Прорезные сумки востока Северной Америки (часть 1)

Oct 16, 2020 23:47



Прорезные сумки (или поясные сумки с прорезью) изготавливаются из двух прямоугольных слоёв материала и сшиваются по краям. Продольная прорезь в верхнем слое обеспечивает доступ к двум отделениям, образованным при переноске сумки, размещаемой поверх пояса, а иногда и порохового рожка. Последний вариант указывает на функцию этих сумок - хранение пуль, патронов и других материалов, связанных с применением огнестрельного оружия, что также часто документируется музейными записями. В передней части сумки хранились пули, в задней части кремни или простые инструменты. Другие возможные виды использования таких сумок, например, в качестве табачного кисета, менее распространены.

Артефакты и описания

Одно из ранних описаний и иллюстрацию прорезной сумки можно найти в научной публикации Музея Мировых Культур (Museum der Weltkulturen) (рис. 1). Это был один из первых экспонатов из Северной Америки, переданных музею в дар Обществом естественной истории Зенкенберга во Франкфурте, на базе которого позже возник этнографический музей. В 1825 и 1826 годах общество Зенкенберга зарегистрировало подарок Иоганна Баптиста Августа Кляйна (1778-1831) бывшего школьным учителем в Кобленце в виде прорезанной сумки, двойных ножен украшенных иглами дикобраза и приписываемых меномини Верхней Миссисипи, а также нескольких предметов племени дакота из долины реки Миннесота. Есть веские основания предполагать, что прорезная сумка была получена в регионе Прейри-Дю-Чиен, штат Висконсин, который посещался меномини в конце XVIII века и где они общались с дакота и виннебаго. Поскольку Кляйн, по-видимому, никогда не покидал своего родного региона, он не мог быть самим коллекционером; Кляйн, должно быть, получил артефакты от французского путешественника (в каталоге Зенкенберга на это косвенно указывает обозначение реки Св. Петра - «St. Pierre»). Вышивка иглами дикобраза на сумке Кляйна является прекрасным примером вышивки меномини в линейной технике, на которой связанные пары ромбов, а также связанные круги чередуются с полосами, вышитыми в технике зигзаг.



Рис. 1 - Прорезная сумка, полученная до 1825 года у меномини в Прейри-Дю-Чиен, штат Висконсин; коллекция Иоганна Баптиста Августа Кляйна. Кожа, иглы дикобраза. Длина 60 см, ширина 14 см. Музей Мировых Культур, Франкфурт-на-Майне, Германия.

В настоящее время это единственная известная прорезная сумка приписываемая меномини. У Скиннера описана ещё одна, гораздо меньшая и ничем не украшенная прорезная сумка из оленьей кожи, длиной около фута (30,48 см), которая была подарена ему «другом меномини как реликвия знаменитого вождя Ошкоша, в чьём владении она когда-то была». Так же Скиннер даёт описание использования сумки: «Сумка складывается посередине, чтобы висеть на поясе, и таким образом имеет две части, каждая из которых доступна через продольный разрез... Концы слегка оторочены бахромой. Я собрал бисерные экземпляры [сумок] этого типа среди индейцев племени вахпетон-сиу, которые когда-то были друзьями меномини».

Связанные круги и ромбы на сумке Кляйна предполагают связь с некоторыми сумками племени дакота, но ещё большую связь они имеют с тремя другими сумками алгонкинского происхождения западного района Великих озер. Одной из них является прорезная сумка из Национального музея американских индейцев (NMAI), Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия (рис. 2) из коллекции лейтенанта Эндрю Фостера, который, согласно музейным записям, находился в форте Мичилимакинак, штат Мичиган, и форте Майами между 1780 и 1795 годами. Существовали два форта Майами на реке Моми, один в современном Огайо и один в Индиане, последний форт был основан британцами вниз по реке, недалеко от старого форта в 1794 году; и было бы довольно трудно решить, с каким из многих племён региона (таких как делавары, шошоны, майами, гуроны (вендат) или оттава) следует ассоциировать эту прорезную сумку. Но поскольку последнее назначение Фостера было в качестве командира в то время, когда форт Мичилимакинак был передан американцам 1 сентября 1796 года, более вероятно, что сумка была получена там. Если это так, то сумка была создана оттава или чиппева. Сумка Фостера также показывает чередование полос в стиле зигзаг с линейной вышивкой, но линейная вышивка проста и представляет собой связанные группы из трех ромбов и контуры для широких полос в стиле зигзаг. Ближе к центру по всей ширине сумки вышиты изображения сердец и волнистых линии. Это единственный по-настоящему (или почти по-настоящему) симметричный дизайн, тогда как остальные сумки имеют эквивалентные, но не идентичные узоры на обоих концах. Как и все другие сумки этой группы, в вышивке использованы пять цветов (черный, красный, синий, жёлтый и белый), по краям жестяные конусы и крашеный олений волос, но бахрома этой сумки не обёрнута иглами.



