Шерлок

Jan 11, 2016 20:46

Наконец-то телевизор дождался меня!  В праздники он буквально работал на износ.

Сериал "Шерлок" мне удалось посмотреть во второй раз. Кстати сказать, я и первый-то раз узнала о существовании этого сериала чисто случайно.  Бывало и так, что я узнавала про фильм только через десять лет его появления на экране! ))  Так что Шерлоку, можно сказать, повезло. В смысле, со мной повезло.))



Сразу обозначу свое отношение - да, этот сериал мне весьма понравился. Он сделан блестяще!  Порядком затасканная тема из Конан-Дойля наконец-то получила свежее дуновение ветра. Возможно, того самого "восточного", о котором так загадочно упоминается в конце картины.

Проект о похождениях современного Шерлока Холмса  -  современного лондонского детектива, блестящего интеллектуала и "активного социопата" -  получился во многом благодаря дуэту актеров Бенедикта Камбербетча (Шерлок) и, традиционно, оттеняющего его Мартина Фримэна (доктор Ватсон), который, в свою очередь, создал образ "истинного англичанина".  Странный (то что называется "bizarre") интеллектуал, никак не вписывающийся в общество нормальных людей, Шерлок Холмс, и  рядом с ним  - истинный традиционный англичанин, солдат, армеец, человек искренний и способный на дружбу. Вам не кажется, что при всей инновационности сериала,  его создатели придерживались той же линии, что и Конан-Дойль  -  они вполне удачно показали контраст характеров, и странную дружбу двух разных людей.



(кстати, дуэт Бенедикт Камбербетч/ Мартин Фримэн уже традиционно выступал в контрасте - в трилогии "Хоббит", где Фримэн изображал из себя Хоббита, а Камбербетч - Дракона :))  Вот уж там был контраст так контраст!  Настоящий театр! )

Cразу признаюсь, что для меня главным очарованием сериала стал голос актера Камбербетча - низкий, глубокий, интеллектуальный. Недаром актер Камбербетч является потомком королевского рода Плантагенетов - ну хоть что-то должно остаться от королей!  Собственно, во многом только на голосе Камбербетча основан образ Дракона в сериале "Хоббит" - этот голос завораживает. Русский дубляж голоса Шерлока очень похож на оригинал, но все же оригинальный, английский голос Бенедикта Камбербетча обладает очень сильным очарованием.

Ну, помимо всех этих приятностей, я вынесла из этого сериала несколько личных впечатлений и замечаний. Если интересно, то следите за моей мыслью.  Не будет никаких дурацких импортных слов типа флэшбэк и прочих дурацких словечек, которые любят отпускать доморощенные киноведы. Я не кинокритик, а простой зритель.

Первое замечание

Во-первых,  в этом сериале Би-Би-Си сознательно обозначила свою политическую ангажированность - брат Шерлока  -  Майкрофт Холмс является высшим чином британской разведки (то ли Май-6, то ли Май-5, кто их там разберет...). Шерлок активно сотрудничает с разведкой, и противостоит терроризму и прочим заграничным уродам, среди которых четко обозначена Сербия (посыл таков: мы их правильно разбомбили!)

Во-вторых, та же железная политическая ангажированность и слоган "Если мы думаем, что человек плохой, то его надо убить!", -  четко прослеживается в образе Мэри Морстан, которая стала супругой Джона Ватсона. Образ Мэри, надо сказать, вполне удачно воплотила на экране Аманда Аббингтон - ну разве она не прелесть!  Она не тощая обглоданная селедка с кислым лицом и тонкими губами, как Ирен Адлер. Напротив - ее плечи округлы, фигура гармонична и очень женственна. Короткая прическа нисколько не умаляет женственности - она лишь выгодно подчеркивает округлости ее фигуры, плеч, и мягкость движений.



Но это совсем другая Мэри Морстан - совсем не та милая,  сдержанная девушка, которую когда-то изобразил Конан-Дойль. Современная Мэри Морстан познакомилась с практикующим доктором Ватсоном, когда им обоим явно стукнуло за сороковник, и их характеры уже вполне сложились, и обкатались жизнью. Ну, в наши времена этот возраст - самый нормальный для заключения первого брака. Мэри сообразительна, проста в общении, мила, обладает настоящим "бытовым" женским очарованием, и по характеру ее поведения мы можем предсказать, что семьей Ватсонов будет править чуткая, но железная леди.  К тому же, она искренне любит простого и где-то наивного в своей порядочности доктора Ватсона. Вот уж свезло так свезло доктору Ватсону!   С другой стороны, современная Мэри Морстан, будучи "очень умна" (как ее определил Шерлок), - прекрасно осознает, как ей повезло с Джоном Ватсоном! Такого мужчины - верного, преданного, неглупого и очень искреннего - в наше время днем с огнем не найти. Этот союз, можно сказать - гармоничен, как никакой другой.



