...начался крайне удачно. Я хотела пойти на новый фильм Озона,
Le Refuge, Ослик хотел на
Harakiri Фрица Ланга. Но мы пришли за билетами поздно, в результате я осталась без Озона, а Ослику пришлось отложить Харакири на неопределенное время.
Я расстроилась, однако посмотрела программу и выбрала вместо этого
The Portuguese Nun.
Оказалось очень красивое кино об актрисе, приехавшей в Лиссабон на съемки, на двух очень красивых и понятных языках - португальском и французском. Не знаю, задумывалось ли это режиссером, но я узнала в фильме свое отношение к путешествиям: каждая поездка - это маленький фильм, в котором ты играешь главную роль и который смотришь из кинозала своей собственной жизни.
A White Night Фильм режиссера Масагиро Кобаяси, о двух японцах, встретившихся в Париже - о женщине-японке, приехавшей только ради того, чтобы повидать своего любовника, и о мужчине-японце, случайно встретившем ее на мосту, в холодный-холодный день... В этом фильме феномен поездок тоже играет не последнюю роль - это путешествие в Париж - практически первое самостоятельное решение в жизни этой японки, да и все действие развивается в поездках - в поездке женщины, в поездке японца, который ее встретил, и в поездке этого самого любовника, из которой его ожидает женщина.
Поскольку в то же время Англия играла с Германией, весь поход в кино прошел на фоне игры в футбол. Первый гол забили, когда мы перед фильмом пили чай в кафе, перед сеансом сотрудник кино зашел в зал и объявил счет - 2:0, японский режиссер начал свое вступительное слово благодарностью - мол, спасибо, что пришли, несмотря на то, что Германия играет с Англией, но не беспокойтесь, Германия уже выигрывает... Ну, а после фильма пришлось на велике пробиваться через толпы радостных болельщиков и присвистывания проезжающих машин с немецкими флагами...
Кроме того, удалось посмотреть следующие фильмы:
корейский
Café Noir Длинный, сложный, но ничуть не затянутый фильм о человеческих отношениях, как и A White Night , тоже частично по мотивам Белых ночей Достоевского, правда, история, рассказанная в описании, начинается только в последней трети фильма и развивается очень стремительно и как-то... скомканно, что ли. Ведущий перед началом сказал, что при первом просмотре ему было тяжело, а во второй раз он уже не пытался понять, где там какие аллюзии и просто отдался во власть образов. А я, поскольку совсем незнакома с классикой кинематографа и вообще с классикой, да и кино для меня - разновидность снов, отдалась фильму сразу и целиком. Вроде видеоряд там более хаотичен, чем в первых двух фильмах, однако у меня такое впечатление, будто я фотографически запомнила всё, постоянно всплывают в памяти самые разные кадры из него. Из первых трех фильмов, я бы сказала, этот наиболее must see. Единственная проблема - различить действующих лиц, для европейца задача практически непосильная.
Да, корейский режиссер тоже присутствовал, и прочитал по бумажке всю вступительную речь на немецком, хоть и по слогам, но справился блестяще!
итальянский
The Man Who Will Come (L'Uomo che verra) Фильм о судьбе большой семьи в итальянской деревне Monte Sole во время Второй мировой. Восьмилетняя Мартина с нетерпением ждет рождения маленького братика. Но именно в день его рождения фашисты начинают уничтожение жителей деревни. За несколько дней было уничтожено около 700 семей... Фильм основан на
реальных событияхНа фоне "The Man Who Will Come" проблемы героев первых трех фильмов кажутся просто смешными. Ну какого черта, когда у тебя все объективно прекрасно - современный Токио, работа, семья, платья какие хочешь - какого хрена срываться с места, лететь за десятки тысяч километров, только чтобы увидеть мужчину, которому на тебя, по сути, наплевать, а потом от этих самых надуманных страданий прыгать в холодную реку? Все в твоих руках - так почему же ты не живешь?!
Вон Мартина находит в себе силы не только жить, когда все вокруг убиты - родные, друзья, соседи, но и заботиться о новорожденном братике - больше о нем заботиться некому.
Когда друзья и кто бы то ни было жалуется на жизнь (да и я сама), я люблю приводить в пример асану
"дерево" из йоги - тут весь секрет в том, чтобы выбрать точку, на которую смотришь, и не сводить с нее глаз, и тогда в этой позе можно стоять часами. Как только точка теряется - теряешь равновесие.
