Счастливчик Уайли (и про дирижабли) с картинками.

Feb 08, 2007 11:37

Будучи впечатлен рассказом haeldar о Бабе на корабле вспомнил историю везучего офицера US Navy Lt. Commander Herbert Vincent Wiley.
Осторожно! Около полмега картинок и много букв.

Так уж получилось, что Уайли пришлось служить на дирижаблях. Начал он свою воздухоплавательную карьеру на USS Shenandoah (ZR-1) 3 сентября 1925 года разломившегося на части в сильную грозу. Командир корабля и еще 13 членов экипажа погибли, Уайли оказался в числе выживших.



Потом наш герой служил на USS Los Angeles (ZR-3) - цеппелине немецкой постройки (заводской индекс LZ-126). Обошлось без приключений.



8 августа 1931 года над полом ангара в городе Акрон (штат Огайо) всплыл первый в мире дирижабль-авианосец, окрещенный Лу Гувер, женой тогдашнего президента США  в честь места постройки "Акрон".



Уайли получает назначение на "Акрон" старшим офицером. Совершив несколько испытательных полетов
USS Akron (ZRS-4) перебазируется на знаменитую NAS - Naval Air Station в Лейкхерст, штат Нью-Джерси. 27 сентября 1931 года, в день ВМФ, дирижабль вступает в строй. Корабль длиной в 240 метров несет на борту 4 истребителя F9C Sparrowhawk и 16 пулеметов, 89 матросов и офицеров составляют его экипаж.



Учения, эксперименты, полеты - "Акрон", как сегодня выражаются "живет насыщенной жизнью".
Но 3 апреля 1933 года имея на борту контр-адмирала Моффета с адьютантом, начальника авиабазы Лейкхерст Берри и подполковника Мазури (горячего сторонника гражданского использования дирижаблей, находившегося в гостях у адмирала), а также 19 офицеров и 57 матросов экипажа ZRS-4 вылетел, чтобы принять участие в маневрах. Почти с самого начала полета ветер начал трепать огромную тушу корабля. В результате неправильно понятого сообщения с земли дирижабль изменил курс так, что направился прямо в центр шторма.
Дальше потеря высоты, разрушение сначала рулей, а потом и силового набора в хвосте, потеря газа из разорванных баллонетов и падение в море. Это произошло примерно в 0:30 4 апреля 1933 года. В 0:55 шлюпка с немецкого корабля "Фебус" (Phoebus) подобрала радиста, боцманмата и авиамеханика с "Акрона", ну и конечно старпома Уайли. Радист позднее скончался на борту "Фебуса".
Остальные выжившие были приняты морским министром (так по-моему можно перевести Secretary of the Navy) в его оффисе:



Слева направо: помощник морского министра Генри А. Рузвельт, морской министр Клод Свенсон, адмирал Уильям Пратт, наш герой лейтенант-коммандер Герберт Уайли, боцманмат 2-го класса Ричард Дэйл, авиамеханик 2-го класса Муди Эрвин.

Однако всего за три недели до катастрофы "Акрона" жена контр-адмирала Моффета Джаннет окрестила его ситершип "Мэкон", построенный той же фирмой Goodyear-Zeppelin там же в Акроне. Пожалуй самый опытный из оставшихся в US Navy воздухоплавателей Уайли был назначен командиром USS Macon (ZRS-5).
23 июня 1933 года "Мэкон" вступил в строй. Авиагруппа дирижабля была увеличена до пяти машин.
И все пошло своим путем - снова полеты,  учения и эксперименты.

После перелета из Лэйкхерст в Саннивейл:



В глубине ангара виден небольшой дирижабль мягкого типа.

В апреле 1934 года совершая перелет из Саннивейл, Калифорния (ныне Моффет филд, в честь погибшего на "Акроне" адмирала) на базу Опа-Лока во Флориде дирижабль несколько раз попадал в бури и получил тяжелые повреждения силового набора. Однако экипаж сумел отремонтировать корабль в полете. При тщательном осмотре на земле было принято решение заменить поврежденные конструкции.
11-12 января 1935 года "Мэкон" принял участие в военно-морских маневрах у побержья Калифорнии между Сан-Франциско и Сан-Диего. Несмотря на плохую погоду дирижабль успешно выполнял поставленные задачи, выпускал и принимал самолеты. 12 февраля учения были закончены и "Мэкон" взял курс на базу в Саннивейл. Ветер был сильный, но до штормового не дотягивал. Начало темнеть. Дирижабль шел на высоте 380 метров со скоростью 117 км/ч.
И тут почти повторилась история "Акрона" - поломка руля направления порывом ветра, затем отказ рулевого управления и разрушение силовых конструкций хвоста. Попытки набрать или удержать высоту были безуспешны. Обломки набора пропороли баллонеты с гелием, из-за большого дифферента не удалось выпустить самолеты, чтобы облегчить корабль. В 17:39 "Мэкон" коснулся воды в 16 км от берега в 180 км южнее Сан-Франциско. Когда до поверхности оставалось 300 м Герберт Уайли отдал приказ надеть спасжилеты, остановить двигатели и приготовиться к приводнению. Поскольку маневры только закончились, множество кораблей находилось поблизости, что и позволило спасти весь экипаж "Мэкона", кроме радиста, спрыгнувшего в воду с 20-тиметровой высоты и утонувшего и повара, отправившегося осматривать повреждения кормовой части и пропавшего.
Дальнейшую судьбу Герберта "Лаки" Уайли я не знаю. Попытки поиска в сети не увенчались успехом. Если кому повезет больше - буду рад получить информацию.
Пришлось опустить массу интереснейших подробностей о службе дирижаблей в ВМФ США, но если кому интересно и не пугает английский то прошу сюда:

http://www.answers.com/topic/list-of-airships-of-the-united-states-navy

http://www.history.navy.mil/branches/org11-2.htm - интереснейший ресурс с массой фотографий по истории US Navy и не только US! Я фото брал оттуда. Борцунам за копирайт читать http://www.history.navy.mil/branches/org11-4.htm .

Update 2016:
Ссылко сдохло, теперь на полное собрание фото дивиться здесь.

Есть еще харвестовская книга "Дирижабли на войне", тоже очень интересная, несмотря на одиозную фигуру редактора серии.

Ф-фсё!

Дирижабли, Флот

Previous post Next post
Up