Впервые с этой техникой я познакомилась, обучаясь в
Школе Криндачей (Авторская школа-мастерская интегральной гуманистической психотерапии, г.Москва).
Эта техника явилась для меня откровением, великим осознанием того, что я живу в мире иллюзий, придуманных самой. Как оказалось, я часто проецировала свои мысли на действия другого человека. Самым сложным для меня оказалось принять этот факт. Понять, что человек может думать совсем иначе, чем я предполагаю, ЧТО он думает.
Click to view
Обучаясь в Школе Криндачей, мы попеременно выступаем то в роли клиента, то в роли терапевта. Работая в паре я, как клиент, выбрала для себя ситуацию значимую и болезненную. Когда муж долго (подчёркиваю - долго - это может быть от трёх часов) сидит за компьютером - работает, изучает материалы, в общем, не обращает на меня внимания. Я вижу, что он занят и не мешаю ему. В то же время я не могу сообщить о том, что я хочу его внимания, т.к. в этот момент я ещё сама этого не осознала. И через некоторое время я замечаю, что нахожусь в подавленном состоянии. Я начинаю раскручивать ситуацию как клубок, который размотался, назад. И вот что получилось.
В момент здесь и сейчас я нуждаюсь во внимании любимого человека. В силу запретов, полученных в детстве («не мешай; подожди - я занят; мне некогда с тобой возиться», услышанных от значимых взрослых), я не могу подойти и потребовать это внимание для себя. И как послушный (адаптированный) ребёнок я жду, когда на меня обратят внимание. И так как я жду долго, и долго не получаю внимания, я начинаю думать, что он (близкий человек) меня не любит. Эти мысли приводят меня к тому, что я начинаю чувствовать себя несчастной, никому не нужной, у меня наворачиваются слезы - я страдаю. В этом состоянии я могу обидеться на мужа и не разговаривать с ним, «раз он такой».
Что происходит на самом деле?
Муж работает, его мысли погружены в дела, он не догадывается о моем состоянии, т.к. не умеет читать мои мысли и угадывать мои желания - он нормальный человек, а не экстрасенс. И это моя задача - сообщить близкому человеку о том, что я Хочу, в чем я Нуждаюсь и Что Ожидаю от него.
Но для этого неплохо бы мне самой понять что я хочу и в какой форме желаю это получить. Вот здесь-то и хороша в использовании формула «Я - высказывание».
Как применять технику «Я - высказывание»?
- Факт. Мы отталкиваемся от факта, от того, что происходит в реальной жизни, а не в наших фантазиях. Факт такой - муж сидит за компьютером.
- Чувства. Это самое простое и лёгкое, что можно понять про себя. Я чувствую себя плохо. Желательно расшифровать это «плохо»: я чувствую обиду, недовольство, возмущение, горечь и пр… - когда я называю свои чувства мне становится понятнее, что происходит со мной.
- Мысли. Обязательно чувства связаны с мыслями. Когда я переживаю чувства, перечисленные выше, я думаю, что муж меня не любит, что я ему безразлична…(и, кстати - это далеко не факт!)
- Желание. Я хочу, чтобы он посидел со мной 10 минут и поговорил. Я хочу чтобы он обнял меня - я хочу прикосновений. Этот пункт также помогает мне понять какого именно контакта я хочу от мужа - ведь он может проявить внимание тем, что даст пачку банкнот, но банкноты не передадут мне чувство человеческого тепла.
- Намерение. Моё намерение - это моя ответственность в этой ситуации за мои чувства, мысли и действия. Я могу переложить ответственность на мужа и ждать от него внимания до конца своих дней и также упрекать его в бесчувственности. А могу принять ответственность на себя и сообщить мужу о том, что я нуждаюсь в общении с ним и пр. Моё намерение - это сообщить мужу о моем желании получить его внимание.
И также эта техника работает, когда для меня происходят приятные события. Например, я говорю мужу: «Когда ты мне даришь цветы, я чувствую себя счастливой и радостной. Я думаю, что ты любишь меня и хочу чаще принимать от тебя такие милые подарки»… Я думаю, что любой мужчина поймет, что нужно делать, когда услышит такие слова.
