Согласно данным "Памятников градостроительства и архитектуры Украинской ССР" на территории Украины расположено 160 оборонных сооружений. Если отбросить такие от которых не осталось ничего кроме валов и былой славы, то выйдет около 120-ти памятников оборонного зодчества которые можно назвать замками, крепостями или оборонными монастырями. Кое-какие из них мне уже удалось посмотреть, об этом и пойдет речь в моих записях под тегом "замки и крепости". Приоритетным будет показать не самые заезженные туристами крепости вроде Каменца-Подольского и Хотина (хотя и до них, надеюсь, дойдут руки), а что-то не совсем уж широко известное.
Крепость Ени-Кале находиться в городской чарте современной Керчи, возле поселка Опасное, и является единственным на территории Украины памятником военно-оборонительного зодчества отражающий уровень фортификационного искусства западной Европы начала XVIII века.
ЕНИ-КАЛЕ КРЕПОСТЬ, 1699-1706 гг.
Эта османская твердыня была построены турками при техническом контроле французских военных инженеров. Ени-Кале с турецкого переводится как "Новая крепость" и названа так в противовес старой керченской крепости находившейся в 15 километрах. Выгодное расположение возле самого узкого участка пролива, напротив косы Чушка, делало крепость идеальной для контроля за кораблями входящими в Керченский пролив с Азовского моря.
Вот что о крепости написано в Памятниках градостроительства и архитектуры Украинской ССР:
"Расположена крепость на крутом известковом косогоре, уступами поднимается от пролива и занимает обширную территорию, вытянутую с востока на запад. Сооружение бастионной системы, пятиугольное в плане, сложено из крупных блоков камня-ракушечника. Два бастиона - юго-восточный и юго-западный - расположены со стороны пролива, третий - на северо-восточном, а четвертый - на северо-западном углах крепости со стороны степи. Пятый бастион находится перед восточными Азовскими воротами. Кроме них, в крепость ведут с запада Керченские, а с севера Арабатские ворота. С трех сторон крепости проходит ров, ров со стороны пролива при строительстве шоссе засыпан. В крепости существовал водопровод из керамических труб. Цистерна для сбора воды сохранилась в юго-западном бастионе. Кроме оборонительных сооружений, здесь были казармы, дома для офицеров и коменданта, мечеть, склады, арсенал. Постройки на территории крепости не сохранились."
1. Азовские ворота.
Почти 70-ти лет крепость препятствовала русской экспансии, но 21 июня 1771 года Ени-Кале был взят без боя. Накануне турецкий гарнизон покинул крепость.
2 Юго-восточный бастион крепости.
В 1774 году крепость и город образовали Керчь-Еникальское градоначальство Таврической губернии. К началу XIX века крепость теряет свое оборонное значение и в 1825-м году ее упраздняют, а на территории организовывают госпиталь.
3. Прямо под стенами крепости, возле морского берега, проходит автомобильная дорога ведущая из Керчи к паромной переправе.
Последний свой бой крепостная батарея дала уже после официального упразднения крепости. В 1855 году батарея Ени-Кале вела непродолжительный бой с англо-французским десантом.
4. Позиция для фланкирующего оружейного огня.
5. Эти сооружения предают крепости особый шарм.
6. Недалеко от Азовских ворот, прямо по территории крепости проходит железнодорожная ветка все к той же паромной переправе. Именно она сейчас является самым опасным врагом твердыни, так как от постоянных вибраций крепость постепенно рушится.
7. Вид на ворота из крепости.
8.
9. Юго-восточный бастион.
В 1880-м году госпиталь был закрыт и с тех пор крепость стоит заброшенной.
10. План крепости.
Замок на Карте: