Хочу поделиться недавним открытием о своей способности. Открытие меня шокировало.
Поехали мы семьей в Горный Алтай праздновать ДР моего мужа. Я, как обычно, за штурмана-навигатора...
Небольшое отступление... Вот, про некоторых людей, кто не умеет ориентироваться на местности говорят, что у них географический кретинизм. Чаще всего такой диагноз приписывают лицам женского пола, но это точно не про меня. С географией, маршрутами у меня все ок!
Когда я приезжала в деревню к бабушке, меня деревенские подружки водили в лес погулять. Они в своем родном лесу, как правило, блудили, теряли дорогу. И мне приходилось выводить их к деревне. Все взрослые в деревне удивлялись мне: "Как так местные не могут в своем же лесу ориентироваться, а ты городская, лес только на картинках видела, а ориентируешься так, словно живешь в нем?!" Ну, что я могла на это ответить, что это элементарно - стороны света, солнце с какой стороны светит, мох, опять же на деревьях с северной стороны... Ну, да ладно.
Вообще, заблудиться для меня нереально. В незнакомых городах я сокращаю пути-дорожки, и выхожу к нужному дому/остановке/развилке. Как так это происходит, я не знаю. Честно считала, что просто такие способности дарованы мне и все тут. Природное.
Но оказалось, что все не так уж просто и поверхностно.
...Уже в Горном Алтае, отдыхаем от дневных поездок в домике. Уже не помню каким образом, дело зашло о сказке про мальчика-с-пальчика. Но, как оказалось, эта сказка очень сильно повлияла на мою способность ориентироваться.
Я стала рассказывать дочке тот вариант, который я помню. Это оказалась сказка Шарля Перро. Здесь я приведу лишь основные моменты этой сказки со своими пояснениями. Так, я это восприняла в своем детстве.
Жил когда-то дровосек с женой, и было у них семеро детей. Все семеро - мальчуганы: три пары близнецов и еще один, самый младший. Этому малышу едва лет семь исполнилось. И до чего же он был мал! Родился он совсем крохотным. Право, не больше мизинчика. И рос плохо. Так и прозвали его: Мальчик с пальчик. Зато какой он смышленый, разумный!
Жили они очень бедно, дровосеку трудно было прокормить такую большую семью. А тут еще выдался неурожайный год, и в стране наступил страшный голод. Беднякам и совсем туго пришлось.
Как-то вечером, когда мальчики улеглись спать, дровосек присел с женой к огню и сказал:
- Ну, как нам быть? Ты сама видишь, мне детей не прокормить. А каково нам будет, когда наши ребятишки станут у нас на глазах один за другим умирать от голода? Давай лучше заведем их в лес и там оставим. Пусть уж разом погибнут все вместе, и мы не будем видеть их смерти. А может, им и посчастливится спастись - тут все-таки есть надежда.
- Как! - в ужасе воскликнула жена дровосека. - Неужели мы должны сами бросить своих детей на погибель?
У дровосека у самого сердце сжималось от горя, но он принялся уговаривать жену. Он сказал, что все равно всем им не избежать голодной смерти. Пусть уж поскорей придет конец. Пришлось ей согласиться, и она легла спать, заливаясь слезами.
Честно говоря, в тот самый момент, когда я рассказывала дочке эту сказку, я ВСПОМНИЛА свое восприятие там и тогда - когда мне ее рассказывала бабушка. Я подумала: О, Боже!!! Какой ужас!!! Как могут родители бросить своих детей?!! Почему эти взрослые не могут решить проблему голода другим способом? Ведь можно что-то придумать. Уж лучше кушать меньше, но зато быть всем вместе!
И я испугалась, что мои родители тоже могут меня завести в лес и бросить, если у нас не будет еды. Ну, а вдруг? - подумала я.
Детское сознание до 3-5 лет воспринимает сказки буквально. Еще нет понятия переносного смысла или образного выражения, или просто понимания, что это - сказочное, вымышленное событие. Все воспринимается очень жизненно, по-настоящему. Добавьте сюда природное воображение - и травма ребенку обеспечена.
Вот и я, испугавшись, что меня может постичь такая участь, как этих этих несчастных детей, я решила не доверять взрослым в этом вопросе и рассчитывать только на себя. Как - расскажу позже. Читаем сказку дальше.
А Мальчик с пальчик во время их разговора не спал: он забрался под скамейку, на которой сидел отец, и все слышал. Он так и не заснул в ту ночь, все думал, что теперь делать. И придумал. Чуть свет вышел он потихоньку из дому и побежал на берег ручья. Там он набрал много белых камешков, сунул их в карманы и вернулся домой.
Утром, когда и остальные ребятишки встали, отец с матерью кое-как покормили их всех и повели в лес. Мальчик с пальчик шел последним. Он то и дело вынимал из кармана белые камешки и бросал их позади себя на дорогу.
Шли они долго и пришли в глухую лесную чащу. Дровосек принялся рубить дрова, а братья собирать хворост. Мальчуганы усердно занялись делом. Тогда дровосек с женой стали потихоньку отходить от них и наконец совсем скрылись.
