Макроэкономика электрических автомобилей

Apr 26, 2020 22:21


Многие мои коллеги накупили себе автомобилей системы «тесла» и любят вести разговоры типа: ну она такая бесшумная, элегантная вся такая, мы ездили из Цюриха в Наймеген (тщательно спланировав остановки для заправок) и потратили всего ХХХ на зарядках против YYYY на бензин, как было с обычной машиной.

Давайте посмотрим на эту ситуацию несколько шире. В обычной стране Евросоюза 2/3 стоимости бензина на колонке - налоги, одна только Германия собирает 55 миллиардов евро в год таких налогов (и пускает порядка трети непосредственно на дороги и инфраструктуры, остальное идет в общий федеральный котел). Электрозаправки приносят намного меньше в казну: обычный НДС. Пока электромобилей на дорогах мало, это не так актуально, но когда их станет много, недостача налогов станет очевидной, и придется рассматривать общее повышение подоходных налогов (очень неприятно для избираемого политика, поэтому не случится), повышение налогов на электроэнергию (это имеет некоторые пределы, поскольку придется дифференцировать «обычное» электричество для домашнего использования и «транспортное»), повышение налогов на владение автомобилем (от этого никуда не деться) и введение прямой платы за пользование дорогами, как бы этому не противились традиционные немецкие автомобилисты.



Примерный уровень дополнительных налогов прикинуть просто: на 1000 км шоссейного пробега бензиновой машины типа VW Golf/Passat надо 80 л бензина, то есть около 110 евро в среднеевропейских розничных ценах на сегодня, плюс, скажем, 10 евро на смену масел. Грубо говоря, для такой машины владелец заплатит 40 евро за сами нефтепродукты и 80 евро в качестве налога. Тесла-3 проедет 1000 км на 200 квт-часах, что составляет около 50 евро в среднем (суперзарядки довольно дороги: 25-40 евроцентов, это не обычное электричество из домашней розетки). Так что, опускаясь на микроэкономический уровень, в период полной электрификации надо будет платить 50 евро за само электричество и 80 в качестве налога (другой вопрос, как такой налог будет администрироваться и распределятся).

Интересный момент: если мы отвлечемся от больших пробегов по шоссе и перейдем на маленькие городские, то микроэкономическая ситуация будет более интересной: машина с ДВС будет брать 100-150 литров на 1000 км, то есть 60 евро за бензин и 120 за его налоги, а Тесла может заправляться ночами из домашней розетки по дешевому тарифу, расходуя всего 30 евро, то есть, пока электромобили не заполонили улицы, Теслы в городском использовании намного дешевле ДВС, и даже при паритете налогов будут процентов на 15 дешевле (естественно, исключая разницу в цене самой машины, эксплуатационные качества, экологическую оценку).

Previous post Next post
Up