сторону [пролива] и привезти ему персов, согласно их обещанию. После того как это стало известно, вечером и с нашей стороны, несмотря на встречный ветер, отплыло в Халы около 70 кораблей, дабы воспрепятствовать моноксилам переправиться.
9. Переговоры горожан с аварским военачальником Гермицисом.
10. В понедельник 4 августа, когда начало светать, их моноксилы безуспешно пытались обмануть наши дозоры и переправиться к …. [персам. Ромеи] потопили и перерезали всех находившихся на моноксилах славян.
11. А армяне вышли за Влахернскую стену и разожгли огонь на близлежащем портике [храма] св. Николая. Те славяне, которые вплавь спаслись с моноксил, из-за [этого сигнала] огнем решили, что стоящие у моря [люди] - это авары. Они выбрались [на берег] в этом месте и были перебиты армянами. А те немногие славяне, кто, спасшись вплавь, вышел [на берег] в том месте, где стоял безбожный хаган, были убиты по его приказу. … Наши вытащили все моноксилы на сушу.
12. После того, как все это случилось, проклятый хаган возвратился в свой лагерь. Он отвел от стены осадные приспособления, которые там поставил, а также заграждение, которое выстроил, и принялся разбирать осадные башни, которые изготовил, а ночью сжег свой лагерь и башни, содрал шкуры с «черепах» и ушел.
13. Некоторые же говорили, что, увидев происшедшее, снялись и ушли славяне - потому-то и проклятый хаган был вынужден уйти и последовать за ними.
Итак, из текста ПХ следует:
1) Замысел кагана следующий: 1) осадить город с суши, подготовить осадные орудия по всей длине феодосиевой стены к штурму; 2) спустить однодеревки со стороны реки, впадающей в Золотой Рог, перевезти через Босфор союзников - персов; 3) атаковать город с моря и с суши одновременно; 4) при этом действия славян-моряков и штурмовых групп с суши координируются с помощью костров, а соединение морского и пешего войска должно произойти где-то на берегу Золотого Рога. Очень вероятно, что вдоль берега Золотого Рога стен не было
2) Замысел кагана свидетельствует о проведенном анализе неудачи осады Фессалоники: там разнесенные во времени морской и сухопутные осады и штурмы не дали результата - здесь же одновременный штурм должен был этот результат дать.
3) Что не удалось: 1) корабли ромеев перегородили Золотой Рог и не пустили моноксилы вниз за мост св. Калинника; 2) через Босфор также не удалось переплыть и перевезти персов; 3) если вслед за этим состоялся морской приступ (что из текста не совсем ясно), то откуда он был: от моста через Золотой Рог или из Босфора (Халы) в Золотой Рог? 4) неясно, был ли штурм стен? 5) моряки славяне попали в ловушку и были уничтожаемы как на море (флот ромеев), так и высадившись на берег по сигналу костров (засада армян)
4) Ясно, что без славян, которые ушли, прервав союз с аварами, Константинополь взять было невозможно. Крах осады Константинополя показал организационную и военную слабость кагана и авар в целом. С этого времени пути авар и славян разошлись. Союзных действий мы уже не видим. Наоборот, славяне становятся последовательными врагами кагана. Причем во всех регионах соприкосновения
Из текста Пасхальной Хроники путем уточнений локаций с использованием примечаний «Свода..» и общедоступных карт картину происходившего можно проиллюстрировать схемой на рис. 1.
Рис. 1. Основные локации и действия согласно Пасхальной Хронике
Здесь: 1- Мост св. Калинника; 2 - Храм св. Николая; 3 - монастырь св. Конона; 4 - Халы. Стычки и сражения обозначены крестиками с датами: 31.07 - пробный штурм стен; 01.08 - противостояние моноксилов и кораблей ромеев вблизи моста св. Калинника; 04.08 - отражение переправы моноксилов через Босфор и избиение славян на берегу Золотого Рога армянами.
Феодор Синкелл (ФС) сообщает:
1) К хагану прибывает персидское посольство: «…мы своими глазами видели персов, посланных от Сарвараза и принесших хагану дары. Мы слышали также, будто они заключили соглашение о том, чтобы были посланы славянские моноксилы и в них персидское войско из Халкидона пересекло море»
2) «И вот этой ночью посланы были моноксилы к персам, и на них множество славян отплыло, чтобы привезти персидское союзное войско. Ведь славяне приобрели большой навык в отважном плавании по морю с тех пор, как они начали принимать участие в нападениях на ромейскую державу». Результат неясен
3) На море были снаряжены славянские моноксилы, чтобы в одно время и в один час против города началась одновременно и сухопутная, и морская война. [Хагану] удалось превратить в сушу весь залив [Золотой] Рог, [заполнив] его моноксилами, везущими разноплеменные народы. Он считал, что именно это место подходит для нападения на город...
