Прорезные сумки востока Северной Америки (часть 2)

Oct 19, 2020 23:33



Рис. 1 - Прорезная сумка, приписываемая делаварам, но более вероятное её происхождение - долина реки Святого Лаврентия. 1770-1800 года. Куплена Джорджем Г. Хейе в 1912 году у Уильяма Олдмана, Лондон. Кожа, иглы дикобраза, окрашенный в красный цвет волос оленя, латунные конусы. Длина 33,5 см, ширина 10 см. Национальный музей американских индейцев, Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия.

Сумка Верна ( рис. 28 предыдущей статьи) обеспечивает переход к другой группе из пяти сумок, общие черты которых включают неразрезанную часть нижней панели сумки, украшенные прорези и обёрнутую иглами бахрому. Игольная вышивка характеризуется вариантами трёхцветного рисунка, все сумки имеют как одно-, так и двухцветную игольную окантовку. Поразительно близка по своей конструкции к сумке Верна прорезная сумка, которую можно проследить до Англии, где она была получена Джорджем Г. Хейе в 1912 году от Уильяма Олдмана (рис. 1). Это, безусловно, самая короткая сумка, также имеющая самые узкие игольные полосы, аналогичные вышивке абенаков. Полосы в технике зигзаг (девять центральных и четыре по краям) имеют узор, три волнистые линии имеют разную ширину. Цвета игл совершенно выцвели, и невозможно различить больше двух цветов, хотя вполне вероятно, что первоначально их было три. Латунные конусы указывают на довольно раннюю дату изготовления, вероятно, около или до 1800 года. Примечательно также, что один конец сумки вообще не имеет бахромы.


У второй сумки группы (относящейся к коллекции Уорнака в Детройте, ранее известной как Masco, а позже как Epic collection), центральный блок узорчатых полос, простирающихся до складки, обрамлён волнистыми линиями (рис. 2). Сумка была приобретена в 1987 году в галерее Alexander Gallery в Нью-Йорке без дополнительной документации. Как и на сумке Олдмана, прорезь имеет обшитый иглами край, но игольная вышивка не распространяется на другой конец сумки. Отличительной особенностью сумки Уорнока является то, что две волнистые линии интерпретируются как рогатые змеи. Бахрома обёрнута иглами дикобраза; обёртка заканчивается бусинами.



Рис. 2 - Прорезная сумка из коллекции Уорнака. Северо-Восток, 1800-1825 года. Кожа, иглы дикобраза белого и оранжевого цветов, олений волос, пони бисер. Длина 64,2 см.

Две других сумки с неразрезанными нижними панелями больше похожи друг на друга, чем на два предыдущих примера. Обе являются образцами восемнадцатого века, по-видимому, собранными в долине реки Святого Лаврентия, у них нет волнистых линий и ограничения рисунка с правой стороны, обе асимметричны и имеют узорчатые полосы и одинаковую чёрную, красную и белую цветовую гамму. Одна из них сейчас находится на Канадском музее истории (рис. 3), где внесена в каталог как ирокезская, следуя предложению Артура Шпейера, от которого была получена музеем. Первоначально она, по-видимому, поступила из Государственного музея Гессена в Дармштадте, Германия, и, возможно, была частью коллекции, собранной Гессенскими наемниками во время Американской революции. К сожалению, все записи были утеряны во время Второй мировой войны. Рисунок почти симметричен и представляет собой три узорчатые полосы в технике зигзаг, обрамленные волнистыми линиями на правой стороне, простирающимися до сгиба, и двумя такими же полосами на левой стороне от конца, окантованной иглами прорези. По периметру сохранилась вышивка в линейной технике, окаймлявшая в своё время боковые полосы в технике зигзаг (ныне утрачены).



Рис. 3 - Прорезная сумка. Ирокезы, 1700-1800. Кожа, иглы дикобраза. Длина 45,5 см, ширина 10,2 см. Канадский музей истории.