Рис. 2 - Прорезная сумка, предположительно чиппева или оттава; получена лейтенантом Эндрю Фостером между 1790 и 1795 годами в районе форта Мичилимакинак, штат Мичиган. Кожа, иглы дикобраза, жестяные конусы. Длина 41,7 см, ширина 9 см). Национальный музей американских индейцев, Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия.

Гораздо меньше известно о прорезной сумке, приобретенной в 1962 году Американским музеем естественной истории (AMNH) в Нью-Йорке в составе небольшой коллекции Джорджа Д. Макбета (рис. 3). Приписывание чиппева из Миннесоты или Висконсина, по-видимому, было сделано на стилистической основе. Сумка Макбета украшена розетками из игл дикобраза, которые можно найти и на других вещах запада Великих Озёр того периода (Рис. 4), а также на двух других недокументированных прорезных сумках (рис. 13 и 23). Необычным для этой прорезной сумки является использование полос, выполненных в стиле линейный зигзаг. Широкие полосы в технике зигзаг чередуются с линейными зигзагообразными линиями на одном конце сумки и сложными узорами на другом. Некоторые из рисунков являются репрезентативными, что редко встречается на прорезных сумках, но трудно определить, что они собой представляют; наиболее близкое предположение, что это рогатые четвероногие (а может быть водный дух Мишипишу - гибрид рыси и дракона в верованиях чиппева, изображаемый с рогами).



Рис. 3 - Прорезная сумка. Запад Великих Озёр. Юго-Западные чиппева. Начало XIX века. Кожа, иглы дикобраза. Длина 59 см, ширина 12,5 см. Приобретена в 1962 году из коллекции Джорджа Д. Макбета. Американский музей естественной истории, Нью-Йорк.



Рис. 4 - Пример розеток на сумке чиппева. Вышивка иглами дикобраза в линейной технике. 1881 г. Национальный музей американской истории.

Прорезная сумка потаватоми в Вене относится к коллекции Иоганна Георга Шварца (рис. 5), но возможно восходит к коллекции первого католического епископа Детройта Фредерика Резе. Если это так, то она была приобретена у потаватоми Южного Мичигана. На одном конце сумка имеет четыре полосы выполненные в технике зигзаг, чередующиеся с группами волнистых линий в линейной технике, образующих цепочки слегка округлых ромбов; на другом конце есть только волнистые линии, которые частично соединены, чтобы сформировать то, что кажется существами-духами, идентифицируемыми как таковые телами с кругами разных цветов и короткими линиями от сердец к маленьким головам. Окантовка края выполнена обёрнутым иглами дикобраза шнурком, пришитым к краю (чаще всего иглы дикобраза пришивались сразу на край).



Рис. 5 - Прорезная сумка. Получена между 1819 и 1837 годами у потаватоми Мичигана Иоганном Георгом Шварцем или епископом Фредериком Резе. Кожа, иглы дикобраза. Длина 52 см, ширина 12,5 см. Музей этнологии Вены.

