Живое ископаемое: круговая кинопанорама на ВДНХ

Oct 21, 2012 12:18

Взято здесь: http://bcxb.livejournal.com/54495.html

Неплохая статья про Круговую кинопанораму на сайте publicpost.ru  И, заодно, еще информация по теме: http://www.krugorama.narod.ru/

Живое ископаемое: круговая кинопанорама на ВДНХ

18.10.2012

Фото: Анастасия Петрова/PublicPost

Автор статьи: Наталия Бабинцева

Со старыми промышленными и техническими объектами в Москве до сих пор обходились тремя способами: их либо закрывали и сносили, либо перепрофилировали, либо о них просто забывали и они по-стариковски печально доживали свой век в полном забвении. Меж тем, в Европе объекты инженерной мысли прошлого - такой же предмет заботы и музеефикации, как и памятники архитектуры и искусства. В аллеях южного входа ВДНХ затерялся и, возможно, по этой причине выжил единственный в мире павильон со сложной технологией проекции круговых фильмов. Сейчас он функционирует в режиме обычного кинотеатра: двадцать сеансов в неделю, пустой зал. Простой неподготовленный зритель не понимает, как можно покупать билеты на архивные документальные фильмы продолжительностью 20 минут. Чтобы кинотеатр зажил новой жизнью, а уникальные копии сохранились, нужно изменить концепцию этого объекта.

Главный киноаттракцион страны

В советские годы Круговая кинопанорама был едва ли не главным аттракционом ВДНХ - после фонтана «Дружба народов», разумеется. Очередь на сеансы закручивалась в спираль задолго до начала показа. Билет стоил дорого - 50 копеек. В зале сидеть не разрешали: считалось, что именно в стоячем положении достигается максимальная иллюзия присутствия. Окруженный одиннадцатью экранами зритель оказывался внутри пейзажа фильма. Перелетал на плоту через пороги Ангары, покорял Эльбрус, рассекал на лыжах Домбай, проезжал в кабине машиниста через БАМ - это было круче, чем стереокино в спецзале кинотеатра «Октябрь».

Главными прокатными хитами считались фильмы «Возьмите нас с собой, туристы» (1965) и «В дорогу, в дорогу» (1969) Игоря Бессарабова. На эти сеансы водили делегации иностранных гостей: само путешествие по России было затруднительно и требовало абсурдного количества согласований - взамен иностранцам предлагали довольствоваться экзотическим роуд-муви.

Для отечественных зрителей, не имевших возможности перемахнуть через «бугор», существовали свои приманки - «Я хочу рассказать о ГДР», «Летом в Чехословакии», «На Венском фестивале». Все эти фильмы снял тот же Бессарабов. В силу громоздкости производства и специфики устройства съемочного агрегата (с расположенными по кругу 11 кинокамерами) роль оператора и режиссера минимизировалась. За такой камерой невозможно было «стоять» и следить: технология оправдывала лишь пейзажные съемки, а единственным выигрышным сюжетом было кинопутешествие. Режиссеров и операторов, освоивших специфику панорамной съемки на 35 мм, было считанные единицы, и они образовали своеобразную секту.

Догнать и перегнать

Эллипсообразный павильон для Панорамы был построен на ВДНХ в 1959 году в рекордные сроки - всего за три месяца. Весной того года Москва готовилась принять легендарную Американскую выставку в Сокольниках. Узнав о том, что Джордж Нельсон везет в Москву техническую диковину- «Циркараму» (Circarama) Уолта Диснея - Никита Хрущев велел быстро построить в Москве свою и лучше. По расчетам Евсея Голдовского, разработавшего советскую системы круговой кинопанорамы, для получения высококачественного изображения и 360-градусной проекции необходимо было 9 экранов, образующих замкнутый круг. Но поскольку в Америке была разработана 11-экранная система, было велено и на ВДНХ сделать такую же, но выстроить ее в два ряда: первые советские круговые фильмы проецировались на 22 экрана.

В Америке появление кругового киноаттракциона было связано с первым оттоком людей из кино: в квартиры рядовых американцев пришло телевидение. Компании-мейд жоры принялись спасать свой бизнес - изобрели широкий экран, круговое кино, стереоочки. Возникла идея тотального кино: максимально воздействуя на все органы чувств, зрелище должно было вовлечь человека в иллюзию полностью, не уступив реальности ни кусочка. Наши киноинженеры параллельно изобретали то же самое, с той только разницей, что их целью было не удовольствие рядового зрителя, а идея технического прогресса и соревновательный азарт.