Немного погодя мальчики заметили, что остались одни, и начали громко кричать и плакать от страха. Не испугался только Мальчик с пальчик.
- Не бойтесь, братцы, - сказал он.- Я знаю, как нам вернуться. Ступайте за мной. И он вывел их из леса той дорогой, по какой они шли туда: белые камешки указывали ему путь.
Но сразу войти в дом ребятишки побоялись. Они притаились у двери, чтобы послушать, о чем говорят отец с матерью.
А случилось так, что когда дровосек с женой возвратились из лесу, их ждала большая удача. Богатый сосед прислал им свой долг, десять золотых монет, - это были деньги за очень давнюю работу, бедняк уже и не надеялся получить их. Дровосек тотчас послал жену к мяснику. Она купила много мяса и сварила его.
Ну, вот!!! - торжествовала я. Ведь если бы они немного подождали, то все бы обустроилось, а теперь как им кусок в горло полезет, когда они своих родных детей на погибель бросили?! - негодовала я.
Теперь изголодавшиеся люди могли наконец наесться досыта. Но им и кусок в горло не шел.
- Где-то наши бедные ребятишки? - сказала, плача, жена дровосека.- Что с ними? Одни в дремучем лесу. Может, их уже волки съели. И как это мы решились бросить своих родных детей? И зачем только я тебя послушала!
У дровосека у самого было горько на душе, но он молчал.
- Где вы, где вы, бедные мои детки? - повторяла его жена, плача все громче.
Мальчуганы не выдержали и закричали все разом:
- Мы тут! Мы тут!
Мать бросилась отворять дверь, увидела своих детей и стала обнимать и целовать их.
- Ах, как я рада, что снова вижу вас, дорогие мои! Уж как, должно быть, вы устали и проголодались! Сейчас я вас накормлю.
Ребятишки живо уселись за стол и так накинулись на еду, что любо было смотреть. А после ужина все семеро стали наперебой рассказывать, как страшно им было в лесу и как Мальчик с пальчик привел их домой.
Все были счастливы: и дети и родители. Но счастье их длилось недолго. Скоро деньги были истрачены, и опять начался голод. Дровосек с женой совсем пришли в отчаяние и решили снова завести детей в лес.
Вот, идиоты эти взрослые, - думала я. Во второй раз совершить одну и ту же ошибку! Какие-то они слабохарактерные. Возможно, я не думала именно такими словами, но ощущения, те детские - соответствуют этим словам, которые я сейчас формирую уже как взрослая.
Мальчик с пальчик опять подслушал разговор отца с матерью. Он подумал поступить как и в тот раз: сбегать к ручью и набрать там белых камешков. Но это ему не удалось. Дверь в доме была заперта крепко-накрепко.
Мальчик с пальчик не знал, что и придумать. Когда мать дала всем семерым сыновьям на завтрак по куску хлеба, он не стал есть свою долю. Он спрятал хлеб в карман, чтобы по дороге бросать вместо камешков хлебные крошки.
Теперь родители завели детей еще дальше от дома, в самую глубь темного, дремучего леса. И опять они заставили мальчиков собирать хворост, а сами тайком убежали от них.
Мальчик с пальчик не очень тревожился. Он думал, что легко найдет дорогу назад по хлебным крошкам. Но он не нашел ни одной крошки: все поклевали птицы.
Вот этот рецепт я взяла на заметку: камешками помечать путь можно, а хлебными крошками, и вообще едой (крупой и пр) - нельзя. Если интересно почитать сказку полностью, то вот
ссылка. В общем, пока я дочке сказку эту рассказывала, я поняла про себя вот что. Видно я в детстве так испугалась, что меня родители в голодный год также заведут в лес и оставят, что я с тех пор всегда, ВСЕГДА!!! запоминала путь, по которому я иду. Я помню, что я маленькая прямо про себя проговаривала ориентиры: "Так, слева большой розовый дом, здесь кривое дерево, там разбитая железяка, тут кирпичный дом, как у Светки..." и так далее. Я и сейчас продолжаю запоминать путь.
Более того, уже в подростковом возрасте я, насмотревшись всяких советских детективных фильмов, где главного героя везут куда-то на машине, завязав ему глаза, устраивала себе подобные эксперименты. Видно в детстве я сильно испугалась. Потому что, в автобусе, когда я куда-нибудь ехала, или в машине, я закрывала глаза, и тренировала свою способность угадывать, какой поворот мы проехали и где мы сейчас находимся!!! Вы можете себе такое представить?
В общем, как бы там ни было, и что бы не было причиной моей способности - она у меня есть - я умею ориентироваться в любой местности хоть в городских джунглях, хоть в горах, хоть в лесу, хоть в экзотических переулочках.
Это открытие меня до сих пор на меня производит сильное впечатление. С одной стороны я горжусь своей способность хорошо ориентироваться, с другой - мне жутко жаль себя меленькую, которая там испугалась настолько, чтобы перестать доверять взрослым. Конечно, я не совсем перестала доверять, все-таки детское мышление очень гибкое, но вот решение запоминать путь - осталось.
А у вас есть подобные истории, когда сказка дала вам какую-то способность?