Всегда слегка коробило когда обычную поездку по примечательным местам, чтобы посмотреть замки/ДОТы/костелы/природные объекты пафосно называют экспедицией! А любая вылазка в горы громко зовется походом! Какая, в баню, экспедиция? Какой, в пень, поход? Экспедицией мне видится что-то с масштабными целыми, в идеале с открытиями, а не производство пары сот фотографий, которые дальше собственного жесткого диска, или в лучшем случает жжшечки, никогда не пойдут. Поход так же представляется чем-то серьезным с преодолением и лишениями. С многонедельной борьбой со стихией и самим собой. Где у нас в Карпатах найдешь такие места откуда за пол дня нельзя дойти до магазина? Особенно летом! Лично для меня посещения летних Карпат делятся на прогулки и поездки.
Прогуливаемся по хребту Пневе.
Прогулки это когда изначально целью является просто погулять по красивым местам с живописными видами. Ограничивающий фактор - только обратные билеты и конец отпуска. Географические цели могут ставиться, но их достижение никого особенно не пипчет.
Поездки это несколько другое. Тут главной целью является попасть в какое-то конкретное место, а способы его достижения могут быть разные. Не обязательно начинать восхождение к абстрактному Попу Ивану Мармаросскому прямо от погранзаставы, можно и поближе заброситься, если транспорт подвернется. Да, это не спортивно, но цель-то будет достигнута! В поездках действует давно сформулированный закон: "мы не матрасники - у нас просто мало времени!"
В теплый сезон прошлого года я был в горах дважды и получилось два классических типа Карпатских выездов. В первом цель была абстрактна, уже день на второй нам стало понятно, что мы ее не достигнем и мы просто наслаждались походом. Во второй раз мы уже целенаправленно ехали на РЛС "Памир" и попали туда.
Сегодня речь пойдет о прогулке по Карпатам, а конкретнее по, не самому хоженому их хребту, - Пневе.
Изначально в организации похода я не принимал никакого участия. Меня так достало организовывание чего-либо после соревнований Белое Болото, что я сознательно устранился даже от конструктивного обсуждения маршрута. Я шел в Карпаты гулять, полностью положившись на друзей. Как оказалось, все, кроме Чернова, отнеслись к планированию маршрута так же. Только Шурик ставил самые серьезные цели и нереальные задачи. Впрочем уже в первый день он свои планы и разрушил.
Дело было так. Мы, с пересадками на автобус, доехали до Верховины. К тому времени все уже полным ходом проводили обряд прощания с пивом. Более-менее крепкие напитки в поход с собой пронести можно, пиво же по горам таскают только самые отпетые... Водитель бусика, который мы арендовали, подлил масла в огонь показав нам местную пивоварню. Пивоварня была взвешена. Пиво признано годным.
2. Автовокзал Верховины.
В Шибеном, в честь наличия погранзаставы, у нас проверили паспорта и тут что-то пошло не так. Теоретически мы должны были начинать подъем на хребет прямо отсюда, но как-то вовремя подвернулся УАЗ с открытым верхом и предложил спасти нас от тяжести подъема на хребет. Все радостно согласились. Победа - скажете вы. А вот и нет. Я же говорю - что-то пошло не так! Чернову зачем-то показалось, что хребет может и подождать, а вот попить минеральной воды в Буркуте нам очень-очень надо. Так как именно Шурик отвечал за маршрут спорить с ним никто не стал. А впрочем, спорить уже было особенно некому...
3. Неси меня УАЗ...
4. Вадя начинает о чем-то догадываться.
От места высадки в центре Буркута мы осилили пройти еще с пол километра, в сторону минерального источника, где и стали на ночевку. Вода там была весьма специфична на вкус: газированная и с серо-водородно-железным привкусом. На любителя в общем... Зато можно было ее сразу же запить из ручейка пробегающего рядом. Ну или чем-то более высокооктановым. В итоге мы так и заснули прямо на дорожке, измученные транспортной чехардой и местной минералкой.