В 1823 году итальянский исследователь Джакомо Константино Бельтрами предпринял попытку открыть истоки Миссисипи и по этому случаю собрал значительную коллекцию артефактов, главным образом дакотского происхождения и юго-западных чиппева, которые сохранились в двух музеях Италии. В то время как в своем путевом отчёте Бельтрами предлагает племенные атрибуции для артефактов, которые он иллюстрирует, такая же идентификации не указана в музейных записях, и он не ссылается на прорезные сумки в своем тексте. Только по стилистическим признакам можно отнести прорезную сумку в доме Бельтрами в Филоттрано к чиппева из Миннесоты. Правая сторона сумки (заметно изношенная снаружи) имеет знакомые чередующиеся узорные полосы и пары волнистых линий, в то время как левая сторона (изношенная по направлению к телу) не украшена (фотографию этой сумки я не нашёл). Однако сумка демонстрирует интересную и отличительную особенность, обнаруженную на многих сумках, собранных в Миннесоте: верхний слой сумки сшит из двух кусков неодинакового размера. Игольная вышивка сильно повреждена, довольно хорошо сохранились только линии красного цвета; есть следы чёрного и белого, а возможно, и светло-голубого. Приписывание чиппева можно проследить по другой сумке из коллекции Бельтрами (рис. 6), описанной Сильвией Касприцки в журнале «American Indian Art Magazine», которая опознается там как «сумка трапециевидной формы; оленья кожа окрашенная в чёрный цвет, иглы дикобраза; Длина 25,6 см, ширина 11,8 - 18,7 см. Волнистые линии, выполненные иглами дикобраза в линейной технике, украшают переднюю часть сумки, которая также имеет накладную манжету и две игольные полосы вышитые в технике зигзаг с рисунком в виде зазубренных диагональных полос. Регион происхождения в каталоге указан как долина реки Миссури. У сумки также есть атрибуция сиу, источник которой неизвестен (сиу написано на обратной стороне сумки; если сиу, то вероятно, санти дакота)». Согласно примечанию Касприцки, эта сумка похожа на сумку из коллекции Милфорда Г. Чендлера и Ричарда А. Похрта, проиллюстрированная в журнале «Искусство индейцев Великих озер» (Институт искусств Флинта, Мичиган) и приписанная чиппева «второй половины 18 века».



Рис. 6 - Трапециевидная сумка, приписанная чиппева. Вторая половина XVIII века. Длина 25,6 см, ширина 11,8 - 18,7 см.

Некоторые из описанных выше особенностей также встречаются на одной из трёх прорезных сумок, приобретённых музеем и исследовательским центром Машантакетский музей пекотов, Коннектикут. Одна из сумок была куплена у коллекционера из Огайо, который приобрел её в 1997 году на аукционе Conestoga в округе Ланкастер, штат Пенсильвания. Первоначально она принадлежала музею кукол Мэри Мерритт (или его филиалу, музею детства Мерритт) в Дугласвилле, штат Пенсильвания, бывшему музею ранней Америки Меррит, основанному в 1964 году (дальнейшую историю сумки проследить не удаётся). В этой сумке разноцветные полосы в технике зигзаг появляются попарно и также чередуются с волнистыми линиями, но только боковые выполняются в линейной технике, тогда как центральные выполняются в технике зигзаг (рис. 7). Левая сторона потеряла почти все свои иглы, но основной рисунок всё ещё различим: он сочетает в себе изображение типа «X» с центральным квадратом, который также служит центральным элементом формы, несколько напоминающей рогатых существ на сумке Макбета.



Рис. 7 - Прорезная сумка. Кожа, иглы дикобраза. Машантакетский музей пекотов, Коннектикут.

Прорезная сумка Американского музея естественной истории, приобретенная в 1942 году у Кларенса У. Эшли и отнесенная в каталоге к «северным равнинам» (рис. 8), так же имеет похожий рисунок «Х». Сумка имеет асимметричный дизайн, не декорированный разрез и на одной из сторон комбинацию красного символа «X» и белого креста, вышитых иглами дикобраза. При этом на противоположной стороне сумка лишена прямых полос в технике зигзаг и волнистых линий в линейной технике, но имеет вышивку, представляющую собой семь красных ромбов с синими центрами.



Рис. 8 - Прорезная сумка. Согласно каталогу AMNH отнесена к северным равнинам. Длина 40 см, ширина 12 см. Американский музей естественной истории.

Ещё одна сумка с полосами в технике зигзаг была получена в 1913 году Национальным музеем естественной истории Смитсоновского института в Вашингтоне, округ Колумбия, через Трумена Михельсона от Томаса Чака из племени мескваки (фокс) из Тамы, Айова. Она сделана из окрашенной в чёрный цвет кожи бизона и, согласно музейным записям, использовалась в качестве крышки «женской [священной] сумки». Несмотря на это описание сумка попадает в нашу серию прорезных сумок по форме, размеру и украшению. Как и на сумке, ранее находившейся в Музее кукол Мерритта, полосы в технике зигзаг спарены; здесь нет тонких линий, и за исключением двухцветной поперечной полосы, вся игольная вышивка выполнена в технике зигзаг, включая волнистые линии между прямыми спаренными полосами. На левой стороне красный крест сочетается с меньшим белым крестом (рис. 9). Сумка датируется 1830 годом.