Следующая сумка относится к Версальской коллекции Музея на набережной Бранли, Париж (рис. 4), которая была определена как сумка «ирокезского или гуронского» типа. «Ирокезский» тип соотнесён с могавками Канаваке. Игольная вышивка ограничена многоцветной полосой справа и одноцветной полосой слева от прорези, но основные узоры выполнены белым бисером, с крестом слева и «X»-образным рисунком из изогнутых двойных линий справа, частично окаймлённых линией игольной вышивки в линейной технике. Другими примечательными особенностями являются асимметричные концы: левая сторона заканчивается треугольным ступенчатым лоскутом, проколотым по краям и имеющим только несколько шнурков бахромы, тогда как правая сторона имеет бахрому обёрнутую иглами и латунные конусы с окрашенным в красный цвет оленьим волосом над прямоугольным лоскутом.



Рис. 4 - Прорезная сумка. Вероятно, приобретена в долине реки Святого Лаврентия во второй половине восемнадцатого века. Кожа, иглы дикобраза, бисер, латунные конусы, окрашенный в красный цвет волос оленя, следы красной краски. Длина 31 см, ширина 10 см. Ранее находилась в коллекции Публичной библиотеки Версаля. Музей на набережной Бранли, Париж.

Пятая сумка западной группы находится в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке. Сумка имеет два неразрезанных лоскута из нижнего полотна. Рисунок не асимметричен: с одной стороны одна тройная и две прямые двойные многоцветные (красный, чёрный, белый цвета) полосы в технике зигзаг окаймлённые белой вышивкой в линейной технике, с другой стороны одна фигурная полоса в технике зигзаг окаймлена изогнутыми линиями белого и красного цвета в линейной технике. Прорезь окантована. По периметру сумки вышиты белые волнообразные линии в линейной технике, на левой стороне формирующие череду ромбов. Бахрома оплетена иглами и украшена жестяными конусами с окрашенным оленьим волосом (рис. 5).



Рис. 5 - Прорезная сумка. Ирокезы. 1800 г. Кожа, иглы дикобраза, жестяные конусы, крашенный олений волос. Длина 38,1 см, ширина 10,2 см. Коллекция Чарльза и Валери Дайкер. Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк.
Очевидное присутствие лоскута на сумке одного из четырёх королей Канады (см. далее) подтверждает соответствие этого типа сумок восточной части Великих озер, с вариантами, общими для ирокезов и других племенных групп долины реки Святого Лаврентия.

Отдельно стоит рассмотреть прорезную сумку с неразрезанной нижней панелью, но не обёрнутой иглами бахромой (рис. 6). Сумка датируется 1770-1800 гг. и находится в Национальном музее американских индейцев. Музеем сумка присвоена прериям, что сомнительно. Парные боковые линии в технике зигзаг окаймлены полосой в линейной технике, центральная тройная линия в технике зигзаг окаймлена фигурной линией в той же технике и двойной линией в линейной технике. Края сумки отделаны жестяными конусами с крашенным волосом. Источник сумки не известен.



Рис. 6 - Прорезная сумка. Прерии. 1770-1800 гг. Кожа, иглы дикобраза, жестяные конусы, крашенный волос. Национальный музей американских индейцев. Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия.

Больше всех выделяется прорезная сумка из Музея Те-Папа-Тонгарева в Новой Зеландии (рис. 7). Представленная здесь сумка из коллекции капитана Джеймса Кука имеет короткую нижнюю панель, а не верхнюю, как у большинства других сумок этого типа. Верхняя панель имеет волнообразные края и редкие полоски бахромы с латунными конусами и окрашенным оленьим волосом. Вышивка условно симметрична - по обеим сторонам сумки располагаются квадраты, вышитые в технике зигзаг с использованием игл дикобраза красного, белого, синего и чёрного цветов. Прорезь и контуры квадратов (снаружи и внутри) украшены по периметру линией белого цвета, выполненной в линейной технике.



