(Untitled)

Sep 24, 2010 14:26

ДА, мне все говорили и говорят: "Почему так сложно обвенчаться? У нас никаких проблем не было...". А я спрашиваю: "Вы в каком году венчались?". Сложности нашего венчания можно было поделить на два типа - те, что связанны именно с нами, и те, что обусловлены актуально ситуацией нашей местной КЦ. Сначала о первых. Дано: невеста, уже скоро двадцать ( Read more... )

жизнь

Leave a comment

tigr_unikalnyj October 13 2010, 11:40:24 UTC
Нет, про Стефана сказка еще впереди. Это о. Кристиан из Сердца Иисуса. Хотя Стефан - это, несомненно, нечто. Насчет того, "зачем нужно" венчание ли, прочие ли таинства, да и сама Церковь как институция со всеми ее внешними, формальными и материальными проявлениями - если честно, я и сама пытаюсь ответить себе на этот вопрос. Пока получается только - наверное, нужно это все, раз столько миллиардов людей в течении стольких сотен лет полагало, что нужно. Прошу заметить, я это думаю, имея высшее богословское образование, титул канонического лиценциата по богословию... Все привычные богословские ответы я не только знаю, я их сама несколько лет провозглашала, читая лекции по экклезиологии. Но, видимо, сталкиваясь с неприглядной реальностью, мы чувствуем, что теоретических ответов, красивых, точных богословских формулировок, ссылок на Предание, на Учительство Церкви, на Катехизис и Кодекс Канонического права, всего этого - не достаточно. Что интересно, пока мы чувствуем себя в Церкви комфортно и надежно, у нас не возникают такие вопросы. По крайней мере, у меня не возникают, а если и возникают, то ответы, которое дают нам то самое Предание и Учительство, кажутся и разумными, и обоснованными, и достаточными. Настоящие вопросы и сомнения появляются лишь тогда, когда ситуация заставляет нас посмотреть на Церковь извне...

Reply

manya_masha October 13 2010, 12:10:53 UTC
Как странно...
А у меня все ровно наоборот: интерес и любовь к богословию всегда была связана как раз с ощущением недостаточности "привычных" ответов и реалистичным взглядом на "неприглядную реальность", которые и требовали НАЙТИ СОБСТВЕННЫЕ ответы, которые будут "выстраданы" и продуманы достаточно, чтобы выдерживать критику "взглядом извне".

Помнится, в свое время ректор Краковской семинарии ставил в пример семинаристам студентов "с востока" под лозунгом: "Вот знаете, почему им так легко дается то, что Вы долбите в поте лица? - Потому что для них это то, чем они живут, они ищут в богословии реальные ответы на реальные экзистенциальные вопросы - вот и "зарываются вглубь", и находят эти ответы, а с ними - и оценки получают хорошие, потому что им НЕ НАДО УЧИТЬ - они ПОНИМАЮТ и ЧУВСТВУЮТ".

И мне, конечно, лестно, что это в мой адрес говорилось, но суть-то не в том, а в том, что я ПРАВДА до сегодняшнего дня была уверена, что все ровно наоборот: пока(если) мы чувствуем себя в Церкви комфортно и надежно, то никакое богословие нам нафиг не нужно. :)

Reply

tigr_unikalnyj October 13 2010, 13:19:59 UTC
Я не совсем о том. Не о богословии, точнее - не совсем о нем. Согласись, все боголовские ответы "работают" только в пространстве веры и при условии прдшествующего принятия Учения, хотя бы частчно. Основы богословия находятся в том же герменевтическом круге, что и его выводы - в Церкви. Если же, по какой-то причине, человек выходит за рамки этого круга - вера, Предание, Учительство, Церковь, то тут-то и выявляется недостаточность и неоднозначность. В конце концов, на что опирается Церковь? На вторичную (как минимум) интерпретацию единичного опыта отдельных субъектов (Откровение), который сама же описывает как непередаваемый в полноте, так как это - мистический опыт.