4) 7 августа. Штурм. И по всей стене и по всему морю раздавался неистовый вопль и боевые кличи... Доведя число находившихся там варварских гоплитов до огромного множества, он приказал [флоту] налечь на весла и с громким криком двинуться против города. [Сам он] начал приступ, мечтая о том, что его воины на суше низвергнут стены города, а моряки проложат легкий путь к нему по заливу. Но повсюду Дева Владычица сделали его надежды тщетными и пустыми. Такое множество убитых врагов [пало] на каждом участке стены и столько повсюду погибло неприятелей, что варвары не смогли даже собрать и предать огню павших.
5) …. сражавшиеся на море в наших судах были обращены в бегство первым же натиском вражеских полчищ. Дело уже шло к тому, чтобы [они] поворотили корму и открыли врагам легкий доступ [к городу]… Произошло чудо - Богородица потопила в воде разом всех [варваров] вместе с их плотами и лодками…. варвары потерпели полное крушение около ее святого храма, нашей спасительной пристани и тихой гавани - Влахернского храма Богородицы.
6) А те немногие из варваров, которым удалось благодаря умению плавать добраться до северного берега и избежать гибели в море, - даже и они бежали в горы, хотя никто их не преследовал.
7) Говорят, что нечестивый тиран [хаган], сам ставший свидетелем этого позора... бил себя кулаками в грудь и в лицо. Когда те, кто противостоял врагам со стен, услыхали радостную весть о гибели варваров на море и тем более увидали множество голов, [насаженных] на копья, (они совершили вылазку).
Что добавляет текст ФС к тексту ПХ:
1) Если ПХ подробнее представляет подготовку к штурму, то ФС описывает сам штурм, который состоялся 7 августа на 10 день осады и был совместным с суши и моря.
2) Пп. 1-2 ФС коррелируют с пп. 7-8 ПХ. Место избиения славян-моряков у ФС и ПХ практически совпадают.
3) Как появились моноксилы в войске и где базировались - неясно. Где славяне пытались перевести персов и чем это закончилось тоже неясно. Однако из текста ясно, что решающее морское сражение состоялось в заливе Золотой Рог 7-го августа. По утверждению Феодора ромейский флот отступил, но неизвестная причина привела к поражению славян - потоплению их моноксилов.
4) Также серьезное поражение понесло сухопутное войско аваров. При этом славяне составляли значительную часть павших, так как «варвары не смогли даже собрать и предать огню павших». Только славяне практиковали кремацию, а авары, болгары и гепиды - ингумацию.
5) Часть славян-моряков, добравшихся вплавь до противоположного городу берега Золотого Рога спаслась и бежала в горы.
6) ФС ничего не сообщает о снятии осады. Можно заключить, что снятию осады предшествовала вылазка осажденных.
Георгий Писида в своей поэме «Аварская война» добавляет мало конкретики. Единственно, что из поэмы можно понять, что причиной поражения в морском сражении является буря.
Патриарх Никифор и Феофан Исповедник, опираясь на общий источник сообщают:
1) Авары в союзе с персами собрались взять Византию и сразу же подожгли все предместья.
2) Они приплыли с Истра на бесчисленном множестве выдолбленных ладей и наполнили весь залив Кератский (Золотой Рог)
3) Авары подготовили механические стенобитные приспособления. Там были и деревянные башни и военные машины «черепахи». Но после того, как они пододвинули машины к стене, божественная сила неожиданно их разрушила и находящихся на них аварских воинов истребила.
4) Так как множество славян следовало вместе с аварами и действовало в союзе с ними, они дали им знак, чтобы, как только они заметят факелы, зажженные на передней стене Влахерн, именуемой птерон [крылом], они сразу же подошли туда на лодках-однодеревках, чтобы вплавь пробраться, взволновать город, и чтобы авары могли смело броситься со стен внутрь города.
5) Это стало известно патрикию Бону, и он снарядил двухрядные [диэры] и трехрядные [триэры] весельные суда и в том месте, где был подан сигнал, вооружившись, пристал там. И также послал диэры к другому, противоположному берегу. И приказал сразу же дать огневой сигнал.
6) Увидев знак, славяне от реки, именуемой Барбисс, устремились и пошли по направлению к городу. Те же налетели на них, загнали их в середину и сразу же опрокинули, так что и морская вода сильно закрасилась кровью. Среди трупов убитых оказались и славянские женщины.