Рис. 7 - Прорезная сумка. Возможно гуроны. 1763 год. Коллекция капитана Джеймса Кука. Кожа, иглы дикобраза, жестяные конусы, крашеный олений волос. Длина 64,5 см, ширина 13 см. Музей Те-Папа-Тонгарева, Новая Зеландия.

Следующая группа из трёх прорезных сумок, как и сумки запада Великих озёр, имеет симметричное декорирование, состоящее из одиночных многоцветных полос в технике зигзаг, чередующихся с волно- или зигзагообразными линиями. Эти сумки, как правило, имеют украшенные прорези, сетчатую бахрому и/или закругленные концы, хотя ни одна из этих особенностей не присутствует во всех трёх примерах.

Все три сумки, по-видимому, были получены в долине реки Святого Лаврентия. Две из них сейчас находятся в Музее на набережной Бранли. Один экземпляр (рис. 8) из коллекции Национальной библиотеки отличается от другой сумки из Версальской коллекции (рис. 9) в украшении прорези, непрерывности внешних полос в технике зигзаг, форме зигзагообразных линий и отсутствии бахромы. Сумка имеет закругленные концы и, таким образом, напоминает сумку, сохранившуюся в Дирфилде, штат Массачусетс, которая, как говорят, получена из Канаваке и датируется примерно 1750 годом (рис. 10). На сумке Дирфилда волнистые линии ограничены серией дуг, примыкающих к центральной полосе в технике зигзаг, как и на сумке Уорнока. Бахрома обёрнута иглами дикобраза и сплетена в единый блок, несколько отличающийся от того, что встречается в других сумках.



Рис. 8 - Прорезная сумка. Долина реки Святого Лаврентия, возможно, могавки Канаваке, XVIII век. Кожа, иглы дикобраза. Длина 30,4 см, ширина 8 см. Ранее находилась в коллекции Национальной библиотеки Парижа. Музей на набережной Бранли, Париж.



Рис. 9 - Прорезная сумка. Ирокезы. Кожа, иглы дикобраза, жестяные конусы. Длина 49,5 см, ширина 9,5 см. Музей на набережной Бранли, Париж.



Рис. 10 - Прорезная сумка. Ирокезы, 1750 г. Канаваке. Массачусетс. Сумка связана с Юнис Уильямс, девушкой из Дирфилда, которая была захвачена во время рейда Дирфилда в 1704 году. Сумка принадлежал могавку Арозену, мужу Юнис Уильямс. Согласно семейной истории, сумка была подарена Стивену Уильямсу, брату Юнис, когда Юнис и Арозен посещали Новую Англию в 18 веке.

Наличие прорезных сумок с закругленными концами в долине реки Святого Лаврентия подтверждается дополнительными доказательствами - это маленькая расшитая бисером сумочка с прорезью, возможно модель для куклы, бывшая до недавнего времени в коллекции Фаркуарсона в Шотландии (продана на аукционе). Коллекция была датирована 1760-ми годами, хотя она явно включает в себя артефакты, подобные этому, более позднего периода, примечательной особенностью которых является стилизованный цветочный узор на обеих сторонах прорези.

Ещё меньшие по размеру прорезные сумочки носят две куклы в модели каноэ абенаков, полученной в 1799 году или до этого в Ямашише, недалеко от Труа Ривьер, Квебек. Сейчас они находятся в Музее этнографии в Невшателе, Швейцария (рис. 11). По форме и основному дизайну они напоминают сумку из Дирфилда.



Рис. 11 - Фигурка из модели каноэ с миниатюрной прорезной сумкой, полученная в 1799 году или до этого в Ямашише, близ Труа-Ривьера, Квебек, Жанной Элизабет Гуги. Кожа, красная пряжа. Музей этнографии, Невшатель, Швейцария.

