Взято здесь:
http://bcxb.livejournal.com/54495.html Неплохая статья про Круговую кинопанораму на сайте
publicpost.ru И, заодно, еще информация по теме:
http://www.krugorama.narod.ru/
Живое ископаемое: круговая кинопанорама на ВДНХ
18.10.2012
Фото: Анастасия Петрова/PublicPost
Автор статьи: Наталия Бабинцева
Со старыми промышленными и техническими объектами в Москве до сих пор обходились тремя способами: их либо закрывали и сносили, либо перепрофилировали, либо о них просто забывали и они по-стариковски печально доживали свой век в полном забвении. Меж тем, в Европе объекты инженерной мысли прошлого - такой же предмет заботы и музеефикации, как и памятники архитектуры и искусства. В аллеях южного входа ВДНХ затерялся и, возможно, по этой причине выжил единственный в мире павильон со сложной технологией проекции круговых фильмов. Сейчас он функционирует в режиме обычного кинотеатра: двадцать сеансов в неделю, пустой зал. Простой неподготовленный зритель не понимает, как можно покупать билеты на архивные документальные фильмы продолжительностью 20 минут. Чтобы кинотеатр зажил новой жизнью, а уникальные копии сохранились, нужно изменить концепцию этого объекта.
Главный киноаттракцион страны
В советские годы Круговая кинопанорама был едва ли не главным аттракционом ВДНХ - после фонтана «Дружба народов», разумеется. Очередь на сеансы закручивалась в спираль задолго до начала показа. Билет стоил дорого - 50 копеек. В зале сидеть не разрешали: считалось, что именно в стоячем положении достигается максимальная иллюзия присутствия. Окруженный одиннадцатью экранами зритель оказывался внутри пейзажа фильма. Перелетал на плоту через пороги Ангары, покорял Эльбрус, рассекал на лыжах Домбай, проезжал в кабине машиниста через БАМ - это было круче, чем стереокино в спецзале кинотеатра «Октябрь».
Главными прокатными хитами считались фильмы «Возьмите нас с собой, туристы» (1965) и «В дорогу, в дорогу» (1969) Игоря Бессарабова. На эти сеансы водили делегации иностранных гостей: само путешествие по России было затруднительно и требовало абсурдного количества согласований - взамен иностранцам предлагали довольствоваться экзотическим роуд-муви.
Для отечественных зрителей, не имевших возможности перемахнуть через «бугор», существовали свои приманки - «Я хочу рассказать о ГДР», «Летом в Чехословакии», «На Венском фестивале». Все эти фильмы снял тот же Бессарабов. В силу громоздкости производства и специфики устройства съемочного агрегата (с расположенными по кругу 11 кинокамерами) роль оператора и режиссера минимизировалась. За такой камерой невозможно было «стоять» и следить: технология оправдывала лишь пейзажные съемки, а единственным выигрышным сюжетом было кинопутешествие. Режиссеров и операторов, освоивших специфику панорамной съемки на 35 мм, было считанные единицы, и они образовали своеобразную секту.
Догнать и перегнать
Эллипсообразный павильон для Панорамы был построен на ВДНХ в 1959 году в рекордные сроки - всего за три месяца. Весной того года Москва готовилась принять легендарную Американскую выставку в Сокольниках. Узнав о том, что Джордж Нельсон везет в Москву техническую диковину- «Циркараму» (Circarama) Уолта Диснея - Никита Хрущев велел быстро построить в Москве свою и лучше. По расчетам Евсея Голдовского, разработавшего советскую системы круговой кинопанорамы, для получения высококачественного изображения и 360-градусной проекции необходимо было 9 экранов, образующих замкнутый круг. Но поскольку в Америке была разработана 11-экранная система, было велено и на ВДНХ сделать такую же, но выстроить ее в два ряда: первые советские круговые фильмы проецировались на 22 экрана.
В Америке появление кругового киноаттракциона было связано с первым оттоком людей из кино: в квартиры рядовых американцев пришло телевидение. Компании-мейд жоры принялись спасать свой бизнес - изобрели широкий экран, круговое кино, стереоочки. Возникла идея тотального кино: максимально воздействуя на все органы чувств, зрелище должно было вовлечь человека в иллюзию полностью, не уступив реальности ни кусочка. Наши киноинженеры параллельно изобретали то же самое, с той только разницей, что их целью было не удовольствие рядового зрителя, а идея технического прогресса и соревновательный азарт.
