ЧЕТЫРЕ СТОЛПА МЕКСИКАНСКОГО КИНЕМАТОГРАФА

Jun 01, 2013 02:30

В связи с предыдущей ссылкой в посте про Сергея Бородина, повторяю отрывок из своего давнего поста о замечательном фильме "Бугамбилия" - шедевре мексиканского кинематографа. Была ли настоящей та сельская Мексика, которую выдумали мексиканские энтузиасты от кинематографии?  (в посте про Бородина вопрос стоит так - был ли настоящим тот образ Тимура Тамерлана, который гениально подал Бородин?)

Кто такие четыре столпа мексиканского кинематографа? Индейское вИдение мира.

Когда снимался фильм "Бугамбилия" (1946 г.), еще никто не знал о том, что Эмилио Фернандеса "Индио" будут называть основоположником мексиканского кинематографа. Что "Индио"  назовёт своим учителем Сергея Эйзенштейна, который в начале тридцатых годов приезжал в Мексику, чтобы снять свой знаменитый материал, который впоследствии назовут фильмом "Да здравствует Мексика".


Эмилио "Индио" Фернандес.


Эмилио "Индио" Фернандес навсегда останется под глубоким впечатлением фильмов Эйзенштейна, хотя  отснятый материал так и не вышедшего тогда фильма Эйзенштейна о Мексике на долгое время остался на хранение в Голливуде. Но "Индио" его увидел. Видел он и другие фильмы Эйзенштейна. Это он, "Индио", пошел по следам Эйзенштейна, и вслед за ним создал тот расхожий стереотип Мексики, по которому Мексику узнают во всем мире.  Мексика - это горячие, искренние люди, погоня, стрельба, клятвы в верности, кактусы и смерть, смерть...


Габриэль Фигероа, "четвертый муралист".

Тогда, в 1946 году еще никто не знал, что фильм "Бугамбилия" снимает кинооператор высочайшего класса - Габриэль Фигероа. Габриэль Фигероа тоже учился у русского оператора - его примером на раннем этапе стал Эдуард Тиссе, оператор Эйзенштейна, который снимал в Мексике. У великих учителей вышли великие ученики.

Великий мексиканский режиссер Эмилио Фернандес "Индио" и его оператор Габриэль Фигероа долгое время работали в одной команде, и создали немало фильмов.

"Габриэль Фигероа осознавал тот факт, что он вместе с Фернандесом - а они были той самой командой, которая создала известную Золотую эпоху [ мексиканского кинематографа - вставка моя ]   - выдумали идею так называемой «сельской Мексики», которой на самом деле не существовало. Посредством визуального образа Фигероа первым начал конструировать новое, пост-революционное самосознание мексиканцев . «Живописец света», Фигероа учился своему искусству у Грегга Толанда и Эдуарда Тиссе, оператора Эйзенштейна. Считается, что Фигероа, совместно с «Индио» и другими режиссерами, создал новую эстетику мексиканской кинематографии. В более чем двухстах картинах он создал классический образ и эстетику мексиканского кино, которые подверглись влиянию, и сами оказали влияние на современных им мексиканских художников. Фигероа был пионером в воссоздании индейского видения мира, которое оказало большое влияние на мексиканских муралистов, и самого его называли четвертым великим мексиканским муралистом после Ороско, Диего Риверы и Давида Сикейроса. Сам Сикейрос называл кинематографию Фигероа «живыми фресками». "
http://us.imdb.com/name/nm0273477/bio

Вот так - "четвертый муралист", после Ороско, Риверы и Сикейроса. Ни больше, ни меньше. Габриэль Фигероа действительно впоследствии стал всемирно известным кинооператором. Когда он уже состарился, ему принесли сценарий фильма "Рэмбо", и предложили стать оператором, но он отказался - ему не понравилась сама идея, и не понравился сценарий.




Педро Армендарис-старший  и Долорес-дель-Рио в фильме "Бугамбилия".

После того, как была создана первая копия "Бугамбилии", ее принесли на первый показ в студию СLASA Films Mundiales. Директор студии закричал на всю команду - Мне здесь не нужны гении! - и выгнал всех с просмотра. В один момент Фернандес, Фигероа и Армендарис остались без работы. (думаю, что недолго, ибо они впоследствии создали немало шедевров).