Рис. 9 - Прорезная сумка. Мескваки. 1830 год. Длина 22,86 см, ширина 12,7 см. Национальный музей естественной истории. Вашингтон.

Есть несколько прорезных сумок, имеющих асимметричный дизайн, но отличающихся друг от друга в большинстве других аспектов. Происхождение ни одной из них не является хорошо документированным, но все они были сделаны и собраны в западной части района Великих озер.

Первая из них была приобретена Машантакетским музеем пекотов (рис. 10). В 1977 году, еще до создания музея, сумка была изъята из обращения Коннектикутского исторического общества в Хартфорде вместе с другими предметами и этнографическими материалами индейцев, не относящихся к Коннектикуту. Каталог описывал её как сумку из оленьей кожи равнинных индейцев Среднего Запада Соединенных Штатов, подаренную обществу в 1843 году и ошибочно указанную как часть «коллекции Мурхеда» (предположительно относящейся к раннему археологу и этнографу Уоррену К. Мурхеду). Поиск оригинальной каталожной информации привёл к открытию ранней каталожной карточки с надписью: «Индейская сумка, украшенная иглами дикобраза на оленьей шкуре. Хаббард Уэллс-младший, 8 мая 1843 года». Хаббард Уэллс значился в справочнике города Хартфорда за 1850 год как печатник. Дальнейшие исследования показали, что он был в печатном бизнесе, по крайней мере, с 1820-х годов и, похоже, не очень много перемещался. Первое предположение состояло в том, что, возможно, один из авторов, чьи работы он напечатал, мог быть источником сумки; но затем случайная находка привела к обнаружению записи о захоронении Хаббарда Уэллса, который умер в Ацталане, штат Висконсин, 3 января 1851 года в возрасте пятидесяти одного года и десяти месяцев и, таким образом, родился в 1799 году. До сих пор не было найдено никаких доказательств родства между этим человеком и хартфордским печатником и/или владельцем сумки. Но если место смерти находилось где-то рядом с местом сбора, то здесь вполне могла быть какая-то связь.
Сумка Уэллса совершенно не украшена с одной стороны; но, как и многие из западных форм, она имеет бахрому с жестяными конусами на обоих концах. Вышивка иглами дикобраза выполнена в виде четырёх жёлтых полос в технике зигзаг, обрамляющих волнистую полосу (также жёлтую) и узкую красную полосу в технике зигзаг; в центре жёлтые полосы окружают сплошную область игольных фигурных полос красного, жёлтого и чёрного цветов с волнистыми полосами, образующими своего рода клетчатый узор. Таким образом, цветовая гамма является относительно необычной - чёрная, красная и жёлтая. Типичный рисунок волнистых линий, обрамленных полосами в технике зигзаг, существенно трансформирован, но все еще хорошо узнаваем.



Рис. 10 - Прорезная сумка. Запад Великих Озёр, возможно, виннебаго (по месту получения и стилистическому подобию с мокасинами виннебаго из Бременского Этнографического Музея, Германия). До 1843 года. Кожа, иглы дикобраза, жестяные конусы. Длина 38 см, ширина 11,4 см. Машантакетский музей пекотов, Коннектикут.

Еще одна достаточно хорошо датированная, но в остальном относительно недокументированная прорезная сумка была передана в 1986 году Британскому музею в Лондоне (рис. 11) из Королевского института Корнуолла в Труро, Англия, основанного в 1818 году. Сумка присвоена ирокезам по аналогии с ножнами, полученными вместе с ней (рис. 12). В музейном списке «подарков, с 27 августа 1831 года по 29 ноября 1832 года» на странице 7 указано: «Капитан Хэмбли (королевский флот). Индейская сумка, ножны для скальпового ножа индейцев». По описанию антрополога Джонатана К. Х. Кинга «ножны являются классическими, окрашенными в чёрный цвет, с игольной вышивкой по центру в виде линии в технике зигзаг».



Рис. 11 - Прорезная сумка. 1700-1820, ирокезы. Получена капитаном Хэмбли (Британский королевский флот). Оленья кожа, сухожилия, иглы дикобраза, жестяные конусы, крашеный олений волос. Длина 37.5 см, ширина 13 см. Британский музей в Лондоне.