Утром, мы провели рекогносцировку и выяснили, что находимся в тупике, а точнее в ущелье, единственный выход из которого ведет назад - откуда пришли. То есть в Буркут. Оттуда нужно было сдать еще немного назад, почти до Шибеного и только там начинался нормальный подъем на наш хребет. Мы же пошли другим путем. А именно - решили брать хребет в лоб. Прямо отсюда и без всяких дорог.
Такое мы уже отмачивали в нашем самом первом походе.
5. Поначалу даже было какое-то подобие тропинки и, несмотря на крутой уклон, идти было весьма комфортно. В бутылке минералка-буркутовка, если-что.
6. Начали появляться хоть какие-то намеки на виды вокруг.
7. Дальше-больше, и уклон увеличивался и тропинка исчезла.
8. Пока и вовсе не превратилась в валежник поросший колючими кустами чего-то похожего на малину. Под рюкзаком преодолеть эти препятствия было очень сложно. К тому же стоял полный штиль и полуденный летний зной.
9. Коля залез на сломанное дерево, чтоб поснимать "довольные лица". Внизу видно как кто-то пробирается. Да-да, вот то коричневое пятно под деревом внизу - чей-то рюкзак.
10. Антон с Инной после валежника.
Впрочем, как и все плохое, подъем вскоре закончился и мы выползли на хребет.
11. Инна предлагает, героически поднятое сюда пиво, а Мамка курит карту. На этом этапе нам все очевиднее становится, что кромешного ада с подъемом влоб было очень просто избежать.
12. Какое-то время мы шли по кромке одного их отрогов основного хребта.
13. Пока не вышли на дорогу.
14. Ту самую по которой нас на хребет, еще вчера, предлагал забросить водитель УАЗа. Но мы ведь не ищем легких путей.
В описаниях Пневе подавался как один из самых диких хребтов. Тут даже медведи водятся. Впрочем мы застали тут цивилизацию.
15. Здесь паслись овцы.
16. И даже конь валялся!
17. Общаться с нами кони не захотели.
18. Оббежали стороной, на всякий случай.
19. Дорожка вьется по хребту. Идти по ней совсем не сложно. Появлялись даже идеи как-то прокатиться тут на велосипедах. За все три дня, которые мы провели на хребте, нам встретилась только одна группа туристов, как раз на велосипедах.
20. На заднем плане калыба, где и ночевали велосипедисты. Именно сюда нас еще вчера могли закинут на машине.
21. "Краєвид на фоні пейзажу" (с)
В поисках места для ночевки осмотрели полоныну с заброшенной калыбой:
22.
23.
24. Фастпрэй по-карпатски. Почти заброшенный. Возле него мы пополнили запас воды, что позволило нам заночевать прямо на хребте.
25. Место для ночевки. На заднем плане видно наползающую на хребет тучу. Ночью это происходит особенно неожиданно: в какой-то момент свет налобника просто перестает пробивать окружающий воздух так, что даже ног собственных не видно. Возвращаться в лагерь, после суровой "экспедиции" по нужде, приходилось, буквально, на ощупь. Рассказы о местных медведях в такие минуты казались особенно безрадостными и зловещими.
26. Туча сползла обратно в долину.
27. Местное население занимается сбором черники или по-местному "афены".
28. Суровый Вадя. У него за спиной в долине иногда мелькали домики ближайшего села. Хоть дотуда было не меньше сорока километров (по дороге) мне живо представилось, что там есть магазин... А в нем пиво...
Когда я это произнес вслух, на нас обернулась женщина проходившая мимо. Поначалу мы приняли ее за собирательницу афен.
- Так чого ж ви, хлопці, повз пройшли? У нас в калибі теж магазин є.
- А пиво там є.
- Є.
Такого сервиса никто не ожидал. На, вроде бы как, одном из самых диких хребтов в неприметной калыбе, которую мы прошли пару сот метров назад, можно было спокойно пополнить запасы продовольствия. Знали бы мы заранее, не тащили бы с собой половину раскладки.
Дальше, естественно, начался праздник:
29.
30.
А вы все еще называете прогулки - походами, а фотовыезды - экспедициями?
Далі буде...