По Приполярному и Полярному Уралу, часть 3. Про непогоду и пургу.

Jun 12, 2019 17:08

Опять приходят непогоды
Через Полярное Кольцо...
(с)Визбор

...Непогоды приходили с завидной регулярностью, а уходили неохотно и ненадолго. В непогоду идешь, как ежик в тумане, без видимости, ветер в лучшем случае подгоняет, в худшем дует в морду лица, возможны промежуточные варианты. Правильная одежда защищает от переохлаждений, обморожений и снега за шиворотом. Основная задача группы - идти плотной кучкой и правильно ориентироваться. На ходу не холодно. Но, если не попадется подходящая ямка или большой-пребольшой камень, то обед происходит в несколько антисанитарных условиях:

Продвинутые пользователи ВК просветили меня, что на обед в тундре ставят палаточку, дежурные варят супчик, а остальные дремлют и восстанавливают силы.. Ходили мы так в походе третьей категории, с палаточкой и супчиком. При нынешних дневных нормах на обед отводилось полчаса, а вместо супчика были сало, колбаса и чай из термосов. Тем более, что часть дней "сожрала" пурга.

Пурга - это когда идти просто нельзя - сдует нафиг. При этом, как правило, либо идет снег, либо его просто тащит ветром. Первая пурга зарубила нам восхождение на гору Хордъюс. Практически повторилась ситуация 11 года: встали под горой, когда все было видно, а ночью погода испортилась. Но в этом году она испортилась сильнее. Ночью ветер выдернул трубу из печки, А утром разведка донесла, что не только восхождение отменяется, но и вообще сегодня мы никуда не идем, кроме как укреплять стенку вокруг палатки. Когда люди выходят строить стенку... или зачем-нибудь еще..., кто-то обязательно сидит у выхода и быстро затягивает тубус, чтобы внутрь не наметало снега. Климат внутри палатки достаточно благоприятный даже без печки, товарищи участники отсыпаются, травят байки, лечат мозоли и даже жарят блины, для которых специально взяли муку, растительное масло и сковородку.

Почему песни не поете, спрашивают люди, гитару же тащите? Хммм...Уровень шума ветра за палаткой примерно такой, как если бы мы стояли на железнодорожной платформе, а с двух сторон одновременно проходили товарные поезда. Можно, конечно, петь, но сам себя не услышишь. Еще одно развлечение части нашей группы на вынужденных отсидках - преферанс. Ну и приверженцы вредных привычек предпочитают лучше высунуться на ветер, чем сидеть в тепле и не курить.

Первый раз мы просидели день, на следующее утро ни фига не прояснилось, но ветер ослаб, мы откопались  и пошли дальше. Вот так выглядела палатка после дня пурги:

Второй раз при практически ясном небе к нам подкралась низовая пурга. То есть видимость как бы есть, но по низу задувает, и не слабо. На фотографии видно, как задувает.  Выручили нас кусты, ветер там был послабее, и мы устроили себе полудневку. В этот раз даже печку топить было можно. И вторую половину муки "уговорили".

Самой сильной и длинной была третья пурга, напавшая на нас в тот момент, когда начальник уже планировал  выход с маршрута с перевыполнением плана, то есть раньше заявленных 24 дней. Правда, завхоз сделал морду клином и заявил, что ничего перекраивать не будем, пока "домики не увидим".

Вышли мы в тот день при довольно сильном ветре, но товарищи участники были настроены решительно и двигались вперед. На небольших подъемах я поняла, что ветер сдувает меня обратно вниз, изобразила "слабую зенчину", и у меня забрали волокушу. Без нее мне удавалось выдерживать общий темп. Но ветер становился все злее, все попытки идти в нужном направлении превращались в какие-то сложные зигзаги, пилишь-пилишь, а в минуту просветления видишь рядом горку, которую уже видели минут сорок назад...

Очередной экстремальный обед был в щели под камнем. После обеда порывы ветра стали сдувать не только меня, но и более тяжеловесных товарищей. Было принято решение ставить лагерь. Поставили на удивление быстро. Кое-кто, не будем показывать пальцем на единственную в группе тетку, не привязал свои санки к лыжам, решив, что из-под стенки палатки они и так не убегут. Не убежали, ага. Но откапывали их потом долго, потому что точное местонахождение "не определялось".
Ставим лагерь:

В этот раз мы просидели двое суток - полдня, целый день и еще полдня. И если в прошлые разы место для лагеря как-то выбиралось, то в этот раз не было ни склона, ни кустов, никаких заслонов от ветра. От постоянного шума за стенками у некоторых даже голова болела. А теперь догадайтесь, какой Самый Кошмарный Девочковый Кошмар в таких метеоусловиях? Когда ушлые дядьки пользуют какую-нибудь освободившуюся пластиковую емкость и вентиляционное отверстие, а тебе надо ВЫЙТИ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС, потому что иначе лопнешь нафиг. 8-0 Снег моментально забивается во все места, а при этом еще и на ногах удержаться надо... В конце второго дня в голову начали приходить мысли, не включить ли в следующий раз в личное снаряжение парочку памперсов для лежачих больных...
А вот так выглядела палатка, когда мы наконец стали собираться дальше:

В конце концов "все спаслись" и даже продуктов хватило!

В следующий раз покажу красивую тундру, не все же пугать людей.