Использование округлых прорезных сумок среди абенаков XIX века иллюстрируется прекрасным примером бисерной вышивки, хранящимся в Музее абенаков в Оданаке, Квебек (рис. 12). Как и расшитая бисером прорезная сумка вахпетон-сиу (рис. 24 предыдущей статьи) сумка абенаков сохраняет и в то же время преобразует основной цветочный дизайн. Волнистые линии интерпретируются как цветочные узоры, а также кресто- и «Х»-образный дизайн на левой стороне. Похожий дизайн находится на паре варежек середины девятнадцатого века с аппликацией из лосиного волоса в Национальном музее Ирландии в Дублине и на маленькой «алгонкинской» сумочке в Вене (рис. 13).



Рис. 12 - Прорезная сумка. Абенаки. 1840-1880 г. Получена возле Труа Ривьер, Квебек, Канада. Красная ткань, шёлковая лента, бисер. Музей абенаков, Оданак, Квебек.



Рис. 13 - Сумка с кресто- и «Х»-образным дизайном. Алгонкины. Этнологический музей, г. Вена.

Ещё одна сумка с полукруглыми краями находится в Национальном музее американских индейцев и присвоена сиу, что весьма сомнительно (рис. 14). Форма, рисунок и бисерная вышивка дают отсылку на традиции вудлэнда. Сумка получена в 1931 году от Виктора Дж. Эванса.



Рис. 14 - Прорезная сумка. Музеем присвоена к сиу. Текстиль, бисер. До 1931 года. Национальный музей естественной истории. Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия.

Процесс изменения формы идёт ещё дальше в сумках абенаков, микмаков и пенобскотов на примере «сумки для ударных капсюлей» (рис. 15) приобретённой в 1910 году Фрэнком Г. Спеком в Олдтауне, штат Мэн, и описанной им следующим образом:

«Старый образец, показывающий, как этот тип сумок выполнен в ткани… длиной четырнадцать дюймов с отверстием по нижней стороне длиной четыре дюйма и с маленькими закруглениями на концах, символизирующими в целом шкуру животного с лапами. Снаружи находится вышитый шерстяными нитками цветок или орнамент. Она также носится сложенной на поясе, как кожаная сумка, копией которого она является».



Рис. 15 - Прорезная сумка. Пенобскот. 1860-1890 г. Шерстяная ткань, шерстяные нитки. Длина 35,56 см. Национальный музей американских индейцев. Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия.

Ещё одна изменённая прорезная сумка пенобскотов 1913 го года выполнена из целой шкуры животного. Прорезь отделана лентой (рис. 16)



Рис. 16 - Прорезная сумка из шкуры животного. Пенобскот. 1913й год.

Примером аналогичных изменений прорезных сумок, служат прорезные сумки микмаков из Канадского музея цивилизации (рис. 17 и 18), а так же сумка из Олд-Стербридж-Виллидж, Стербридж, Массачусетс (рис. 19) датируемые 1840-ми годами; в дальнейшем видоизменённые до самостоятельного вида подвесных сумок с прорезью, по примеру сумок находящихся в Американском музее естественной истории (рис. 20) первая из которых по форме, отделке края и вышивке совпадает с сумкой Эванса (рис. 7).



Рис. 17 - Прорезная сумка. Микмак. 1841 год. Ткань, бисер, шёлковая лента. Длина 34 см, ширина 10,6 см. Канадский музей цивилизации, Гатино, Квебек.



Рис. 18 - Прорезная сумка. Приобретена у микмаков Рестигуша, Квебек, в 1841 году Генри О'Халлораном. Ткань, бисер, шёлковая лента. Длина 32 см, ширина 11,2 см. Канадский музей цивилизации, Гатино, Квебек.



Рис. 19 - Прорезная сумка. Микмак. 1800-1850 гг. Хлопок, бисер, шерсть, шёлк. Длина 37,15 см, ширина 12,38 см. Олд-Стербридж-Виллидж, Стербридж, Массачусетс.



