Понятие «травма» в психотерапии.

May 10, 2016 12:01

В попытке избавиться от кучи непрочитанных книг, взяла на себя обязательства прочитать все, что смогу (из того. что лежит дома) за май, книги отдать, знания переработать. Одним из способов работы с книгой - конспектирование особенно интересных или важных, с моей точки зрения, моментов. И если раньше (сто тысяч лет назад) у меня не было компьютера и я писала в тетрадку, то теперь - Слава тебе, Господи! - информационные технологии таковы, что я могу не только для себя писать, но и делиться этим с другими. Надеюсь, для кого-нибудь выбранный мною материал будет минуткой озарения и еще одним шагом навстречу к себе.

Сейчас я работаю с книгой Хантера Бомона "Смотреть на душу" - духовная психотерапия.
Ура! Ура! - воскрикнула я года три назад, кода впервые прочитала эту книгу -  я наконец-то поняла, в каком подходе я работаю, т.к. это комплексный поход и как вместить в классическую (читай, западную) психотерапию то, что я чувствую в направлении движения души, сложно было понять,, пока не прочитала Бомона.
Итак, я хочу вынести отдельным постом цитату из его книги об определении, что такое травма.


«В нашей работе понятие «травма» …включает в себя длительные ограничения, запреты на восприятие, а также модели поведения, которые были необходимы, чтобы пережить тяжелые события… Травма… - это то, что побуждает или вынуждает душу закрыться. Это может быть невыносимая боль, шок, утрата или неоднократное переживание чувства непосильности, бессилия или беспомощности. В этом … понимании травмы я опираюсь на работу Аллана Шора… если коротко обобщить, то его точка зрения такова: «На своем уровне нейрофизиологического  развития младенец не способен регулировать собственное возбуждение. Если он голоден, ему нужен кто-то, кто его накормит, если он боится или ему больно, ему нужен кто-то, кто его покачает, успокоит и утешит. Исследования однозначно показывают, что для нейрофизиологического развития младенца ключевое значение имеет то, как часто и насколько эффективно регулируется уровень аффекта. Также ясно, что мать и младенец настраиваются друг на друга и действительно образуют одну систему регуляции аффекта… мозговые волны кормящей матери младенца действительно приходят в соответствии друг с другом».

Травма развития может возникнуть, если младенец неоднократно переживает, например, такую ситуацию: «Мне не помогают регулировать мои аффекты, мое возбуждение, мое раздражение, поэтому мне приходится приглушать их самому. Меня до глубины души пугает хаотичное возбуждение, которое я не могу регулировать сам». Младенец усваивает опыт хаотичного восприятия и ощущений в теле в сочетании с ощущением неспособности самостоятельно их регулировать. Он учится подавлять возбуждение, но не интегрировать его. Подавление чувств превращается … в жизненную привычку.

Или травма может возникнуть, если мать нуждается в ребенке и использует его для того, чтобы успокоиться самой. Тогда ребенок очень рано усваивает опыт: «То, что мне нужно, не главное, главное то, что нужно маме. Меня используют, я не важен, нет смысла обращать внимание на то, что мне нужно, раз я все равно этого не получу». Приспособиться к окружению важнее для выживания младенца, чем его автономия. Долгосрочными последствиями  приспособления к такой ситуации в детстве часто становятся недоверие в интимных ситуациях и большая осторожность при сближении с партнером.

Как третий вариант личной травматизации сюда добавляются такие события как война, бегство, голод, стихийные бедствия, смерть или брошенность. Здесь мы оказываемся беспомощными заложниками ситуации и переполняющих нас в этой связи эмоций.. Мы лишены контроля над ситуацией. Беспомощность стимулирует защитную реакцию. Душа закрывается - она словно бы отворачивается от того, с чем не может справиться».

цитаты, системные расстановки, 2016, учеба, книги

Previous post Next post
Up