Между шубой и акулой
Круговое кино было тупиковой ветвью развития кинематографа. Разбросанные по всему миру павильоны, предназначенные для проката панорамного кино, были постепенно демонтированы. А затерянный в недрах ВДНХ/ВВЦ кинотеатрик чудом выжил. В сумасшедшие 90-е его не только не превратили в павильон для торговли шубами, но и согласно странной чиновничьей логике отремонтировали. Информация о том, что у нас в Москве 21 века в эпоху 4-G и 3-D на окраине центра города четыре дня в неделю крутят круговое кино, воспринимается как фантастика.
В августе месяце мне позвонила университетская подруга, преподаватель РГГУ и большой знаток технической истории, Аня Котомина и сообщила, что она стала директором Кинопанорамы на ВДНХ. Если бы Аня сказала, что она назначена директором космической станции «МИР», я бы удивилась меньше.
Будни центральной аллеи ВВЦ: впечатление, что шагнул в 90-е. Откуда-то с небес Алена Апина поет про юбочку из плюша, водитель игрушечного паровозика норовит насильно затолкать вас в карликовый вагон и отвезти на ярмарку меха, на вопрос «Как пойти к кинопанораме» продавец петуха предлагает погадать на его (петуха) внутренностях. Единственная доступная на ВВЦ навигация приводит к павильону с надписью «Живые акулы», к нему примыкает павильон «Кунсткамера: человеческие уродства» (туда, по всей видимости, паровозик отвозит тех, кому посчастливилось вступить с акулами в близкий контакт).
Найти в торговой утробе ВВЦ изящный цилиндр из стекла и бетона, практически невозможно. Затерянный в аллеях розария он отпугивает огромной черной надписью «Чайный дом». Билеты прекращают продавать за 20 минут до входа. В фойе рядом с чайным магазином - выставка советской стереофотографии, очки можно купить прямо за прилавком. На регулярный четверговый сеанс в 16.00 пришло два человека: говорят, в выходные бывает по четыре. Зал готов вместить триста зрителей.
Действующих сотрудников в кинопанораме (помимо директора) двое: инженеры-киномеханики Наталья Вощекина и Ирина Дорофеева - они продают билеты, заряжают, перематывают, синхронизируют и реставрируют все одиннадцать пленок, предназначенных для одного показа. Они же - уникальные, единственные на планете, хранители технического навыка: умеют управлять проекционной системой с одиннадцатью аппаратами, пультом синхронизации и стереозвуком. Их зарплата не превышает 20 тысяч в месяц.
Машина времени
«Это неправильно, что этот павильон у нас по-прежнему позиционируется как простой кинозал. Современные зрители просто не понимают, как его в таком качестве использовать. Он относится к ведомству Москинопроката, который возглавляют, слава богу, умные и образованные люди, - рассказывает Аня Котомина. - Сеансы утверждены, люди не приходят, уникальные копии изнашиваются, фантастическая, единственная в мире аппаратная вырабатывает свой ресурс. Нужно изменить концепцию этого зала. Я считаю, его нужно переквалифицировать в технический музей, посетителю которого предлагается уникальный аттракцион - совершить экскурсию во времени. Посмотри: эти одиннадцать экранов и похожи на машину времени - ту, которую мы видели в советских кинофильмах. Эти видовые картины, которые и сами по себе роуд-муви, позволяют буквально переместиться в страну, которая больше не существует, побывать в Москве, которая разрушена, увидеть пейзажи, которые изменились до неузнаваемости. И конечно, каждому показу должна предшествовать экскурсия в проекционную, рассказ о технологии, демонстрация возможностей. Я собираюсь здесь организовать вечера, посвященные оптическим устройствам разного рода - подобные тем, что мы делали весной в Политехе. Ну и конечно это идеальный зал для инсталлирования объектов современных видеохудожников, которые тратят много денег для создания мультиэкранного пространства, а тут оно - пожалуйста, готовое, идеально сконструированное и совершенно эксклюзивное. Это не значит, что мы будем пускать всех подряд. Мы объявим конкурс и пригласим присоединиться к его организации «Гараж», ГЦСИ, МОМА, ВГИК - всех, кого это заинтересует. Но для этого нужно оснастит этот зал видеопроекторами. В Европе существует несколько широко известных музеев, экспозиция которых развернута вокруг одного реконструированного памятника техники. У нас в Москве это будет первый опыт».
Свет в зале тухнет. Одновременно на 11 экранах возникает проекция среднерусского пейзажа: ты оказываешься в самом его центре и уже в следующее мгновение едешь по запыленной проселочной дороге. «Почему сегодня вы ничего не хотите сделать для родины, а только шумите шумите, шумите», - вопрошает из уникальной стереосистемы приятно потрескивающий мужской голос. Идет фильм Евгения Легата «Это все, что мы родиной зовем», последняя на планете картина, снятая по уникальной кинорамной технологии.