Сумка Хэмбли, пожалуй, самая необычная из прорезных сумок с игольной вышивкой. Она имеет волнистые линии вдоль трёх из четырёх её сторон, а также между и по краям жёлтой и красной линий в технике зигзаг. На одной из сторон вышит символ «Х» разделённый пополам прямой линией. Прорезь окаймлена линейной вышивкой, и каждый конец прорези окружен вышивкой в виде серпа и круга, также в линейной технике. На обоих концах сумки присутствует бахрома с жестяными конусами и окрашенным в красный цвет оленьим волосом.



Рис. 12 - Ножны, полученные вместе с прорезной сумкой от капитана Хэмбли в 1831 году. Ирокезы, 1700-1820 год. Состоят из двух кожаных панелей, покрытых синей шерстяной тканью. Задняя панель с двумя заостренными двойными ушами. По краям ножны были отделаны синим шелком и украшены иглами дикобраза. По центру вышиты три линии в технике зигзаг с рисунком синего, белого и жёлтого цветов, окаймлённые волнообразными линиями белого цвета в линейной технике.

Три других сумки, по которым сохранилось очень мало документов, довольно похожи. Две из них, ныне находящиеся в Национальном музее американских индейцев, были получены в 1909 году (или ранее) для Джорджа Г. Хейе в Лондоне, и присвоены делаварам (рис. 13) - самая маловероятная атрибуция и Джозефом У. Кепплером, присвоена региону Великих Озёр (рис. 17). Третья была опубликована Джеймсом Хэнсоном как часть коллекции Форреста Фенна, Санта-Фе, Нью-Мексико (рис. 14). Хэнсон присваивает сумку племени саук и фокс. Сумки имеют сравнительно длинную бахрому и с одной стороны украшены сплошным блоком игольной вышивки, состоящим из фигурных полос, образующих соединенные ромбы и круги - мотив, аналогичный сумке меномини (рис. 1). Сумки Хейе и Фенна имеют украшенные прорези; у сумки Хейе прорезь украшена игольной вышивкой, прорезь сумки Фенна окаймлена зелёной лентой. Прорезь сумки Кепплера не декорирована. Сумка Хейе также имеет небольшой игольный рисунок на одной стороне, который можно интерпретировать как видоизменённый «X»; на другой стороне, слева и справа от прорези, вышиты две игольные розетки, напоминающие те, что найдены на сумке Макбета (Рис. 7). Сумка Кепплера имеет игольную вышивку в виде «Х». Несмотря на полное отсутствие документов, сумки Хейе и Фенна, вероятно, были произведены где-то в окрестностях Верхней долины Миссисипи.



Рис. 13 - Прорезная сумка, приписываемая делаварам. Более вероятно - запад Великих озер, около 1820-1850 гг. Куплена в Лондоне для Джорджа Г. Хейе в 1909 году. Кожа, иглы дикобраза. Длина 54 см, ширина 14 см. Национальный музей американских индейцев, Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия.



Рис. 14 - Прорезная сумка из коллекции Фореста Фенна. Саук и фокс. 1830 г. Кожа, иглы дикобраза, жестяные конусы, крашенный олений волос, текстиль.

Лучше всего документирована группа из девяти прорезных сумок, характеризующихся асимметричным дизайном, не декорированными прорезями и жестяными конусами. Почти все они имеют четырёхцветную игольную вышивку (чёрный, красный, синий и белый), а также большие вышитые кресты на одной из сторон. Из девяти сумок, которые имеют эти особенности, четыре были собраны среди санти в Миннесоте. И три из девяти были собраны летом 1856 года Войтехом Напрстеком, основателем чешского Национального музея этнологии Напрстека в Праге, Чешская Республика, когда он сопровождал суперинтенданта Фрэнсиса Хубшмана во время ежегодной выплаты ренты резервации дакота около реки Миннесота. Одна сумка напоминает предыдущие три сумки в сочетании чередующихся полос с шахматной вышивкой и связанных ромбов и кругов на одной из сторон; вместо «X», эта сумка имеет крест на левой стороне (рис. 15), а так же белую окантовку стеклянными бусинами.



Рис. 15 - Прорезная сумка. Получена в 1856 году Войтехом Напрстеком среди санти в Миннесоте. Кожа, иглы дикобраза, стеклянные бусины, жестяные конусы. Длина 33 см, ширина 12 см. Музей Непрстека, Прага, Чешская Республика.