Рис. 20 - Подвесные сумки с прорезью. Микмак. А) приобретена в 1913 году. Войлочная шерстяная саржа, бархат, шёлковая лента, бисер. Длина 29 см, ширина 8.5 см.; б) 1900-1920 гг. Шерстяная ткань, шёлковая лента, хлопчатобумажная лента, бисер; в) 1900-1920 гг. Шерстяная ткань, шерстяная саржевая лента, шёлковая лента, хлопчатобумажная лента, бисер. Национальный музей американских индейцев. Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия.

Если сумку 20а ещё можно представить, как часть полноценной прорезной сумки, то сумки 20б и 20в указывают на развитие самостоятельной ветви подобных сумок.

Существуют и другие виды прорезных сумок. Сумка из коллекции Джаспера Гранта в Национальном музее Ирландии (рис. 21) имеет нижний слой из кожи и верхний слой, сплетённый из пеньки с фальшивой вышивкой лосиным волосом; прорезь окаймлена шёлковой лентой, а по бокам - окантовка из белого бисера. Формы песочных часов и «X» напоминают о сумке из Винтертура. Между 1802 и 1809 годами Грант служил в форте Джордж близ Ниагарского водопада, Нью-Йорк и форте Малден близ Детройта, но его коллекция включает артефакты многих племён, которые поддерживали союз с британцами, и трудно отнести конкретные предметы к конкретным группам. Вышивка лосиным волосом, позволяет предположить гуронское происхождение или в целом алгонкинскому племени, так как подобная техника вышивки была известна многим племенам.



Рис. 21 - Прорезная сумка. Гуроны. До 1810 гг. Коллекция Джаспера Гранта. Национальный музей Ирландии.

Существуют также прорезные сумки, выполненные в технике плетения на пальцах. Одна из них находится в музее города Саффрон-Уолден, Англия (рис. 22). Сумка украшена парными зигзагообразными линиями по всей длине, выполненными из бисера. Так же бисером украшены края сумки и часть бахромы.



Рис. 22 - Прорезная сумка. Техника плетения на пальцах. Музей города Саффрон-Уолден, Англия

Ещё одна сумка находится в музее Филда в Чикаго и ранее находилась в коллекции британского антрополога и коллекционера Альфреда Уолтера Фрэнсиса Фуллера (Рис. 23). Сумка имеет группы параллельных и обращенных друг к другу волнистых линий по обе стороны прорези и вдоль всей длины сумки, аналогичных дизайну сумок, приписанных к долине реки Святого Лаврентия.



Рис. 23 - Прорезная сумка. Техника плетения на пальцах. Великие Озёра, начало девятнадцатого века. Шерсть или растительное волокно, бисер. Длина 30,5 см, ширина 12,4 см. Музей Филда, Чикаго.

Распространение, дизайн и формы.

Принцип, используемый как исторической лингвистикой, так и диффузионной антропологией, гласит, что точка происхождения явления, скорее всего, находится в области наибольшей локальной вариации базовой формы. Если это так, то нижняя Долина реки Святого Лаврентия - с ее закругленными, заостренными и квадратными формами сумок - может рассматриваться как отправная точка для распространения прорезных сумок восточной части Северной Америки. И даже если долина реки Святого Лаврентия, возможно, и не была тем местом, где возникли прорезные сумки, именно здесь они разнообразились и получили широкое распространение.

Из-за того, что некоторое количество сумок имеет достаточно хорошо подтверждённое происхождение, можно предположить, что размер и пропорции сумок являются изменчивой и возможной региональной типичной особенностью. В целом, все рассмотренные сумки в общем приближении имеют подобные формы, размеры, дизайн, симметрию, а также географическую близость.

