О гордыни. Никого не учу. Пишу для себя.

Jul 23, 2015 20:31


Мой жизненный путь пролегает двумя параллельными тропами: психологической и духовной стезей. Если в психологии более-менее можно найти объективные причины, хотя все суть практический опыт, то в духовном пути кроме как на Веру, опираться не на что. И тут на помощь приходят способности, которые помогают быть внимательной к себе, к малейшим движениям своей души, к движениям мысли. Именно эти способности помогают видеть изнутри  уровни своего развития психологического и духовного.
Я не чувствую себя корифееем или такой уж умудренной, чтобы иметь право что-либо вещать, учить. Но есть потребность разобраться в параллелях психологии и духовного опыта, как это у меня получается.
Ниже написано то, что подтверждает мой внутренний опыт, и более понятно, чем я пытаюсь изложить. Это то, с чем я согласна. Оставляю это в большей степени для себя. но, если вам вдруг откликнулось или пригодилось - буду рада.

Все, что курсовом синим цветом - мои мысли.

Все ниже приведенное - это выдержки из книги "Помоги, Господи, изжить гордыню" 2012, М. Сибирская Благозвонница. Составитель игумен Митрофан (Гудков).

Симптомы и развитие гордости.
Грех гордости по своему развитию имеет несколько стадий и начинается он с тщеславия.
Симптомы тщеславия:
  • жажда похвал;
  • нетерпение обличений, вразумлений и упреков;
  • мнительность, подозрительность, злопамятство;
  • осуждение других, трудность просить прощения,
  • искание легких путей;
  • игра на публику в присутствии посторонних, с целью показать себя с благонравной стороны, тщательно скрывая свои страсти и пороки.

Пряча свои грехи даже от самого себя, человек в это же время выпячивает свои  способности и добродетели, а в иных случая и преувеличивает.
По мере развития болезни в своем мнении о себе он возрастает до великого, достойного славы. Это называется манией величия.


Мания величия и мания преследования - самые распространенные формы истинной патологической душевной болезни. Эти болезни связаны с повышенным самоощущением, самоценом, когда преувеличенное чувство собственного достоинства вызывает презрение и враждебное отношение к людям.
Гордец всегда недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни, поэтому он и доходит до отчаяния, богохульства, прелести, а иногда и самоубийства.

В начале гордость трудно распознать и это под силу только опытному духовнику.Человек доволен собой, у него хорошее настроение, он делает разные приемы, чтобы обратить на себя внимание, много говорит о себе. Но от одного неодобрительного слова  настроение его быстро меняется, он делается вялым, а от похвалы снова расцветает.
Далее, если человек пропускает мимо себя эту стадию, то болезнь развивается и обостряется.
У человека появляется искренняя уверенность в своем превосходстве над другими. Эта уверенность быстро переходит в страсть командования и он начинает распоряжаться чужим вниманием, чужим временем и чужими силами по своему усмотрению Он становится нагл и нахален: за все берется, даже если портит дело, вмешивается даже в чужие семьи.

В этой стадии настроение его портится, т.к. он встречает отпор окружающих. Постепенно он становится более раздражительным, сварливым, несносным для всех. Его начинают избегать, но он убежден в своей правоте и считает, что его просто никто не хочет понять, и он порывает со всеми. В его сердце поселяется злоба и ненависть, презрение и надменность. Душа становится холодной, ему становится важным доказать свою правоту. иногда ценой своей жизни.

В следующей стадии развития болезни человек разрывает с Богом. Все, что он имеет, в том числе и способности и добродетели, он приписывает себе. Он уверен, что может устроить жизнь без посторонней помощи и может сам приобрести нужное для жизни. Чувствует себя богатырем, даже при слабом здоровье. молитва его становится неискренней, холодной, а потом он и вовсе перестает молиться. состояние его души становится невыразимо мрачное и беспросветное.

Как распознать в себе гордость?
Иаков Нижегородский пишет:"Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь чувствовать себя, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд, и горд глубоко.

Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд, и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд, и горд глубоко.

Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд, и горд глубоко".

Святой Иоанн Лествичник пишет: "Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает те добродетели, которых в нем нет".

Если человек искренне может сказать: "Чем могу хвалиться? Разве только немощами да пороками. А что хорошее имею, так это все от Бога", то этим своим смирение отгоняет искушение гордости.

Семь нечистых духов.
Хорошо известна притча Спасителя о нечистом духе, вышедшем из человека.
Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12, 43-45)
Когда душа, по изгнании страсти, не умеет наполнить себя святым положительным содержанием, то нечистое стремится занять себе место.
Что нужно сделать человеку, чтобы не допустить подобное? для начала поставить ум свой на страже сердца, чтобы рассматривал он самые грубые греховные помыслы и старался бы не пропускать самые опасные.

Считается, что семь нечистых духов - это не просто символический смысл, но вполне постоянные одни и те же.
Первым в дело идет нечистый дух гордости, который в зависимости от характера и настроения человека, раскрывается одним из трех лиц: самодовольство ("какой я все же молодец, что сумел сам победить свой грех"), самонадеяность ("оказывается, это не так уж трудно; и у меня достаточно сил справиться  с этим"), самоуверенность ("да и вообще, вся эта мерзость не посмеет больше ко мне приблизиться").

Хочу пояснить (при. мое - Базылева).: Я думаю, что здесь все-таки речь идет о борьбе человека с грехами, либо о его повседневной жизни, где эти мысли существуют с чувством превосходства, преобладания над другими людьми, с чувством возвышения. Вот когда это есть - это и есть гордость. Но есть и другой момент, который часто встречается в психотерапии, и чтобы не было путаницы, я хочу пояснить. Часто я рекомендую своим клиентам, в зависимости от их истории, хвалить себя за то, что они что-то сделали, в чем-то себя преодолели. Это делается для того, чтобы подержать структуру, называемую "внутренним Дитя", ту хрупкую часть, которой не хватило в детстве человека поддержки от его родителей и взрослого окружения. и выполняя такие задания, человек выращивает свою самоценность - здоровое уважение к себе и достоинство. Отличается это от гордыни тем, что человек умеет уважать себя и других. Уважать свои потребности и чужие. Не ставя никого на первое место. Ощущая себя не хуже и не лучше других, а на равных.

Я не поддерживаю православное учение о том, что нужно себя уничижать, говоря "я хуже других" с тем, чтобы бороться со своими грехами. Я думаю, что здесь достаточно будет просто не возвышаться, следить за этим. А обращая внимание на свои грехи, человеку уже будет не до чужих и уж ставить себя выше других, когда у самого полна тележка - будет некогда.

Чувство удовлетворенности, так присущее внешнему деланию гонит прочь остатки покаяния, но зато пропускает пышно проявляющегося четвертого нечистого духа - нераскаянности, нежелания каяться.
Он бесстрашно проходит в сопровождении хороших помощников: самооправдания и невнимательности к себе. Многочисленные повседневные погрешности, видя свободу проникновения, беспрепятственно проникали в  душу и, оставаясь нераскаянными, производили свое разъедающее действие через самооправдание. И даже в бывая в церкви на исповеди человек по существу оставался нераскаянным.
Нераскаянность гордыни само по себе может привлечь из безводных мест любых нечистых духов.
Следующий нечистый дух - дух неблагодарности; ему естественно занять свое центральное место там, где уже обжились самодовольство, лень, безмолитвенность, нераскаянность. Человек неблагодарный ничего не способен видеть ни в действиях Божиих, ни в действиях людей. Вслед за неблагодарностью спешит шестой нечистый дух - равнодушие ко всем людям. Он приносит замкнутость на себе. Растет озлобленность и недовольство. Не видя людей, человек направо и налево раздает обиды и остается один. Во всех бедах видит вину тех, кто был рядом. и уже от этого становится неладно на душе. От этой неладности  возрастает смутность. И вот тогда-то и вползает и распространяется по всему пространству души как кисель - седьмой нечистый дух - дух уныния. И многих он ведет к суициду, не девая увидеть другого пути, а только тщетность любых действий.

