«Сказки Гримм» в Новом театре кукол: Тайная жизнь сказок

Dec 12, 2021 23:53


Этот спектакль совсем не детский.
Ограничение 12+ не случайно.
Если вы привели в зал малышей, объясняйте все сами.
Успокаивайте, если испугаются, тоже сами.
Только, пожалуйста, тихо. Не спугните магию.





Премьера спектакля «Сказки Гримм» режиссера Александра Янушкевича и художника Алексея Лобанова в Краснодарском Новом театре кукол - это, без всякого преувеличения, событие. Событие, о котором никто ничего толком не знал. Сдача прошла в начале ноября, но премьеру из-за очередных ковидных ограничений отложили на месяц. Тревожные слухи «а вдруг опять локдаун?» сместили фокус внимания, а вышедшие после сдачи рецензии и репортажи просто потонули в потоке информации о масках, qr-кодах, заболевших и выздоровевших… Как итог - премьера 5 декабря прошла очень тихо. И это досадно.



Досадно, потому что о «Сказках Гримм» совершенно точно нужно говорить. И их обязательно нужно смотреть. Не из-за каких-то острых тем, не из-за - как же я не люблю это слово! - злободневности. Хватит уже «повесточек и актуалочек». Давайте просто смотреть что-то живое. «Сказки Гримм» - это красиво, стильно, иронично, всегда неожиданно и иногда пугающе. А главное - в этом спектакле зашифровано гораздо больше смыслов и историй, чем кажется на первый взгляд. Поэтому с ним интересно. Интересно смотреть, обсуждать и пытаться разгадывать. Это как шкатулка  с потайными отделениями. Шкаф с «секретом». Сценография «Сказок», кстати, зрителей об этом предупреждает честно и сразу.



На сцене «стенка» с полками, шкафчиками, секретерами. У многих взрослых зрителей было дома нечто похожее, а подростки совершенно точно опознают в ней что-то икеевское. И это хорошо - увидеть магию в знакомой и почти домашней обстановке. Понять, что иногда магия - это очень просто. Иногда двойное дно есть и у привычного шкафа.
Вот что такое, по сути, стенка? Это место, где хранится всё. Всё нужное и парадное - на открытых полочках, а то, что не нужно, а выбросить пока не получается, - в глубину, за дверцы, в темноту. Потом как-нибудь разберемся. И где-то там живут старые книги. А в книгах - сказки. Люди выросли и забыли про них, но наступает ночь, шкафы и ящички открываются, оттуда выходят герои старых и не всегда добрых историй.



Демон и Лекарь (засл. арт. Кубани Александр Гилязетдинов), Бог и Смерть (Владислав Семенихин), Муж, он же Фридер (Иван Крывонижко), его Жена Катрализхен (Вероника Гилязетдинова), Принц (Георгий Лазариди), Дева Малейн (Антонина Есипова) и Ведьма (Марина Карпенко).
Большие головы-маски и маленькие фигурки кукол в руках артистов. Куколки невзрачные, сделанные нарочито небрежно, словно наспех слеплены из глины. Ручки-ножки и головы крепятся непрочно, легко сломать, но и снова собрать несложно. Игрушки в руках высших сил, придуманные персонажи, которыми играют такие же придуманные герои - магия внутри магии, сон, пограничье.
А может, это и есть сон кого-то, кто допоздна читал под одеялом с фонариком, а потом уснул и увидел, как все было на самом деле. Или как все случилось потом, после «и жили они долго и счастливо». Или что могло бы произойти, если бы, к примеру, отравленное яблоко съел принц…



«Сказки Гримм» созданы по мотивам трех не самых популярных и растиражированных историй: «Смерть в кумовьях», «Фридер и Катрализхен» и «Дева Малейн». И, стоит сразу сказать, что это не тот случай, когда спектакль настолько близко к тексту, что можно не читать первоисточник. Здесь три сказки - всего лишь изначальная тема, отправная точка для вечной игры в «а что, если…».
Это ведь только кажется, что персонажи - пленники одной-единственной истории. Если шкаф с книгами долго не открывать, герои скучают, устают быть такими, как их придумали, и начинают просто жить. Персонажи сказок Братьев Гримм точно не знали слова «кроссовер», но Дева Малейн прорвется (в прямом смысле), выберется из башни, пройдет через все запятые и опечатки и заглянет во все сказки в поисках своего жениха. Она успеет побыть Рапунцель и немножко Белоснежкой, а потом ей же придется оживлять поцелуем любимого - она сама себе принцесса и принц, да. Сильная и независимая. Вот и правильно, «дева в беде» - унылый сюжет.



Фридеру и Катрализхен не до глупостей, им за два с лишним века надоело притворяться дураками. Они успели нарожать детишек, и всех надо прокормить, всем нужна колыбелька и песенка на ночь. И, как все семейные пары, они, бывает, ссорятся.
А вот Ведьма, которой не было ни в одном из трех книжных сюжетов, просто пришла незваной. Какая же сказка без злодея? Кстати, абсолютного персонифицированного зла вообще ни в одной выбранной сказке не было. Даже Король, который приказал заточить Деву Малейн в башне, - не та фигура, мелковат. А сказка совсем уж без злодея - так себе сказка. Словом, вся надежда на Ведьму. И уж она не подведёт.



Бог, Демон и Смерть и вовсе не замечают границ историй. Они приглядывают за всеми придуманными микромирами и не слишком беспокоятся о том, что они и сами придуманные, - не до того, работы много. Смерти - собирать жатву и приглядывать за Лекарем, чтобы не своевольничал. Богу с Демоном - души делить. Кстати, как думаете, можно ли показать вечный света и тьмы легко и без грамма пафоса? Можно. В «Сказках Гримм» эта сцена решена очень иронично: сначала бог и дьявол хватают изломанные Смертью фигурки горстями, набивают за пазухи, торопятся, а потом, словно насытившись, начинают лениться и делиться. Выглядят при этом как старые знакомые, может даже бывшие одноклассники, оказавшиеся в конкурирующих фирмах, но доброжелательного отношения друг к другу не растерявшие. План по клиентам выполнен - можно и товарищу помочь. Вон, смотри, по-моему, от твоего праведника нога лежит! Ага, подай, пожалуйста. Благодарю! А вот тот точно твой… Да твой, бери, бери! И расходятся в разные стороны довольные собой и друг другом.



С иронией и самоиронией у «Сказок Гримм» вообще все в порядке, и это очень ценно. Особенно в этом плане хороша история Фридера и Катрализхен. Дети, быть может, всего и не поймут, но взрослые зрители точно повеселятся.



А в финале всё будет хорошо. Сказки ведь должны заканчиваться счастливо. Малейн и Принц пойдут под венец. И не так уж важно, кто кого в итоге спас. Фридер и Катрализхен будут качать колыбель с очередным малышом. Бог взобьет себе пуховую подушечку, рассыпав белоснежные перья (уж не Госпожа ли Метелица ее ему подарила?). Даже Демону найдется местечко на нижней полке шкафа. Будет сидеть там со своей сковородочкой и упитанным грешником, чем не хэппи-энд?
Хорошие сказки нужны даже взрослым. Может, взрослым они нужнее, чем детям. Хорошо, что такие сказки есть. Плохо, что о них мало говорят.



Фото: Юрий Корчагин

рецензия, сказки, премьера, критика, новый театр кукол

Previous post Next post
Up