Что нам стоит дом построить,
Нарисуем, будем жить. (С)
В топе пост о 5 мифах советской школы:
"Но уже во второй половине 20-х годов начались эксперименты: советское руководство не только допускало, но и поощряло попытки внедрения новых подходов и программ. Такие радикальные поиски полностью перечеркнули все то, о чем говорилось выше. "(С)
Правда дальше в тексте замечено, что в начале 30-ых годов опять решили вернуться к единому стандарту, но ведь до 80-ых все могло поменяться опять. Тем более, что в начале этих самых 30-ых годов героя моего рассказа еще в помине не было.
Недавно я писала о моем учителе физкультуры, но вы ведь не думаете, что он был такой адын-савсем-адын учитель-эстет? Дело же было в моей первой школе. Это уже в третьей кроме учителя физики и рассказать-то особо нечего, кроме хорошего. Там, где директриса большой умницей была. Но ведь подобных людей на все школы не хватит - даже Пеппи замечала, что представителями большинства профессий хоть пруд пруди, а вот с
дилекторами напряженка. Вот и не хватало нормальных директоров на все школы, зато какие учителя были - Макаренко со Споком нервно курят в сторонке. Одним из таких был мой учитель рисования.
Ходили слухи, что за новаторские идеи он то ли получил премию, то ли звание. Но чего не знаю, того не знаю, зато на уроках нам скучать не приходилось. Темы были разнообразны: то мы вазу рисуем со всеми объемами, тенями и т.п.(вы видите это зеленое пятно на коричневое вазе?), то мы тряпку изображаем со всеми складками тенями и изменением цвета (задание на дом - нарисовать театральную портьеру). А бабочка со своими цветными переливчатыми крыльями, а бедная веточка вишневого дерева, пострадавшая натурой, а карандашные наброски балерин, а открытки к восьмому марта, а иллюстрации к детским сказкам... Да что там всё перечисленное! Рисовать чернилами пером не пробовали? А создавать картины расческой по измазанной черной гуашью бумаге? А создавать картины мозаикой из клочков бумаги - говорю же вам: наш учитель большим затейником был.
Догадываюсь, что автор детского стихотворения поведал о трудностях перехода между от рисунка к суровой действительности, но у меня проблемы начинались еще на первой стадии. Да и вообще, честно говоря, если бы наш учитель ставил пятерки исключительно согласно своим требованиям и следуя букве Правды и Справедливости, то у нас в классе их было бы ровно полторы штуки: Ира Ш. рисовала просто восхитительно, а Илона Р. весьма неплохо. Однако, вы сами понимаете: такие оценки в классе могли бы идти вразрез с его званием талантливого и передового педагога, а другой стороны весьма серьезно обидеть группу "некоторых равнее" с Р.Т. во главе.
В уже упомянутом мной посте также разоблачался миф высоких зарплат учителям. Но я думаю, что родители этих самых "некоторых равнее" в него никогда и не верили, а посему четко знали, что нужно делать, чтобы весьма обыденные таланты их деток превратились в отличные. Барашки в бумажке ли, борзые щены - все средства хороши, извиняюсь, отличны. Справедливости ради нужно заметить, что рисовала я хуже Р.Т. А та хоть и рисовала хуже Иры с Илоной, но всегда слыла в лучших - кто ж пойдет супротив мамы-врача и отца инженера-строителя, не последнего человека в квартирном вопросе? Тем более учитель, проживающий в двух комнатушках на подвальном этаже нашей же школы.
Как я уже честно призналась, мои художественные таланты особой красой не отличались, хоть я и рисовала не сильно хуже большинства группы "некоторых равнее". Но к самой группе не принадлежала. Однако моя мама всё равно считала, что если я постараюсь и уделю домашним заданиям достаточно сил и времени (т.е. буду рисовать все выходные напролёт), то и я смогу, а дочка-не-отличница - позор семьи.
Выходные пропадали втуне. Я переводила бумагу, краски, карандаши и т.п, и все выходные ждала с отчаянием. Моя мама умела рисовать только елочные ветки (годилось исключительно для новогодних открыток), папа - самолеты (а это нашего учителя рисования не интересовало совсем).
Впоследствии выяснится, что и у меня имеется свой однобокий талант в рисовании котиков, но и они интересовали нашего учителя также сильно как папины любимые самолеты.
При всем при том некоторое время спустя и мне выпало счастье: у мамы появилась приятельница тетя Рита. Та самая спортсменка-комсомолка-красавица, о которой я уже писала. Тетя Рита чудесно рисовала, обладала легким хорошим характером, а главное, прониклась необъяснимой симпатией ко мне - обычной девченке-пятикласснице. Сначала она вместо меня изобразила горьковского воробья, потом еще что-то, а потом и дала совет: "Ну что ты так переживаешь: бабочки-бабочки? У тебя же детская энциклопедия есть. Возьми и перерисуй по контуру или через окно на стекле!" Совет оказался ценным, и дальше я перерисовывала все, что могла. В остальном приходилось тяжелее.