Священник Александр Ельчанинов.
"Бес тщеславия радуется, - говорит прп. Иоанн Лествичник, - видя умножение наших  добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия". "Когда я храню пост, я тщеславлюсь; когда же для устроения подвига моего, скрываю его - тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Куда сие терние не поверни, все станет оно вверх спицами".
Усилившееся тщеславие рождает гордость. гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не мое, источник гнева, жестоки и злобы, отказ от Божьей помощи.

Самоцен.
Преподобный Никодим Святогорец. Давая себе высокую цену и вознесенно о себе думая, естественно, свысока смотрим мы на других, осуждаем и презираем, так как нам кажется, что мы далеки от тех недостатков, каких, как нам думается, не чужды другие.

Осуждение.
Преподобный Никодим Святогорец. Как только представится тебе какой недостаток в ближнем твоем, спеши скорей отклонить от себя помысл сей, не давая ему разрастись, вытесни его, заменив помышлением о добрых свойствах, какие знаешь в ближнем сем и какие вообще уместны в людях. Если еще чувствуешь позыв произнести осуждение, что тебе не дано на то власти и что, присвоив себе эту власть, ты сам в этот момент становишься достойным суда. Второе же средство есть - не выпускать из ума памятования о своей худости, своих нечистых и злых страстях.
Когда ты строго судишь о каком недобром поступке ближнего, знай, что какой-нибудь корешок этой же самой недоброты есть и в твоем сердце, которое по своей страстности научает тебя строить догадки о других и осуждать их. Напротив, око чистое и безстрастное безстрастно взирает и на дела других, а не лукаво.
Бывает, что Господь попускает человеку совершить неблаговидный поступок с тем, чтобы вразумить его через это. И если ты в этот момент осуждаешь ближнего своего, не ведая дела Господа, то сам обрекаешь себя на подобное бедствие.

По каким еще признакам можно узнать гордость?
Если человеку трудно просить и трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все - несомненно признаки гордости.

О горделивом человеке говорится, что он впал в самосозерцание - созерцание самого себя. Болезнь гордости часто начинается  от внезапного потрясения души или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, проявления своего таланта.
В случаях обратных - в переживаниях горя - тот же результат: человек "поглощен" своим горем, окружающий мир тускнеет в его глазах, он живет горем, держится за него как за единственное, что у него осталось.
Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта "подавленная субъективность порождает как компенсацию эгоцентрическую тенденцию" (Юнг "психологические типы", в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимания разными способами, вплоть до маний величия и преследования.

Итак, сосредоточенность на себе уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мироздания и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.
Гордый пребывает в состоянии изоляции. Он или не слышит того, что говорят другие, или слышит только то, что совпадает с его мнением. В окружающих он видит только те свойства, которые сам им навязал. Примечательно, что мании величия и преследования прямо вытекают из "повышенного самоощущения" и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей.

Как бороться с гордостью? Ответ вытекает из противопоставления: смирение, послушание объективному; послушание по ступенькам - любимым людям, законам мира, красоте, всему доброму в нас и вне нас, закону Божьему.

О склонности к учительствованию от архимандрита Лазаря (Абашидзе): Когда человек узнав новое, еще не пропустил это знание через свое сердце, а только через голову, учит других, то сам вскоре оступается, потому что не прожитое сердцем, не закрепленное в поступках знание это является пустым.
В "основе такого неправильного учительствования лежат тщеславие, самомнение, гордость ума. Так же могут действовать склонность к праздности, стремление уклониться от тяжкого труда внутренней борьбы с собой и подменить эту работу легким - вразумлять других".