В результате исследования прорезных сумок можно точно сформировать три наиболее чётко определённых региональных типа: тип западных/центральных Великих Озер, тип санти и тип долины реки Святого Лаврентия. При этом географическое распределение типов сумок имеет больше смысла, чем распределение многих индивидуальных особенностей, дизайна, например. Различия заключаются в размерах, пропорциях, деталях конструкции и иногда временных факторах (так латунные конусы по времени предшествуют жестяными конусами).
Наиболее поразительной особенностью является принципиальное сходство и ограниченность элементов конструкции. К сожалению, либо у нас нет ранних примеров из зоны приморья или штата Мэн, либо мы не можем их идентифицировать, но мы находим вариации на тему чередующихся узорных полос и волнистых линий от долины реки Святого Лаврентия до Миссисипи. На Западе волнистые линии часто интерпретируются как связанные группы ромбов или связанные круги и ромбы, или в сочетании с полосами образуют зигзагообразные и волнообразные полосы. В области Великих Озёр волнистые линии иногда интерпретируются как рогатые сверхъестественные существа.

Полосы с рисунком других цветов иногда переходят в шахматный дизайн. Сочетание полос с рисунком и волнистых линий встречается как в симметричных, так и в асимметричных композициях. Асимметричные формы сочетаются с пустыми сторонами или с крестами, формами «X» или комбинацией крестов и «X». Формы «X» и песочные часы, звёзды и Птицы Грома одной стороны сумки иногда встречаются в сочетании с замысловатым рисунком креста и «X» на другой стороне. Можно предположить, что «X» означает звезды, Громовых Птиц и верхний мир в целом, в то время как волнистые линии представляют подземный мир. Но это сочетание встречается лишь в меньшинстве случаев, и космологические взгляды, хотя и основанные на сходных концепциях, достаточно различны по всей области, чтобы сделать такую интерпретацию вероятной.

Поздняя интерпретация как на востоке, так и на Западе волнистых линий, крестов и форм «Х» в цветочную вышивку иллюстрирует, как быстро новые значения могут быть присвоены стилизованным конструкциям.

Письменные и графические свидетельства

Самыми ранними графическими свидетельствами использования прорезным сумок, являются картины и рисунки, запечатлевшие северо-восточную часть Северной Америки.

Так картина голландского художника Джона Верелста (рис. 26) датируется 1710 годом. В начале 18-го века Верелст уехал работать в Лондон, где прославился своими портретами, особенно мужчин, известных как «Четыре короля-мохоков». Одним из этих королей был Sa Ga Yeath Qua Pieth Tow (будущий дедушка Джозефа Бранта). В апреле 1710 года четыре «индейских короля» отправились в Лондон, надеясь заручиться британской военной поддержкой против французов и их индейских союзников в Канаде.

На сумке не видно игольной вышивки, но прорезь окаймлена; и есть несколько рядов медных или оловянных конусов, некоторые прикреплены близко к прорези, что является самой необычной особенностью. В настоящее время не известно ни об одной сумке с таким типом декорирования и, если он (этот тип) когда-либо существовал, вероятно, имел довольно ограниченное распространение. Более значительным может быть тот факт, что конусы висят на передней панели сумки, а не ниже её края, что указывает на наличие неразрезанной части на нижнем конце.



Рис. 26 - Вождь мохоков Sa Ga Yeath Qua Pieth Tow. Картина Джона Верелста, 1710 год. Обратите внимание на прорезную сумку на его поясе.

Следующим графическим свидетельством можно считать рисунки 1730 года из коллекции библиотеки редких книг и рукописей Бейнеке, изображающие канадских жителей, coureurs de bois (независимых франко-канадских торговцев и путешественников) и индейцев на поясах которых так же изображены прорезные сумки (рис. 27).





Рис. 27 - Рисунки из коллекции библиотеки редких книг и рукописей Бейнеке (Йельский университет) примерно 1730 года, изображающие (сверху) канадских жителей и coureurs de bois; (снизу) индейцев.