В   фильме Бугамбилия нет ни одной народной мексиканской мелодии, ибо фильм является элитным. Музыкальное оформление фильма включает только классическую музыку Шопена, Шуберта (фортепьяно) и симфонический оркестр, который навевает суицидные настроения, особенно в конце фильма. Даже сцена с похоронной процессией, где несут погибших при взрыве шахты рабочих, сопровождается симфонической музыкой и хором. Очень достойное обрамление для такого кинематографического шедевра.

Вот так надо ценить черно-белое кино и его ФОТО-ГРАФИЮ - "живопись света". Графика - это живопись света. Все ракурсы у Габриэля Фигероа выписаны так, словно это настоящие графические полотна.

Что касается Эмилио Фернандеса, то он много снимался как актер, хотя его актерская карьера отличается от режиссерской. Еще будучи в Голливуде (он бежал в Штаты после того как на родине его приговорили за поддержку режима президента Уэрта), он увидел материалы Эйзенштейна к несостоявшемуся фильму "Да здравствует Мексика", и этот сырой материал произвел на него неизгладимое впечатление. Там же он познакомился с  актрисой Долорес дель Рио, которая позднее, вторым браком вышла замуж за известного художника-постановщика Голливуда Седрика Гиббонса. Есть байка, что когда у Американской киноакадемии возникла идея о создании премии Оскар - фигурки рыцаря с мечом, стоящего на катушке кинопленки - и Гиббонс совместно со скульптором Джорджем Стэнли искал натуру для стоящей фигуры, то Долорес дель Рио посоветовала в качестве натурщика привести Эмилио Фернандеса (уж больно красив был, подлец). Фернандес сначала сопротивлялся, т.к. ему не понравилась сама идея, но потом сдался и позировал нагишом для Стэнли.

Как актер, Эмилио Фернандес начал свою карьеру статистом в фильме "Поток" (The Torrent, 1926), которым дебютировала в Голливуде сама Грета Гарбо.

Фильмография Фернандеса как актера тоже производит впечатление. Правда, он сильно пострадал от того образа бандита и революционера, который сам же и создал - ибо голливудские режиссеры приглашали его исключительно на роли революционных злодеев. Например, в известном голливудском фильме The Wild Bunch ("Дикая банда") он снимался в роли отъявленного злодея революционного генерала Мапаче. В основу этого фильма легли события из бурной жизни банды Бутча Кэссиди, которую тоже называли "Дикой бандой".

Эмилио Фернандес всегда гордился своим индейским происхождением. Его отцом был известный революционный/контрреволюционный, в зависимости от периода Революции, генерал (или полковник), испанский эмигрант, а матерью была индеанка кикапу. Этим индейским происхождением многие объясняют тот факт, что Фернандес мог сниматься в ролях индейцев - он умел прекрасно интерпретировать индейские образы, и в достижении выразительности характера героев мог равняться даже с самим Педро Армендарисом. Обычно в качестве примера приводят его главную роль в фильме "Ханитцио" (Janitzio) режиссера Карлоса Наварро. Этот фильм является интерпретацией знаменитой легенды тарасков Мичоакана об Эрендире.

Меня, однако Фернандес интересует больше как режиссер. Считается, что его лучшей картиной была Мария Канделария (Maria Candelaria), а последующая за ней "Бугамбилия"  является более шедевром операторского и сценического искусства.

Об Эмилио Фернандесе написано много исследований и даже книг. Автором одной книги является Пако Игнасио Тайбо, отец младшего Пако Тайбо II, известного современного журналиста и писателя, который совместно с субкоманданте Маркосом написал детективно-сапатистский роман, который когда-нибудь, возможно, будет опубликован в России .

А вообще "Бугамбилия" (или же попросту цветок-бугенвиль, но ах и ох! - мне больше нравится испанское название) - это один из моих любимых фильмов. Элитная режиссура, элитная фотография, и актеры высочайшего класса.

-   "Индио"  Эмилио Фернандес

-   Долорес дель Рио

- Габриэль Фигероа

(http://cinemexicano.mty.itesm.mx/directores/figueroa.html)

- Педро Армендарис (старший).

Фильм "Бугамбилия" на  сайте  Cinemexicano

мексиканский кинематограф, персоналии, фотография, Мексика, мнение

Previous post Next post
Up