Уроки от преподобного Ефрема Сирина: Если хочешь победить тщеславие, не люби похвал, ни почестей. Если хочешь победить гордость, что ни делаешь - не говори, что делается сие собственными твоими трудами или собственными твоими силами; но постишься ли, проводишь ли время в бдении, спишь ли на голой земле - говори, что при Божией помощи и при Божием покровительстве делается сие, а не моею силою и не моим старанием".

Для меня это своего рода обережные слова от гордыни, через которую Бог учит, попуская совершить противоположное тому, чему хвалишься. Я думаю, вы не раз могли замечать, что скажешь что-то, что хорошее в жизни происходит, а оно потом портится. Касается ли это отношений с близкими людьми или дел каких. Или скажешь себе: вот, на этой неделе я ни разу не опоздал, а на завтра случится что-то не по твоей вине и ты приходишь не вовремя. А еще работает этот урок через гордыню с осуждением.

Давно дело было, но до сих пор неловко (стыдно) при самой себе. Смотрела телевизор, а там реклама была - что-то для похудения. И так меня разозлила тетка в рекламе толстая, что вот она теперь худеет от препарата рекламируемого, что я не выдержала и говорю ей в телевизор, грубо так говорю: "жрать надо меньше!" Вспомнила я этот случай, когда у меня ни с того ни с сего, как бы на ровном месте вдруг жор открылся. То ли переработалась тогда, что энергии много ушло, то ли стресс был от нагрузки, от дедлайна. И вот я мечу все, на что падает мой взгляд и думаю: "А чего я так жру-то как с перепугу?" И тут вдруг вспоминается эта ситуация.

Ну и много всяких других было. Так я училась не осуждать. Как-то не очень хочется попадать на место того человека, которого осудила. Не хочется понимать, почему он так живет, так поступает. А ведь только побывав в его шкуре понять можно,чтобы не осуждать, как докатился он до жизни такой. Права поговорка: "Чтобы понять поступок другого, нужно пройти тысячу миль в его мокасинах".
Вместо осуждения я теперь стараюсь понять, почему человек так поступает или просто сочувствую ему: ведь не от хорошей жизни он так себя ведет: кричит, курит, врет, толстеет, выглядит безобразно, изменяет и многое другое, что совершают люди в жизни своей.
Но здесь есть ловушка. Чтобы не попускать злу, нужно учиться разделять человека, Личность и его действия. И человека можно любить, а поступки - нет.

О смирении.
Для меня это очень далекое и туманное понятие. Понять смирение, понять что это такое, как оно проявляется можно лишь если случилось быть смиренным. Это не понурое повисание головы и опущенный взор, когда кисти висят как плети, а тело в согбенной позе страдальчески покорно. Это ложное смирение, такое, каким его изображают на картинке те, кто далек от смирения.

Я много раз просила Бога показать мне, что такое смирение, как это проявляется во мне. Мне ужасно было страшно быть вот такой "покорной, как овца". Образ очень унизительный. Тут моя гордыня выступает  на первое место: Как? Я - такая рас-такая и буду молчать?! Вот этим и этим я позволю, чтобы они думали обо мне, что со мной вот так вот можно поступать?! Не бывать этому!
Ну и я чего-то делала, чтобы овцой покорной не быть и не казаться. Здесь где-то есть и крохотулечка Достоинства, самая малость, которая дает понимание, что вот так с людьми нельзя поступать. Но раз духовного опыта маловато и Душа далека от небесной чистоты, то все пространство Души заполнено ложными понятиями о том, как должно быть и от этого и поступки неверные.

И много сил уходило на то, чтобы создать о себе правильное впечатление или бороться против не правильного. Как же я была глупа. Разве в моей власти заставить людей думать обо мне особенным образом? Господу Богу это не под силу, а я кто? Каждый человек будет думать то, что он хочет не зависимо от того, соответствую его мысли ситуации или нет. Мы каждый раз из ста процентов ситуации видим только свои, узнаваемые несколько процентов. Мы никогда не видим объективной картины, и потому наши мнения всегда различаются. И видим мы в других только то, что есть в нас. И чего в нас нет, того мы и в других не увидим.