7) Увидев это, все варвары отказались от осады и возвратились к себе домой. Феофан: В продолжении десяти дней осаждали они город и с моря и с твердой земли, но силою и помощью Божьею, и заступлением пречистой Богоматери Девы были побеждены, и с великою потерею на суше и на море, с великим стыдом возвратились
Что добавляют эти тексты к предыдущим:
1) Вероятно морская атака задумывалась и происходила в сумерках или темноте
2) Сигнал огнем для войска на моноксилах должны были дать авары, штурмующие стену Влахерны, очевидно в момент ее преодоления.
3) В результате предательства (?) об этом стало известно ромеям и они подготовили засаду на море (в бухте Золотой Рог) и на суше (см. армян в ПХ)
4) В противоречие ФС причиной поражения морского войска стали действия ромейского флота, которые не отступил, а вполне грамотно взял флот моноксилов «в клещи».
5) Славянские моноксилы вошли в залив Золотой Рог не с Босфора, а из реки, впадающий в залив с севера, что коррелирует с п. 6 ПХ.
6) Утверждение Никифора, что славяне «приплыли с Истра на бесчисленном множестве выдолбленных ладей» противоречит п. 5 ПХ о том, что «каган привез с собой моноксилы и попытался спустить их на воду». Также непонятно, что они собой представляли: убогие челны, которые можно перенести на плечах и перевезти на повозках? Или суда типа набойных ладей, которые могут действовать на море? В принципе у славян имелись и те и другие типы судов - ведь невозможно доплыть до Крита на челнах-долбленках, да и войско персов через Босфор перевезти на них проблематично. Возможно, что в славянском флоте были 2 типа судов и морские пришли своим ходом с Истра и использовались в Босфоре, а мелкие перевозились и попали в Золотой Рог по реке Барбис.
Учитывая все сопоставления и снимая вопрос о том откуда и какие моноксилы использовались аваро-славянским войском можно восстановить следующий ход событий:
1. 29.06. 626 г. к Константинополю подошел авангард аварского войска
2. 29.07. 626 К стене Феодосия подступило основное войско во главе с хаганом.
3. 31 июля состоялись первые бои у городской стены вблизи центра стены, где находилось собственно аварское, тяжеловооруженное войско. Вдоль остальной части стены каган выставил славян. В первой линии были пешие легковооруженные славяне, а во второй - тяжеловооруженная пехота. К вечеру были подвезены несколько осадных машин: гелепол и «черепах» и распределены вдоль стены. Часть машин была собрана неудачно и при передвижении к стене разрушилась, погубив находившихся в них авар.
4. Происходят переговоры с попыткой откупиться от кагана. Они заканчиваются ничем.
5. 1 августа у моста св. Калинника спущены (?подошли из реки Барбис?) моноксилы потому, что места там были мелкие и военные суда не могли туда подойти и предотвратить их появление. Ромейские корабли выстроились в пределах видимости с моноксил, расположившись поперек залива Золотой Рог от св. Николая до св. Конона и не позволили моноксилам проскользнуть.
6. 2 августа к хагану прибыло византийское посольство. Он опять требовал отдать ему город, указывая на присутствующих персидских послов и говоря, что персы пришлют ему трехтысячное подкрепление. Переговоры прервались.
7. В воскресенье 3 августа севернее Золотого Рога в Халы каган спустил на море (?подошли морем или волоком?) моноксилы, которые должны были переправиться на другую сторону, переправить туда персидских послов и привезти персидское войско, согласно их обещанию. Несмотря на северный встречный ветер из Константинополя отплыло в Халы около 70 ромейских кораблей.
8. Переговоры горожан с аварским военачальником Гермицисом.
9. В понедельник 4 августа, когда начало светать моноксилы славян пытались переправиться через Босфор у Халы. Ромеи потопили и перерезали всех находившихся на моноксилах славян. При этом византийцы захватили персидских послов и убили их.
10. Каган готовит к штурму свои войска. Штурм задуман одновременным с суши и моря. Сухопутное войско из авар, славян, гепидов и болгар штурмует стены, а славянский флот с севера из реки Барбис входит в Золотой Рог и там, где, вероятно, берег не защищен стеной высаживает десант, чтобы помочь войску ворваться в город со стен и параллельно вызвать панику в городе. Для согласования и синхронизации действий штурмующие стену должны зажечь факелы на передней стене Влахерн - это будет сигнал атаки для славянского флота. Однако это стало ромеям и они подготовили ловушки для флота славян «на воде» и на берегу.