Сумка из Музея археологии и антропологии Пенсильванского университета в Филадельфии, имеет сплошную панель волнообразных полос чёрного, красного, синего и белого цветов на одной стороне и белый крест на другой стороне (рис. 16 ); бахрома имеет жестяные конусы только на одной стороне, в то время как бахрома другой стороны обёрнута иглами дикобраза и короткая, как у сумок запада Великих озер. Ещё одна сумка подобного типа, хранится в Национальном музее американских, задокументирована как «музейная покупка» 1929 года и приписана делаварам; её расшитая панель так же состоит из чередующихся волнообразных полос. Крест выполнен красной игольной вышивкой (рис. 17).



Рис. 16 - Прорезная сумка. Присвоена племени дакота. Кожа, иглы дикобраза, жестяные конусы, крашенный волос. Длина 45,5 см, ширина 10,2 см. Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета в Филадельфии. Присвоение дакотам сомнительно, так как большое количество сумок с подобной вышивкой, в других музеях присвоены району Великих Озёр. Например №2/9795 в НМАИ



Рис. 17 - Прорезная сумка региона Великих озёр. Приписывается делаварам. Приобретена музеем в 1929 году. Источник не известен. Кожа, иглы дикобраза, жестяные конусы. Национальный музей американских индейцев, Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия.

Ещё одна сумка имеет вариант Х-образного рисунка слева (рис. 18); подобно сумке из Музея кукол Мерритта, которая сейчас находится в Машантакете, он представляет собой квадрат с волнистыми линиями, выступающими из углов. Декоративная панель справа представляет собой репрезентативные конструкции: две пары Громовых птиц расположены по обе стороны от трёх маленьких четырёхконечных звёзд; панель обрамлена линией, выполненной иглами красного и белого цвета в технике зигзаг.



Рис. 18 - Прорезная сумка, получена в 1856 году Войтехом Напрстеком среди санти в Миннесоте. Кожа, иглы дикобраза, жестяные конусы. Длина 36,5 см, ширина 14 см. Музей Напрстека, Прага, Чешская Республика.

Одна из сумок Исторического Общества Миссури в Сент-Луисе, полученная Уильямом Фарибо (вероятно, из семьи торговцев Фарибо среди санти Миннесоты), напоминает предыдущие по нескольким признакам. Она обладает бахромой с жестяными конусами и её правая сторона полностью покрыта вышивкой иглами дикобраза, а слева есть своего рода знак «X»-образная форма здесь интерпретируется как короткие треугольники, выходящие из углов квадрата (рис. 19).



Рис. 19 - Прорезная сумка. Великие Озёра. 1800-1850 гг. Историческое Общество Миссури в Сент-Луисе.

Красная, синяя, жёлтая и белая цветовая гамма, особенность, которую она разделяет с сумкой Хэмбли из Британского музея. Есть еще одно сходство с сумкой Хэмбли: дизайн справа состоит из вертикальных, а не горизонтальных полос (на сумке Хэмбли полоса только одна). Сама конструкция довольно проста: синий шеврон на белом фоне, окаймленный красными полосами.

Птицы грома также появляются на прорезной сумке из Машантакетского музея пекотов (рис. 20), полученной на распродаже аукциона Кристи из коллекции Пегги Ау Шац (Peggy Au Schatz), которая находилась в долгосрочном займе Института искусств Детройта с 1984 по 1995 год. Нет никакой информации об истории этой сумки до 1984 года. Она имеет три пары Громовых птиц, но они расположены вокруг центрального рисунка, состоящего из комбинации креста и фигуры «X», выполненной из изогнутых двойных кривых линий, окружённых красно-чёрными двойными кривыми. Две из Громовых птиц находятся в углах одной левой стороны декоративной панели, в то время как с правой стороны вышиты звёзды. Как и на третьей сумке из Музея Напрстека, линии в технике зигзаг очерчены линейной вышивкой. Левая сторона сумки пуста, что делает её единственным примером в этой группе без крестика.



Рис. 20 - Прорезная сумка. Происхождение неизвестно, возможно санти 1820-1850 гг. Приобретена в 1984 году на аукционе Кристи. Кожа, иглы дикобраза, жестяные конусы. Длина 36,4 см, ширина 12,5 ом. Машантакетский музей пекотов, Коннектикут.