И вот, создатели сериала решили нас буквально оглоушить тем, что Мэри Ватсон (а настоящее ее имя неизвестно, разве что оно может находиться в файлах на флешке под названием A.G.R.A.) - эта Мэри Ватсон является наемной убийцей ЦРУ!  Более того - о ужас! - она не британка, хотя говорит без акцента.



И вот, уже после заключения брака с Джоном - открылась ужасная правда: Мэри была наемной убийцей.  Холмс просканировал ее образ и детектировал, что у Мэри прекрасная память, она сходу может понять, что простая СМС является шифровкой, что она знает несколько иностранных языков, и стреляет - что твой Джеймс Бонд.  Самая ужасная сцена начинается, когда двое мужиков - Холмс и Ватсон -  в каком-то заброшенном доме начинают ментально пытать бедную женщину, которая уже беременна.  Ментально пытать - это означает, что Шерлок прямо и безжалостно говорит этой мягкой, округлой женщине с огромными умными и добрыми глазами, что она обманула своего мужа, ибо выдавала себя не за ту, которую пыталась изобразить. Вот ей-богу, мне лично было остро-больно смотреть эту сцену!  Такая пытка сродни физической. Ей самой было больно держать в неведении своего мужа... Если кто не понял - я это искренне говорю, от всей души. Сцена была сыграна очень  убедительно. А Джон Ватсон-то каков!  Обманутый муж... презрительная мина... страдание... страдание... СТРАДАНИЕ!

Как это подло, но как картино и мелодраматично! - заманивать бедную женщину в какой-то туннель, где ее ждет разборка с обманутым в своих лучших чувствах мужем!



Сцена продолжается на Бейкер-стрит, 221Б.  Мэри посадили в кресло и подвергли допросу. И вот тут милая добрая Мэри выдает на-гора фразу, которая суммарно выражает отношение британцев к окружающей политической обстановке - Да, мол, убивала людей, но ведь это были плохие люди! Они заслуживали смерти!



И знаете, при этом так жалеешь бедную Мэри Ватсон, так жалеешь, и искренне понимаешь, как она права... Наемная убийца ЦРУ с огромными синими глазами на добром лице - это так мило!  И она будет такой замечательной матерью, и такой железной опорой настоящему британцу Джону Ватсону!

Уловили мой сарказм?  Короче, Би-Би-Си в своем репертуаре.

Второе замечание

Далее.  Второй момент, который я для себя отметила:  помимо Шерлока и Джона Ватсона, в сериале ощутимо присутствует третий яркий образ - это Лондон! Современный Лондон, разнообразный Лондон... Шерлок стоит на крыше, и смотрит сверху на свой любимый город.  Как я его понимаю! А ведь и я, - говорю я себе, - и я тоже стояла на такой же крыше, и так же смотрела на Лондон сверху!  И он мне казался таким белым-белым... Впереди меня был Молл, и Букингемский дворец.  Улицы плавно загибались, и стекались к Трафальгарской площади... Белый Город, короче. Гондор.

Откуда же я тогда знала, что буду стоят на крыше как современный Шерлок Холмс!





Лондон  - Белый Город, как увидела его я.

А вот Лондон, как его видел современный Шерлок:



Сразу видно, что мы с ним стояли на разных крышах.))  И моя крыша была не только в другом месте, но и явно выше!  Но я со своей крыши прыгнуть вниз не думала, и даже не пыталась - там везде стояли ограждения. Да и слабО мне! без мощной интеллектуальной поддержки Майкрофта Холмса и его логистического отряда.

(вопрос: Кто неплохо знает Лондон - и тот не сразу догадается, где я стояла. ))

Неплохо заработает туристический бизнес в Лондоне, после такого туристически-ориентированного сериала как "Шерлок", где Лондон являет себя тысячью образов, и является полноценным действующим лицом!  Как говорится в известном романе - полнейшая выгода и очевидный профит! (с)

Третье замечание

Образ Чичикова профессора Мориарти. Однако, какой он, к лешему, профессор?  Он хипстер-кривляка с пидороватым голосом и неутоленной жаждой драйва в глазах. Однако, нужно отдать должное выбору актера (вы следите напряженно за моей речью? я-таки умудрилась избежать слова "кастинг"! :)),

ибо...