Шотландский мемуарист Питер Уильямсон, насильно увезённый в Северную Америку и совершивший пешее путешествие длиной в 1000 километров и в 1759 году, по возвращению на родину написавший книгу «Французская и индейская жестокость на примере жизни и различных превратностях судьбы Питера Уильямсона, которого в младенчестве увезли из Абердина и продали в рабство в Пенсильванию», изобразил в ней себя подписав картину «Мистер Питер Уильямсом в одежде делаварского война». На этой картине Уильямсон изображён с прорезной сумкой на поясе (рис. 28). В своем рассказе о пленении, опубликованном двумя годами ранее, Уильямсон косвенно упоминает о сумках с дробью: «их ружье, томагавк, скальпирующий нож, порох и дробь - это все, что они должны носить с собой во время войны». Судя по гравюре, бахрома довольно длинная и, либо у основания обёрнута иглами дикобраза, либо выполнена в тканной технике; чётко видны волнистые линии вдоль прорези.



Рис. 28 - Изображение Питера Уильямсона в одежде делаварского война. 1759 г. Обратите внимание, у Уильямсона Shot-bag (сумка для дроби) отмечен под номером 4, а номер 6 описан как «Purse of Wampum», имея при этом волне узнаваемые волнообразные линии, бахрому и вырез в середине. Скорее всего в описании автор ошибся.

Чуть более поздняя картина с изображением индейского война была нарисована полковником Карпентером в 1760 году. Через пороховой рожок индейца повешена прорезная сумка (рис. 29)



Рис. 29 - Рисунок, изображающий война со скальпом. 1760 год. Карпентер. Нью-Йоркская публичная библиотека.

Дон Трояни, известный американский художник-реалист, известный детальным отображением исторических артефактов, в этом году закончил картину «Stockbridge Indian Massacre» (рис. 30). На картине можно увидеть кавалерию королевских рейнджеров справа, одного кавалериста Британского легиона слева и индейцев стокбридж в центре. Одежда одного из индейцев по всей видимости основана на рисунке 1778 года известного участника семилетней войны генерала-лейтенанта Иоганн фон Эвальда (рис. 31).



Рис. 30 - Картина «Stockbridge Indian Massacre». Дон Трояни, 2020 г.



Рис. 31 - «Индеец из племени стокбридж», 1778 год, акварель. Иоганн фон Эвальд.

Ещё одно изображение прорезной сумки можно увидеть у Джакомо Костантино Бельтрами (Giacomo Costantino Beltrami) в английском издании путевого отчёта опубликованный в 1828 году (рис. 32). К рисунку дано описание: «Сумка из крашенной коричневой кожи, украшенная иглами. Северо-Восток».



Рис. 32 - Прорезная сумка. Северо-восток. Отчёт Джакомо Костантино Бельтрами, 1828 год.

Главным источником использования прорезных сумок племенем санти выступает Сет Истмен, армейский капитан (расквартированный в Форт-Снеллинге, штат Миннесота, в 1840-х годах), оставивший замечательный набор этнографических рисунков и картин, главным образом иллюстрирующих жизнь племени дакота. Прорезная сумка с игольной вышивкой появляется в его картине 1848 года «Индейцы чиппева играют в шашки» (рис. 33) на котором, по словам жены Истмена Мэри, изображены «два индейца чиппева, которых долгое время держали в караульном помещении в форте Снеллинг». В то время как изображенный дом явно является летним домиком дакота, а бочка на переднем плане помечена словом «сиу», сумка может принадлежать как чиппева, так и дакота, её видимая правая сторона кажется плотно расшита иглами дикобраза, а бахрома короткая и, вероятно, украшена жестяными конусами. Интересно, что сумка помещена поверх порохового рожка.



Рис. 33 - «Индейцы чиппева играют в шашки». Сет Истман. 1848 год.

Еще одно изображение прорезной сумки у Истмена можно найти в его недатированной картине «Индейские похороны» (рис. 34), что опять же определенно указывает на дакота. Прорезная сумка, лежащая на земле, имеет череду полос в технике зигзаг и волнистые линии, а также короткую бахрому; такая вышивка ближе к типу сумок запада Великих озер, чем к дакотскому.



Рис. 34 - «Индейские похороны». Сет Истман. Холст, масло.

