Нет, мы не пошли второй раз по своим следам. Первый Туманный, пройденный, как и положено, в тумане, находится в Южно-Чуйском хребте, а сейчас впереди нас ждал перевал Туманный Северный.
В этот раз туман не дожидался, пока мы подойдем под перевал, а сел нам на головы еще на озере Камрю. И снег пошел.
Шли мы в тумане сначала по озеру.
Потом по лесу.
Потом выше леса.
На крутяке мазь ни фига не держала, а без лыж можно было провалиться по уши. Даже на лыжах проваливались. Вот так, например.
На одном из подъемов "лесенкой" мои фишера вообще оборзели и начали соскальзывать боком так, что я застряла на одном месте. Через несколько минут бултыхания у меня очередной раз отобрали куль, придали ускорение до пологого места, сказали пару ласковых ("Хуже детей, блин!" - в устах инструктора детского туризма это звучит как стрррашное ругательство) , выдали мне пару длинных репчиков и помогли навязать шкирты - это такая система, позволяющая идти вверх и не соскальзывать. На них, правда , не разгонишься - но и назад не уедешь. Лучше всех, конечно, было Сане Тимонину на "Еланах" с камусами - на подъеме держат, вниз едут - красота!
Шкирты выглядят вот так:
Поставили палатку, переночевали. Вот и весна настала, 1 марта, ура, товарищи! Видимость с утра все так же оставляла желать, поэтому четверо смелых, сильных и технически подготовленных ушли этот самый Туманный Северный разведывать, а шестеро остальных остались в лагере. Ремонтировали шмотки, писали дневник, общались на разнообразные темы. Саня провел мастер-класс по горелкам "Ковеа" - из чего они состоят, почему могут не работать и как с этим бороться - даже наблюдавшая из дальнего угла блАндинка с верхним техническим образованием образца 1986 года практически все поняла.
Погода неожиданно развиднелась, вышло солнце, в палатке стало тепло и приятно, снаружи открылись красивости Северо-Чуйского хребта.
Ближе к обеду спустились разведчики и объявили решение - на перевал идем завтра. Мне сообщили, что на перевале меня ждет какой-то "конь" - заинтриговали прямо.
Что видели и делали разведчики:
Попытки обрушить нависающий во все стороны козырек закончились спуском небольшой контролируемой лавинки, но козырек устоял :-)
В связи с тем, что нас ожидало еще две ночевки выше зоны леса, объявили режим экономии дров. В печку наряду с дровами пошел разнообразный мусор типа фантиков от карамелек, пакетиков от вчерашнего чая и куска пластмассы, отодравшегося от моей лыжи. Кусок отодрался сверху, на ходовые качества это не повлияло.
И вот настало прекрасное солнечное весеннее утро, и мы двинулись.
Из дневника:
Сначала был подъем по глубокому снегу, потом несложный жумаринг, потом жумаринг посложнее с элементами скал, но если я там и зависала, то не дольше некоторых товарищей по команде.
Пресловутым "конем" оказалась каменная хрень на самой седловине, на которую надо было сесть верхом и проползти по ней, чтобы не обрушить карниз. Мне удалось преодолеть "коня" под мудрым руководством Толика Е., который утверждал, что я при этом грязно ругалась - наверное, так оно и было.
Потом было четыре веревки на спуск - мне повезло, меня отправили в числе первых.
На спуске было бешеное количество снега, верхние товарищи щедро сыпали его на нижних, кое-где опоры под ногами вообще не ощущалось, и я просто съезжала на "восьмерке", хаотично дрыгая ногами. Снег набивался в бахилы, в штаны, в варежки и во все остальные места. Иногда, тем не менее, под ногами попадались фрагменты льда.
А в эту страшноватую дырку мы не лазили, а следы там от скатившихся камней и снега.
Спуск всего коллектива занял изрядное количество времени. Пообедали на солнышке и переехали в ближайшую безвертенную ямку ставить лагерь, чтобы завтра идти на перевал Зелинского.
Разведчики Толик и Саня и руководитель Слава опять ушли бить ступени. У меня очередной раз хрюкнулась палка, за что я огребла пару ласковых слов от ремонтника. Вернусь домой - зайду на сайт Helinox и процитирую там все ласковые слова ремонтника, и от себя добавлю. Что за палки, которые выдерживают полтора похода...
По поводу истинности перевала Туманный Северный всю дорогу шли жаркие споры. Тот перевал, который ходили летом, зимой оказался лавиноопасным, поэтому мы шли другим путем и обозвали наш проход Туманный Северный Зимний. После похода наш самый увлеченный фотограф Серега склеил вот такую панораму:
Еще из дневника:
Пережили почти "беспечную" ночевку. Спалось тепло, но нифига не высохли шмотки. Подъем на перевал Зелинского был такой "потогонный" - топ-топ-топ вверх по ступеням... Два часа почти топ-топ-топ. Зато никаких "коней"!
Вниз бросили полторы веревки, снегу опять было "немеряно". Потом был обед и покатушки на лыжах по разломанному леднику.
Пока ехала по следам, думала только, как бы не шмякнуться, потому что в таком глубоком снегу пришлось бы потом полчаса вылезать, задерживая честной народ. Съехали до ровного места, оглянулись назад, на ледник и наши следы на нем - ой, мама, роди меня обратно!
Поехали дальше до кустов. Каждый притащил по изрядной охапке дров, преисполнившись решимости запереть эти дрова под перевал Абыл-Оюк и наконец-то выспаться в тепле. Попилили, покололи, чайку попили и вверх.
Вид на Шавлинские озера - но нам туда не надо...
Шли в наших лучших традициях - почти до темноты. Зато нашли ямку уютную, где и ночуем. Дров натащили на полноценное ночное дежурство, коим я сейчас и занимаюсь. Вокруг разнообразно посапывают товарищи участники. С потолка свисают гирлянды подсыхающих носков, варежек и стелек. Тепло. Хорошо. Еще полчаса - и мне тоже можно будет посапывать. Осталось пять дней маршрута плюс выбег из альплагеря Актру, если все пойдет по плану...