Reply

manya_masha October 13 2010, 13:36:42 UTC
Да нет, как раз не соглашусь. У меня биография ровно наоборот: личный опыт - я ж из верующей интеллигентской семьи...

Мне ЛИЧНЫЙ опыт (в том числе не только интеллектуальный, но и эмоциональный) говорит, что Бог есть,но Он непознаваем, а Церковь для большинства людей - это уютное убежище, позволяющее спрятаться от каких-то своих проблем (или в лучшем случае - помогающее их с большей или меньшей эффективностью решать).
А сугубо позитивистский бэкграунд заставляет воспринимать богословие как "не вполне науку" и предъявлять очень жесткие критерии к доказательной базе.

И я воцерковлялась как раз, ходючи на катехизацию "за компанию" с подругой и всю неделю после очередного занятия анализируя услышанное под лозунгом: "Ну, вот это-то точно не выдерживает критики, и я сейчас это докажу - вот только сначала сниму сама с собой поверхностный слой аргументации, чтоб при беседе не тратить время на очевидное".
То есть, для меня как раз НИКАКОГО предварительного принятия учения не было.

А утверждение что Церковь "опирается на вторичную (как минимум) интерпретацию единичного опыта отдельных субъектов" и вовсе попахивает ересью. :)))
То есть, я, кажется, понимаю, что ты хочешь сказать, но на мне оно, опять же, "не работает": пресловутый сугубо позитивистский бэкграунд слишком жестко требует отделять факты от их интерпретаций, и слишком малое значение придает последним. :)))

Reply

tigr_unikalnyj October 13 2010, 14:19:22 UTC
Я же не говорю про акт принятия веры... Ты знаешь хоть кого-нибудь, кто уверовал, только потому что ему доказали? Вера рождается не из доказательства (научного, рационального), а из свидетельства, она распространяется как огонь (или вирус ))) Кроме того, когда мы начинаем верить, мы еще так мало знаем, во что именно входим, во что именно верим... что это позволяет нам принять то, чего мы не понимаем, в уверенности, что мы все поняли и поняли правильно. Ты в своем собственном опыте разве с этим не сталкивалась? Я, вообще, полагаю, что вера - хотя ее и считают особой формой познания - начинается не столько в разуме, сколько в воле. Мы начинаем верить, потому что хотим верить, а воля увлекает разум за собой. Когда в нас рождается вера, она как бы побуждает наш разум выдать кредит доверия тому, кто обещает нас ввести в жизнь веры, и вот тебе приняте Предания и Учительства.
Но это так, отступления. Я выше говорила не о вее в Бога, который есть и непознаваем, а о вере Церкви, в Бога Церкви, в Церковь и ее установления, в ее основы и пр. Все это декларирует, что опирается в той или иной степени на Откровение. Но что такое Откровение? Это Библия? Нет, Библия - это только запись истории об Откровении, именно это я имею ввиду, говоря о вторичности и интерпретации. Откровение, как нас учит Церковь, это событие, встреча Бога и человека. Не человечества, а конкретного человека. И вот, этот человек, пережив свой мистический опыт (а Церковь нас учит, что непосредственная встреча Бога и человека, непосредственное общение их называется мистическим опытом и имеет определенные свойства) пытается поделиться со своими ближними. Он рассказывает, как умеет - это интерпретация. Они понимают как умеют - это следующий виток интерпретации. Их собственный опыт либо подтверждает понятое, либо нет, из этого либо рождается вера, либо ничего не выходит. Хорошо, опыт подтверждается, вера рождается, они рассказывают дальше, они записывают, они передают историю другим, круги интерпретации расширяются... В какой степени первоначальный опыт той конкретной встречи, Откровения, сохраняется? В какой степени он обосновывает последующее развитие? Что общего между тем "авраамом", которого библеисты и историческим лицом не считают, и нашей Церковью сегодня?

Reply


Leave a comment

Up