Третья картина Сета Истмена с прорезной сумкой - это картина «Medicine Dance» 1848 года, на которой человек, сидящий на правом переднем плане, носит прорезную сумку, висящей на пороховом рожке (рис. 35).



Рис. 35 - Прорезная сумка на картине Сэта Истмена «Medicine Dance», 1848 год.

Еще одним убедительным источником является рисунок Фрэнка Блэквэлла Майера, молодого художника из Балтимора, штат Мэриленд, который присутствовал на переговорах по подписанию договора 1851 года в Траверс-де-сиу с племенем дакота. На неопубликованном рисунке, находящемся в настоящее время в библиотеке Ньюберри, Чикаго, изображена прорезная сумка с характерным знаком «X» (рис. 36)» обозначенная художником как «Shandosahah», термин (candozuha), который относится к табачной сумке, а не к сумке для дроби (tasusuozuha). У Майера так же есть менее детализированные зарисовки, в которых угадываются прорезные сумки (рис. 37).



Рис. 36 - Прорезная сумка. Сиу. 1851 год. Деталь зарисовок Фрэнка Блэквела Майера



Рис. 37 - Прорезные сумки. Сиу. 1851 год. Детали зарисовок Фрэнка Блэквела Майера.

Происхождение

Сумки поясного и шейного ношения использовались на большей части востока Северной Америки во время европейского контакта. Некоторые были сделаны из цельных шкур животных, другие из кожи и/или бусин из ракушек. Большинство ранних иллюстраций показывают асимметричные формы. Пока не удаётся обнаружить никаких доказательств существования прорезных сумок у индейцев до контакта с европейцами. Многими косвенными указаниями на постевропейское происхождение этого типа сумок являются: почти универсальная ассоциация с европейским огнестрельным оружием, прямоугольная форма большинства исторически подтвержденных примеров и - не в последнюю очередь - своеобразное распространение по территории Северной Америки. Связь этих сумок с оружием напоминает связь между интродуцированными лошадьми и европейскими формами снаряжения для верховой езды, включая равнинные и апачские седельные сумки.

Задокументированное распространение прорезных сумок от реки Святого Лаврентия, через район Великих озер до Миннесоты и Айовы, лучше всего объясняется французским влиянием. Если бы существовала английская модель прорезных сумок, можно было бы ожидать гораздо более широкого и, возможно, более беспорядочного распространения сумок в колонизированных англичанами частях Северной Америки. В то же время появление у апачей довольно схожих форм прорезных сумок наводит на мысль об испанском происхождении. Кажущееся странным определение происхождения сумки Винтертура (рис. 26 предыдущей статьи) как «испанской» похоже, имеет смысл: кто-то должен был признать основную форму совершенно недокументированного предмета как нечто, что могло быть найдено в Испании.

Австрийский этнолог Кристиан Феест изучая описания стандартных европейских охотничьих костюмов и снаряжения выявил одно указание на использование прорезных сумок. Преобладание других типов сумок для дроби (особенно овальных или треугольных кожаных с деревянными или роговыми носиками), заключался в том, что прорезные сумки, должно быть, были регионального типа, с пограничной областью между Испанией и Францией в качестве довольно вероятного места - учитывая также важность ранних баскских контактов с микмаками и их соседями вблизи устья реки Святого Лаврентия. Один из учеников Фееста нашёл изображение баскского солдата семнадцатого века с прорезной сумкой. Оба этих доказательства дают возможность предполагать европейское происхождение прорезных сумок, но это тема для отдельного и скрупулёзного изучения.

При описании вышивки использовались следующие техники декорирования иглами дикобраза.



За помощь в подготовке статьи спасибо: Павлу Фирсову, Глебу Борисову, Михаилу Виноградову и Олегу Фомичёву.

И, для красоты, немного Роберта Гриффина.



Америка, сумки, прорезная сумка, индейцы, woodland, indian, искусство, история, культура, традиции

Previous post Next post
Up