"И это снилось мне..." в Одном театре

Sep 27, 2023 18:33


Страшный сон театрального блогера: посмотрел спектакль, а написать про него не можешь. Все вроде бы очевидно, замысел автора ясен, все символы и аллюзии считаны, прозвучавшие тексты известны, а кое-что и давно выучено наизусть. Садись и пиши, плесни побольше пафоса, притяни за уши пару-тройку никак не связанных со спектаклем произведений просто на основании того, что «а мне вдруг вспомнилось…» - первый раз, что ли? А вот не пишется, хоть тресни. Проходит день, за ним другой, и вот уже начинает казаться, что спектакля никакого и не было, просто приснилось что-то смутное, темное, тягучее… Как можно пересказать чужой сон?



Фото: Виктория Визирякина

Иногда, когда наваливается темнота и ночь сажает свою злющую метель на цепь, я иду вдоль каменного узора улиц, вжимая голову в плечи и, дрожа от холода, вспоминаю, как… Стоп, не то.
Ты идешь на работу, уходишь с работы, постепенно забывая, откуда и кто ты, постоянно забывая, откуда и кто ты, Навсегда забывая, что тебе это снится… Не то.
Wake me up when September ends… И снова не то и не так.
А как нужно? Попробуем разобраться.

Тихим сентябрьским вечером на сцене Одного театра Артем Акатов представил спектакль «И это снилось мне…» по стихам Арсения Тарковского.
Это спектакль-путешествие, но не в пространстве и даже, пожалуй, не во времени. Это путешествие внутрь себя - опыт исследования боли, проживание маленькой смерти («не страшная, но тяжелая» - кто вспомнит, откуда цитата?), попытка осознания природы творчества, безумия и того, что происходит с обратной стороны глаз, когда темнота сменяется чередой образов и символов - то слишком ясных и конкретных, то настолько туманных, что сам дедушка Фрейд не смог бы придумать им объяснения.

Впрочем, внимательным зрителям подсказки не особенно нужны. Все интуитивно понятно, нужно лишь «идти» за голосом рассказчика, попутно выхватывая взглядом из темноты детали, трактуя бесконечный сон главного героя. Просто сон или миг перехода из «быть» в «не быть», когда агонизирующий мозг подсовывает самые яркие воспоминания, самые значимые моменты и лица самых дорогих людей? Verrà la morte e avrà i tuoi occhi.

Тюрьма, из которой до поры не может выйти герой, но зато он может отогреть и выпустить сквозь решетку маленькую синюю бабочку. Душа всегда свободна. Свободна ли? Клетка, на которую герой накидывает шинель, напоминая, что, сколько бы мы ни ломали стены вокруг себя, главные стены для себя - мы сами. Об этом же говорит и запертая дверь в пространстве, за которую обязательно нужно выйти, но которую никто и никогда не догадывается просто обойти - даже во сне мы играем по правилам. Это только один из уровней смысла, одна сквозная линия. Главное, по-моему, звучит в строчках: «Когда тебе придется туго, Найдешь и сто рублей, и друга. Себя найти куда трудней, Чем друга или сто рублей».
И кажется, герой все-таки нашел то, что искал. Очень надеюсь, что нашел.

один театр, рецензия, премьера, театр, спектакль

Previous post Next post
Up