Несимметричные двойные кривые вокруг центрального ромба с удлинениями появляются на плохо сохранившейся прорезной сумке Исторического общества Миннесоты в Сент-Поле (Рис. 21). Описанная дарителем как сумка для киник-киника, она была подарена обществу в 1922 году Хелен А. Карвер, чей отец (Генри Л. Карвер) купил его у дакота, когда был на равнинах с генералом Сибли, сражавшимся против сиу в 1863 году. Её четырёхцветная вышивка отличается тем, что имеет розовый цвет вместо чёрного и окаймлена белыми стеклянными бусинами. На второй стороне так же отчётливо виден «Х», вышитый волнистыми линиями в линейной технике.



Рис. 21 - Прорезная сумка. Дакота, 1840 год. Длина 31,75 см, ширина 12,7 см. Историческое общество Миннесоты.

С этой сумкой связана сумка из коллекции Шпейера в Канадском музее цивилизации, Гатино, Квебек. Она соответствует четырёхцветной схеме, типичной для этой группы, но белый и синий цвета почти исчезли. Фигура «Х» слева выполнена не иглами дикобраза, а из красной хлопчатобумажной ленты, а вместо игл дикобраза в линейной технике использовалась черная нить. Дизайн на правой стороне выглядит цветочным на первый взгляд, но может представлять собой стилизованную птицу грома (рис. 22). Интересная особенность заключается в том, что бахрома на левой стороне вырезана из верхнего слоя кожи, в то время как нижний слой остается неразрезанным, то есть деталь, характерная для типа сумок, найденных дальше к востоку.

Этикетка, прикрепленная к сумке, гласит: «Шауни, подаренная Мистером Джорджем Боне, Нью-Йорк, 27 лет. Поясная Сумка». Судя по предполагаемой дате получения этой сумки (1840 - 1850 года), вполне вероятно - если мешок действительно шауни - что он был получен в их резервации в Канзасе.



Рис. 22 - Прорезная сумка. Присвоена шауни, 1846 год. Длина 37 см. Канадский музей цивилизации, Гатино, Квебек.

Ещё одна сумка, ныне находящаяся в Музее этнографии в Женеве (рис. 23), не имеет документов и была внесена в каталог после Второй мировой войны как происходящая из «старой коллекции». Рисунок на правой стороне состоит из квадрата, заключающего в себе «X», выполненный из двух треугольников, сердцевидных фигур в углах и рисунков в виде двойных изогнутых линий вдоль его сторон; изогнутые кривые с правой стороны венчаются игольными розетками.



Рис. 23 - Прорезная сумка. Информация о происхождении отсутствует. Возможно санти, 1820-1860 год. Кожа, иглы дикобраза, жестяные конусы. Длина 38 см, ширина 12,5 см. Музей этнографии Женевы, Швейцария.

Последние сумки, включая сумку «шауни», с большой долей вероятности относятся к санти. Хотя существуют чёткие подтипы в том, что касается украшения правой стороны, сумки соответствуют очень узко определенному стилю. Нет уверенности, связаны ли эти изменения с различиями между группами (мдевакантон, вахпетон, вахпекуте, сиссетон) или с другими факторами, но можно быть уверенным, что дакота использовали прорезные сумки в 1840-х, 1850-х годах и даже позже (см. выше сообщение Алансона Скиннера).
Одна из сумок, ныне находящаяся в Американском музее естественной истории, была получена Скиннером в экспедиции 1914 года от индейца племени вахпетон-сиу в Сиссетоне, Южная Дакота (хотя её дизайн полностью цветочный, старый геометрический узор был полностью сохранен: на одной стороне цветочные узоры разделены связанными кругами и ромбами; волнистая линия используется для обозначения края сторон, в то время как другая сторона может быть интерпретирована как комбинация «X» и креста, причем крест более чётко читается, чем «X». Интересно, что прорезь украшена лентой и бисером, тогда как на сумках с игольной вышивкой санти прорезь без украшений (рис. 24).



Рис. 24 - Прорезная сумка. Вахпетон-сиу. До 1914 года. Кожа, бисер, текстиль, жестяные конусы. Длина 51 см, ширина 15 см. Американский музей естественной истории.

Самая западная группа прорезных сумок с игольной вышивкой представлена четырьмя примерами, которые имеют асимметричный дизайн в четырёхцветной схеме (чёрный, красный, жёлтый и белый), отличающейся от той, которая ассоциируется с дакота; бахрому с чёрной, красной и белой игольной оплёткой и не украшенную прорезь. Три из четырёх сумок имеют медные конусы с красной (и частично также белой) оленьей шерстью. Сумка без конусов была приобретена Милфордом Чендлером у мескваки в Таме, Айова в 1920-х годах (рис. 25). Как и в только что рассмотренных сумках дакота, на одной стороне у неё есть вышитый иглами крест, но на другой стороне расположены узорчатые полосы в технике зигзаг, отделённые друг от друга и обрамлённые одноцветными полосами. Бахрома длинная, как на сумке Фенна и Хейе, а верхняя панель не разрезана.