11. 7-го августа начался штурм: «…по всей стене и по всему морю раздавался неистовый вопль и боевые кличи». Но, очевидно, сухопутный штурм пошел не по плану и на стены аварам забраться не удалось. Напротив, отряд армян византийского войска вышел за Влахернскую стену и разжег огонь на близлежащем портике [храма] св. Николая. Скорее всего огонь был разожжен напротив приготовивших засаду диэр и триэр ромеев. Туда устремился флот моноксилов. Но весельные суда атаковали их с двух сторон, перевернули и потопили множество моноксилов. Уцелевшие моноксилы причаливали к берегу, где горел огонь и попадали под стрелы и мечи армян. Очевидно, что бой шел уже в сумерках и ориентироваться славянам было трудно. Часть выживших выплыла на северный берег и бежала в горы, а часть нашла, таки, «своих» - аваров и причалила или выплыла туда.
12. Морской бой был проигран, без успеха был и сухопутный. Возможно, что при этом состоялась и вылазка осажденных на встречный бой. В гневе, каган приказал вырезать спасшихся славян-моряков. Увидев это, пешие славяне сняли осаду и ушли.
13. Скорее всего 8-го августа каган, поняв, что дальнейшие действия бессмысленны, отвел от стены осадные приспособления, а также заграждение, которое выстроил, разобрал осадные башни, а ночью сжег свой лагерь и башни, содрал шкуры с «черепах» и ушел.
На рис. 2 сделана попытка показать ход этого сражения.
Рис. 2. Уточненный ход осады Константинополя
В целом наша реконструкция событий близка к той, что дана в Википедии в статье «Осада Константинополя (626)»
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8F_(626) Впрочем, у нас больше карт.
Приложения
В приложении приведены карты современные и исторические и выдержки из источников Интернет, имеющие отношение к локациям, упоминаемым в текстах.
Рис. 3. Халы (лежали на берегу Босфора, на месте совр. Бебеке - см. прим. В «Своде..»)
Рис. 4. Мост св. Калинника (у Влахерны, за 7-8 км до Галаты). В современном Стамбуле в районе моста Халич (см. рис.5,6,7)
Рис. 5 Речушка Кягытхане в прошлом река Барбисс и мост Халич на карте Стамбула
Рис. 6. Касымпаша - квартал Стамбула, где ранее был расположен монастырь св. Конона
Рис. 7. Возможное расположение церкви св. Николая (здесь зафиксирована церковь 15-го века, но возможно ранее была другая церковь того же святого).
Рис. 8. Реконструкция осады. Карта, доступная в сети.
Дополнительные данные из сети:
1. Кагытанский ручей (турецкий: Кагытанский Дереси) - небольшая река, расположенная в Стамбуле.[1] Берет начало из источника на востоке озера Дурусу. Эйюп проходит через районы Шишли и впадает в Халич в Кагытане.[1] Ходят слухи, что ручей, известный как "Барбисос" в византийский период, стали называть Кагитанским ручьем из-за бумажной фабрики вокруг него во время османского периода.
2. В «Хронике» Иоанна Малалы (VI в.) сохранились сведения о существовании монастыря во имя Конона в Константинополе в конце V в. В начале 532 г. монахи этой обители помогли укрыться от властей двум инициаторам восстания «Ника». В Синаксаре Константинопольской церкви (архетип конца X в.) говорится, что недалеко от обители Конона находилась церковь мученицы Пелагии, следовательно, в это время монастырь ещё действовал (по мнению Р. Жанена, обитель располагалась на возвышенности Касымпаша за Золотым Рогом).
3. Снова двигаясь вверх по заливу в направлении Золотого Рога, путник видел монастырь Клидиуса, куда Феодора заточила святого Иоанна Златоуста. Дальше, в предместье Фонтанов, известно место, где стоял монастырь Святого Конона, монахи которого активно участвовали в том мятеже, которым был омрачен пятый год правления Юстиниана. Встав на сторону мятежников, эти монахи помогли черни освободить двух приговоренных к смерти, которые смогли бежать, сами посадили их в лодку и отвезли на противоположный берег Золотого Рога, в монастырь Святого Лаврентия, церковь которого была убежищем, в которое никто не смел войти.
4. Церковь св. Николая во Влахернах находилась на берегу Золотого Рога (Janin. Constantinople, 303), а храм и монастырь св. Конона - на противоположном берегу залива, в предместье Пиги, совр. Казинпаша (Janin. Constantinople, 141, 293-299). Таким образом, византийские суда перегораживали весь залив. - прим. В «Своде…» к ПХ