Так же можно применить эту формулу Я - высказывание с другими людьми. Например, дочери я могу сказать так: «Когда я вижу твою, не заправленную к обеду кровать, я чувствую недоумение и возмущение, я думаю, что кровать желательно заправлять сразу после пробуждения, я чувствую беспокойство и думаю, что моя дочь растёт неряхой. Я хочу, чтобы ты заправляла свою постель после пробуждения.
В этой ситуации я не сказала дочери: «Ты неряха!», заклеймив её ярлыком и уничижив её чувство собственного достоинства. Я сказала, что беспокоюсь о том, что она может быть такой. И моя дочь слышит и понимает мои чувства, которые я испытываю. Вряд ли она тайно вынашивала мысль, доставить мне беспокойство. Она не могла знать о том, что я так думаю. Моя обратная связь - мой отклик на её действие или бездействие - даёт ей понимание о моих чувствах.
Важно!
Эта полная формула «Я - высказывания» - нужна прежде всего нам самим, чтобы разобраться, что такое с нами происходит, что волнует и беспокоит. Рекомендуется сначала написать эту формулу на бумаге и, возможно, не один раз, пока не выработается автоматизм. И если мы будем говорить людям полный текст, они посчитают нас занудами. Поэтому, поняв, что с тобой, ты можешь сказать своему собеседнику кратко. Например в случае с дочерью, я могу сказать «Я расстраиваюсь, когда вижу твою постель неприбранной». Поберегите уши своих близких и родных, им ещё долго с вами жить…
Еще пример: «Когда я вижу тебя, дочка, радостной и весёлой - я чувствую радость и спокойствие и думаю, что у тебя всё хорошо. Я хочу видеть тебя весёлой и намерена сделать всё от меня, как от родителя, зависящее, чтобы так и было.
(Здесь есть тонкий момент, и я не хочу, чтобы эти фразы были поняты искаженно.
- Мои слова вовсе не означают, что плакать и огорчаться ребенку нельзя. На её слезы - у меня другие чувства и мысли, и я принимаю любое эмоциональное поведение ребенка.
- И также не означает, что дочь должна теперь всю жизнь улыбаться, чтобы не расстраивать маму.
- И я не собираюсь потакать капризам, лишь бы видеть ее улыбающейся. Я как родитель обязана привить определенные навыки, обучить тому, что знаю, чтобы дочь могла жить как свободная уверенная в себе личность, как счастливая будущая женщина).
Что я получаю, применяя технику «Я - высказывание»?
- Во-первых, я понимаю себя глубже. Какие действия других людей вызывают во мне конкретные чувства. Как я реагирую на то или иное событие.
- Во-вторых, я понимаю и выражаю свои чувства - а чувства - это международный язык общения, который понятен всем.
- В-третьих, я сообщаю о том, что я ожидаю от общения и каким желаю, чтобы оно было. И мой партнёр по общению не вынужден ломать голову догадками, и может дать мне то, в чём я нуждаюсь, если у него это есть. И в этом общении, где нас двое, 100% ответственности за диалог, наши отношения - делятся поровну между нами. Мои 50% - сообщить о своём внутреннем мире. Его 50% ответственности - его действия.
- В-четвёртых, получая то, что я хочу, удовлетворяя свои потребности, я чувствую себя довольной, спокойной и радостной. Счастливой. Ведь я живу в гармонии со своим внутренним «Я» и с окружающими. Я умею выстраивать общение (коммуникации).
И, напоследок. Когда ты, читатель, читаешь эти строки, я чувствую радость и ликование. Я думаю, как изменится твоя жизнь, когда ты станешь применять эту технику. Я хочу, чтобы тебя наполняло ощущение радости, гармонии, внутреннего спокойствия и уверенности. И я намерена публиковать подобные мануалы, чтобы в мире становилось как можно больше счастливых и свободных внутренне людей.
И мне интересно, как изменится твоя жизнь, насколько легче и радостнее ты станешь чувствовать себя, когда станешь применять эту технику в своей жизни?