Рис. 25 - Прорезная сумка. Мескваки, 1830 год. Кожа, иглы дикобраза, жестяные конусы. Длина 27,9 см, ширина 11,4 см. Институт искусств Детройта.

Вторая сумка западной группы, находится в коллекции Музея естественных наук Винтертура близ Цюриха, и относится к коллекции местного антикварного общества, где была занесена в каталог как «испанская» (Рис. 26). На правой стороне белая полоса в технике зигзаг, обрамлена красными полосами в той же технике. С одной стороны от центральных линий вышиты три фигуры в виде песочных часов, с другой стороны три фигуры «X» или четырёхконечные звёзды. Поскольку формой песочных часов часто обозначают Громовых птиц, конструкция напоминает сумку из музея Напрстека (рис. 18), но порядок здесь менее систематичен. Одни песочные часы повернуты на девяносто градусов - как будто создатель понятия не имел, что это такое. В то же время сумка явно довольно ранняя, вероятно, начала 1800-х годов. Бахрома у основания оплетена иглами и переплетена в виде единой панели.



Рис. 26 - Прорезная сумка. Присвоена оттава. Начало XIX в. Кожа, иглы дикобраза, жестяные конусы, олений волос. Длина 40 см, ширина 8 см. Музей естественных наук Винтертура, Швейцария.

Третья и четвёртая сумки западной группы плохо документированы. Сумка из Канадского музея Цивилизации (рис. 27) ранее находилась в коллекции Чарльза Месситера, хотя эта информация мало помогает, так как наиболее документированная поездка Месситера в Северную Америку не соответствует датам или вероятному происхождению предметов в коллекции. Сумка Месситера, как и сумка из Винтертура, имеет обёрнутую иглами бахрому, сплетённую в единую панель, прямые и изогнутые полосы в технике зигзаг и, в части полос, пилообразный рисунок. Вышитые полосы выходят за пределы центрального сгиба. С одной стороны, вышиты два квадрата с крестом внутри. Внешний квадрат также имеет W-образный рисунок. Все полосы окаймлены белой игольной вышивкой в линейной технике.



Рис. 27 - Прорезная сумка из коллекции Месситера, возможно, запад Великих Озёр, около 1750-1800 годов. Кожа, иглы дикобраза, медные конусы, окрашенный в красный цвет олений волос. Длина 48 см, ширина 10,2 см. Канадский музей цивилизации, Гатино, Квебек.

Четвертая сумка этой группы находится в Музее коренных народов Северной Америки в Цюрихе и была получена его основателем Готфридом Хотцем до 1939 года в Англии (рис. 28). Говорят, что она была в коллекции сэра Г. Верна. Сэр Гарри Верн был членом парламента от Бэкингема в 1832-1841, 1857-1874 и 1880-1885 годах. У него не было никаких очевидных американских связей и не известно, как он мог заполучить прорезную сумку находясь в Цюрихе. Сумка Верна, как и предметы Месситера и Винтертура, должна датироваться примерно 1800 годом или даже концом восемнадцатого века. Её игольная вышивка простирается от сетчатой бахромы до сгиба и состоит из центральной и двух боковых групп из трёх полос в технике зигзаг, разделённых симметричными группами из двух волнистых и одной прямой полосы, так же выполненных в технике зигзаг.



Рис. 28 - Прорезная сумка, приписанная Готфридом Хотцем ирокезам, но более вероятно относится к западу Великих Озёр, около 1750-1800 гг., кожа, иглы дикобраза, латунные конусы, окрашенный в красный цвет волос оленя. Длина 36 см, ширина 11,2 см. Ранее принадлежала англичанину сэру Г. Верну до 1939 года. Музей коренных народов Северной Америки, Цюрих, Швейцария.

Продолжение следует...

За помощь в подготовке статьи спасибо: Павлу Фирсову, Глебу Борисову, Михаилу Виноградову и Олегу Фомичёву.

Америка, сумки, прорезная сумка, индейцы, woodland, indian, искусство, история, культура, традиции

Previous post Next post
Up