Между шубой и акулой

Круговое кино было тупиковой ветвью развития кинематографа. Разбросанные по всему миру павильоны, предназначенные для проката панорамного кино, были постепенно демонтированы. А затерянный в недрах ВДНХ/ВВЦ кинотеатрик чудом выжил. В сумасшедшие 90-е его не только не превратили в павильон для торговли шубами, но и согласно странной чиновничьей логике отремонтировали. Информация о том, что у нас в Москве 21 века в эпоху 4-G и 3-D на окраине центра города четыре дня в неделю крутят круговое кино, воспринимается как фантастика.

В августе месяце мне позвонила университетская подруга, преподаватель РГГУ и большой знаток технической истории, Аня Котомина и сообщила, что она стала директором Кинопанорамы на ВДНХ. Если бы Аня сказала, что она назначена директором космической станции «МИР», я бы удивилась меньше.

Будни центральной аллеи ВВЦ: впечатление, что шагнул в 90-е. Откуда-то с небес Алена Апина поет про юбочку из плюша, водитель игрушечного паровозика норовит насильно затолкать вас в карликовый вагон и отвезти на ярмарку меха, на вопрос «Как пойти к кинопанораме» продавец петуха предлагает погадать на его (петуха) внутренностях. Единственная доступная на ВВЦ навигация приводит к павильону с надписью «Живые акулы», к нему примыкает павильон «Кунсткамера: человеческие уродства» (туда, по всей видимости, паровозик отвозит тех, кому посчастливилось вступить с акулами в близкий контакт).

Найти в торговой утробе ВВЦ изящный цилиндр из стекла и бетона, практически невозможно. Затерянный в аллеях розария он отпугивает огромной черной надписью «Чайный дом». Билеты прекращают продавать за 20 минут до входа. В фойе рядом с чайным магазином - выставка советской стереофотографии, очки можно купить прямо за прилавком. На регулярный четверговый сеанс в 16.00 пришло два человека: говорят, в выходные бывает по четыре. Зал готов вместить триста зрителей.

Действующих сотрудников в кинопанораме (помимо директора) двое: инженеры-киномеханики Наталья Вощекина и Ирина Дорофеева - они продают билеты, заряжают, перематывают, синхронизируют и реставрируют все одиннадцать пленок, предназначенных для одного показа. Они же - уникальные, единственные на планете, хранители технического навыка: умеют управлять проекционной системой с одиннадцатью аппаратами, пультом синхронизации и стереозвуком. Их зарплата не превышает 20 тысяч в месяц.

Машина времени

«Это неправильно, что этот павильон у нас по-прежнему позиционируется как простой кинозал. Современные зрители просто не понимают, как его в таком качестве использовать. Он относится к ведомству Москинопроката, который возглавляют, слава богу, умные и образованные люди, - рассказывает Аня Котомина. - Сеансы утверждены, люди не приходят, уникальные копии изнашиваются, фантастическая, единственная в мире аппаратная вырабатывает свой ресурс. Нужно изменить концепцию этого зала. Я считаю, его нужно переквалифицировать в технический музей, посетителю которого предлагается уникальный аттракцион - совершить экскурсию во времени. Посмотри: эти одиннадцать экранов и похожи на машину времени - ту, которую мы видели в советских кинофильмах. Эти видовые картины, которые и сами по себе роуд-муви, позволяют буквально переместиться в страну, которая больше не существует, побывать в Москве, которая разрушена, увидеть пейзажи, которые изменились до неузнаваемости. И конечно, каждому показу должна предшествовать экскурсия в проекционную, рассказ о технологии, демонстрация возможностей. Я собираюсь здесь организовать вечера, посвященные оптическим устройствам разного рода - подобные тем, что мы делали весной в Политехе. Ну и конечно это идеальный зал для инсталлирования объектов современных видеохудожников, которые тратят много денег для создания мультиэкранного пространства, а тут оно - пожалуйста, готовое, идеально сконструированное и совершенно эксклюзивное. Это не значит, что мы будем пускать всех подряд. Мы объявим конкурс и пригласим присоединиться к его организации «Гараж», ГЦСИ, МОМА, ВГИК - всех, кого это заинтересует. Но для этого нужно оснастит этот зал видеопроекторами. В Европе существует несколько широко известных музеев, экспозиция которых развернута вокруг одного реконструированного памятника техники. У нас в Москве это будет первый опыт».

Свет в зале тухнет. Одновременно на 11 экранах возникает проекция среднерусского пейзажа: ты оказываешься в самом его центре и уже в следующее мгновение едешь по запыленной проселочной дороге. «Почему сегодня вы ничего не хотите сделать для родины, а только шумите шумите, шумите», - вопрошает из уникальной стереосистемы приятно потрескивающий мужской голос. Идет фильм Евгения Легата «Это все, что мы родиной зовем», последняя на планете картина, снятая по уникальной кинорамной технологии.

Москва, архитектура, кино

Previous post Next post
Up