Схиигумен Иоанн (Алексеев), старец Валаамского монастыря: Богомудрые отцы так говорят о смирении. От него происходят: кротость, приветливость, удобоумиление, милосердие, тихость, благопокорность, простота, откровенность и естественность.
Свойства смирения - видеть свои грехи, а в других - добрые качества. Свойства гордости - видеть в себе только хорошее, а в других только худое.

Протоиерей Александр Шмеман. Что же такое христианское смирение? Прежде всего, это чувство правды, в первую очередь, правды, - о самом себе. Правда же  никогда не унижает и не умаляет, а возвышает и очищает. Это отказ от всякого приукрашивания самого себя, это отвращение от пыли, пускаемой в чужие глаза. Смирение - это знание своего места, своих возможностей и ограниченностей, это мужественное принятие себя таким, каков я есть.
Христианское терпение - это так же далеко от карикатуры на терпение в брошюрах. Христианское терпение - это не равнодушие ко злу, а очень активное чувство доверия к человеку. Сколько бы человек не падал, ни предавал лучшее в себе, христианство призывает нас верить, что не зло, не падение - сущность человека. Оно верит, что человек может всегда подняться, вернуться к своей светлой сущности. Терпение - это вера в силу добра.

Скажу, что возможность принять правду о себе и не пытаться приукрашать историю свою - далось мне не сразу и только после того, как я прошла более двухсот часов психотерапии. Принять ту историю, в какой я жила, в какой мне было больно и принять себя в этом - на это не было ресурсов. Я чувствовала глубочайшую свою униженность, что я хуже всех, что мне требовалась компенсация в виде гордыни, чтобы уравновесить эту бездну.

О стыде.
Священник Вячеслав Резников: "Стыдящийся потому и стыдится, что признает законы, по которым живут окружающие.
Бывает, что человек старается жить по заповедям Христовым, а вокруг все не только делают противоположное, но и делающих одобряют (Рим. 1,32). А ведь в каждом живет инстинкт общечеловеческого братства, желание быть со всеми. Внешняя церковная жизнь, если взглянуть сторонним взглядом, очень уязвима для критики. Жизнь бьет ключом, а я тут со своими "сказками" о Воскресении. И появляется стыд: и за веру, стыд делать добро, быть целомудренным, честным. А если так, то значит мир не только внешне побеждает: значит ты и по совести принимаешь его правоту. И стыдиться своей бедности, своих родных, своей внешности, своего возраста - значит стыдиться того, Кто создал тебя или попустил тебе стать таким, зная, что именно такое состояние для тебя спасительно.
И дай нам Бог, чтобы наш стыд работал не на нашего врага, а на нас: чтобы стыдиться, когда хвалят, чувствуя себя вором, укравшим похвалу у Господа".

Преподобный Никодим Святогорец. Многословие в больших случаях  происходит от некоего горделивого самомнения, по коему, воображая, что мы слишком многосведущи и что наше мнение о предмете речи самое удовлетворительное, неудержимое испытываем понуждение высказаться и обильною речью с многократными повторениями запечатлеть то же мнение и в сердцах других, навязываясь таким образом им в учителя непрошенные.
многословие отворяет двери души, через кои тотчас выходит сердечная теплота благоговения, тем паче это делает пустословие.
многословие отвлекает внимание от себя, и в сердце, таким образом не блюдоемое, начинают прокрадываться обычные страстные желания. После многословия, когда пройдет чад самодовольства, всегда остается некое чувство тоскливости и постыдности. не свидетельствует ли это о том, что душа и нехотя сознает тогда себя обокраденною?
Когда нужно тебе говорить, наперед обстоятельно рассуди о том, что высказать выходит на сердце твое, прежде чем перейдет на язык твой, и найдешь, что многое из сего таково, что ему гораздо лучше не исходить из уст твоих.

самопознание, гордыня, православие, 2015, цитаты, чтение, грехи, книги

Previous post Next post
Up