Так вот, в жизни то же самое. И у Мартины эта точка есть, все остальное для нее второстепенно, поэтому, видимо, она и выживает.
Вообще же я думаю, что для некого душевного дискомфорта человеку необходимо определенное соотношение страданий и счастья. Поэтому объективно благополучные люди всегда находят способ пострадать по поводу какой-то фигни, а объективно менее благополучные - порадоваться и посмеяться - тоже о какой-то фигне...
По сути, обыкновенный фильм о войне, я, в принципе, такие не люблю. Но тут - итальянская речь, итальянские лица (очень похожие на еврейские, кстати), и приглушенная деревенская цветовая гамма, две очень симпатичные героини - в общем, рекомендую очень-очень.
бразильский
BelairБразильский фильм о фильмах, найденных в архивах. Красивые цвета старых кинолент, цветные пятна, красивая музыка. Мы ничего не поняли из-за недостаточных знаний английского и предыстории, в начале сказали, что эти фильмы, о которых фильм, были запрещенными. Интересная актриса-блондинка. Второй раз точно не стала бы смотреть. Но мы с Леной и собрались на него спонтанно, просто искали, что бы посмотреть в среду.
итальянский
The Four Times -
Перед началом нам сказали, что это один из самых интересных фильмов фестиваля и что в нем проявляется новая тенденция развития кино - возвращение к истокам, природе. В фильме нет ни единого слова, соответственно, и субтитров. Фильм снят в калабрийской деревни, главные герои - пастухи и козы. Половину фильма я проспала, вторую половину смотрела на часы. Мне показалось, что The Four Times чем-то похож на "Как я провел прошлым летом", только без действующих лиц и без сюжета. А еще вспомнился
рэп-гимн постмодерну Виктора Шнейдера. Так вот, режиссер современному кино тоже уже не нужен.
Copie Conforme с Жюльет Бинош
Впечатления в основном от душного, битком набитого зала в Rio (как же, Джульет Бинош!). Совершенно непонятная история, непонятные отношения между главными героями, невыразительные эмоции, весь фильм состоит в основном из разговоров двух человек - писателя Джеймса Миллера и женщины, которую играет Джульет Бинош. Единственное светлое пятно - сцена в теплых тонах на предзакатной площади маленького городка, где разворачивается действие (или его часть), там хоть эмоции просматриваются. Собственно, из одной этой сцены получилась бы неплохая короткометражка. И еще, герои говорят между собой сразу на трех языках - на английском, французском и итальянском. И у меня все время было ощущение, что английские субтитры включают не там - французские и частично итальянские тексты я понимала и без английских субтитров, а вот к английским пассажам (английских же) субтитров мне местами не хватало.
Le Réfuge - новый фильм Франсуа Озона
Несомненно, лучший и самый положительный фильм из увиденных на фестивале. Если вкратце - это фильм о смерти от передоза, беременной наркоманке, брошенном ребенке и гомосексуалистах, при этом - очень, очень светлый. Озон, как всегда, снял положительный фильм о совершенно ужасных вещах. Главную роль - роль беременной наркоманки - играет Изабель Карре. На первом показе Озон сказал, что давно планировал снять фильм о беременной женщине, и тут ему под руку попалась беременная Изабель Карре, которая и сподвигнула его осуществить эту затею.
Мне, однако, показалось, что главная героиня по фильму младше, чем выглядит Изабель Карре, ибо фильм о девушке, а Изабель Карре - вполне себе уже зрелая дама. Но это можно списать на наркотики.
И, конечно, полтора часа французской речи (плюс разговоры зрительниц, сидевших на ряд выше меня) - о, как хотелось, чтобы они подольше не кончались! Для меня удовольствие от французского языка - фактурное, перекатывающееся, тактильное, как от перебирания четок или поедания черешни :)
Это был последний (и он же, говорят, первый) фильм фестиваля, и в этот раз я тоже присоединилась к аплодисментам в конце, до того мне они казались неуместными и нарушающими настроение, как и аплодисменты на концертах.
В послефестивальном 2-See-List остаются:
голландский
My Queen Karoбельгийско-голландский
Mr. Nobodyтайландский
Uncle Boonmee Who Can Recall His Past Lifes Вообще это был самый активный кинофестиваль за все годы, я практически ежедневно что-то смотрела. Очень приятно было, что погода и время позволяли доезжать до вокзала на велике, оставлять его там, и оттуда идти пешком до кино, домой - то же самое в обратном порядке.
Толкай