дивные -  глубокие как омут и черные как ночь -  кельтские глаза ирландского актера Эндрю Скотта, его манера заглядывать своими глубокими очами, которые остаются неподвижными на гримасничающем лице, прямо в душу своему собеседнику  -  придают образу Джима Мориарти волшебную притягательность, и одновременно отталкивают. В исполнении Скотта, Мориарти предстает глубоко несчастным человеком, который не может утолить жажду жизни, ибо ему не дано просто жить. Как тут не привести в пример ту самую хандру, которой маялся лорд Байрон, и которую так высоко вознес Лермонтов в своем Печорине? Ах этот английский байронизм... Во что ты выродился в двадцать первом веке!

-  А все, чай, французы ввели моду скучать? - (спросил Максим Максимыч)
- Нет, англичане.
- Ага, вот что, - отвечал он. - Да ведь они всегда были отъявленные пьяницы!  (с)



Но вот согласитесь, что сцена с Джимом Мориарти в Тауэре - просто блестящая!  Подано красочно, туристически (везучий ты, Лондон!  Весь этот сериал и сняли-то только для повышения туристического потока!) - показан красивый ухоженный Тауэр, туристы, интерьеры, где простой хипстерок в бейсболке и наушниках, жующий жвачку,  плавно и неторопливо осуществил взлом нескольких самых охраняемых объектов в Англии - включая этот самый Тауэр.  Вырубил парнишка в бейсболке охранника,  взломал усиленную  охрану королевского трона, надел королевские регалии и уселся там, продолжая жевать жвачку.

И все эти быстро сменяющиеся сцены - поднятая на ноги полиция, машины, мчащиеся по Лондону, и сам Мориарти, пишущий на выставочном стекле "дайте мне Шерлока" - все это плавно катится под волшебную музыку Россини, увертюру к "Сороке-воровке", под триумфальные раскаты духовых инструментов симфонического оркестра!

Это настоящее кино! То самое кино, основную концепцию которого определил Сергей Эйзенштейн, как "монтаж аттракционов".  Зрелищно, пафосно, не скучно!

image Click to view



Четвертое замечание.

Вот касательно сцен.  Еще одна прекрасно, с юмором сделанная сцена - это появление Шерлока в блестящем ресторане "Landmark", где Ватсон планировал сделать предложение Мэри.  Для Ватсона Шерлок умер, и с момента его смерти у него началась своя,  независимая жизнь.

Шерлок появляется, чтобы сломать новую жизнь Ватсона.

- Он живет своей жизнью, - предупредил Шерлока Майкрофт. - Как, без меня? - пренебрежительно спросил Шерлок.

Как он самоуверен!

И какой выбор музыки! Шерлок появляется на публике в ресторане под песню группы Pink Martini - "Yolanda". Театрально, пафосно! Шикарный латиноамериканский ритм, под который Шерлок утягивает у посетителей то очки, то бабочку, то карандаш для глаз (для повода усиков), и наконец предстает перед сидящим Ватсоном в роли фг'анцузского сомелье...

¿Dónde estás, dónde estás, Yolanda?
¿Qué pasó, qué pasó, Yolanda?
Te busqué, te busqué, Yolanda,
Y no estás, y no estás Yolanda.

Можно послушать эту заводную песню про Йоланду здесь, и еще раз насладиться саркастической мелодрамой сериала:

image Click to view



Собственно, я и написала-то весь этот многобуквенный отзыв только из-за этой песни.))

Стоит еще отметить такой интересный прием, как появление на экране массы слов, визуализация телефонных СМС, передача мыслей через образы слов на экране - все это далеко не ново.  Cлова, слова, слова... Paroles, paroles, paroles....Графические образы слов, появляющиеся на экране то наплывом, то точечно - держат в напряжении, привлекают внимание, и не дают отвлекаться от экрана.  Однако, насколько я помню, этот прием появился давно,  в очень известном фильме Тони Скотта "Man on Fire" (2004), о котором я уже писала в своем дневнике.

У меня есть еще двадцать-тридцать замечаний по фильму - про Майкрофта Холмса, про несчастную, но вдруг ставшую сильной Молли, про испытательный полигон Баскервиль, и про миссис Хадсон, и про украденную из Букингемского дворца пепельницу... Однако, я продолжаю слушать волшебную музыку Россини, и мне ничего уже не надо.

Ну, и в заключение можно сказать, что весь сериал ."Шерлок " является коммерческим продуктом, созданным токмо бабла ради, но поскольку он сделан профессионально - то смотреть его весьма приятно, и очень развлекательно!

(нет-нет, я не смотрела продолжение - мировую премьеру "Безобразная невеста". Меня на это уже не хватило.))  Ну, лет через пять посмотрю...

комментарий, понравилось, Лондон, кинематограф

Previous post Next post
Up