"Гений и злодейство - две вещи несовместные"?

Apr 23, 2015 12:54

"Гений и злодейство - две вещи несовместные" - так утверждает пушкинский Моцарт. Так твердит себе, повторяет, убеждает себя пушкинский Сальери. Но верит ли хоть кто-то из них в это?



"Театр для детей и молодежи" на своей малой сцене уже не первый год показывает спектакль-трактовку "Моцарта и Сальери". Вот только персонаж Моцарта в нем лишь грань безумия Сальери.
Сальери мечущегося, сомневающегося в своей правоте, сходящего с ума.

"Сальери и Сальери" - так называется спектакль о раздвоение личности. А еще так называется спектакль, изменивший мое отношение к Пушкину, заставивший меня задуматься о личности Сальери в истории.


Мне очень понравилась такая цитата из сети:

«Гений и злодейство - две вещи несовместные» [...] Эта фраза приняла форму догмы - поскольку высказана великим гением русской литературы А. С. Пушкиным, - и очень часто используется русскоязычными демагогами всех направлений. Обычно фраза произносится с воодушевленным пафосом для прикрытия стыда и срама, а также весьма неблаговидных поступков каких-либо знаменитостей или мечтающих таковыми быть.
На самом деле у Пушкина эта фраза полна трагической иронии, коварства и двусмысленности.
Слова эти, конечно, пушкинские, но произносят их его персонажи: сначала Моцарт, затем повторяет Сальери в разговоре о великом французском драматурге Пьере Бомарше, причем Моцарт говорит их в тот самый момент, когда Сальери подсыпает ему яд [...].

Мнение самого Александра Сергеевича Пушкина по поводу совместности или несовместности этих понятий - увы, неизвестно.



Пушкинские "малые трагедии" - часть школьной программы. Но способны ли мы в том возрасте, когда положено их проходить, осознавать всю глубину и все подтексты написанного?

О, нет! Бесспорно мы считаем (тогда считаем), что еще как можем. По себе сужу. Читать критиков нам не нужно (ну так, кстати, я до сих пор считаю. И очень НЕ уважаю критиков. Но это отдельный разговор), мнение учителя выслушать можно, но ведь ежу понятно, что "сам понимаешь лучше".

А спустя годы становится ясно, что двоечник ты, а не отличник. И мою пятерку по литературе надо нести и сдавать учителю обратно.
Потому что, начав что-то перечитывать, пересматривать, копать глубже, сложно не презирать свое самомнение, когда оглядываешься назад.



Кто для нас в памяти Сальери? Убийца? Завистник? Отравитель? Ничтожный человек, погубивший гения?



Кто для нас Моцарт? Тот, для кого музыка была легкостью и игрой? Тот, кто брал талантом то, что другие выгрызали работой? Тот, кто считал, что и все другие так же одарены, как и он? Положительный персонаж и несчастная жертва человеческой зависти? Гений, который мог столько всего еще создать? Тот, кто мог поставить музыку на новую, недостижимую другими, ступень развития?



А если посмотреть на это с другой стороны? Тогда можно увидеть здесь убийство.
Но не убийство Моцарта подлым Сальери, а убийство Пушкиным имени Сальери. Его репутации, репутации его потомков. Низвержение всех его заслуг перед искусством за один только слух о связи со смертью Моцарта.

Сколько людей ответят на вопрос "кто убил Моцарта?", не задумавшись и на секунду?
А сколько из нас знает, что спустя более, чем 200 лет, в 1997году Сальери был официально полностью оправдан?

[...] Между тем на родине композитора даже не подозревали о существовании этой легенды, пока в Италию на гастроли не приехал английский театр с пьесой Шеффера. Именно эта пьеса, вызвавшая негодование в Италии, побудила Миланскую консерваторию инициировать процесс над композитором - по обвинению в убийстве Моцарта. В мае 1997 года суд, заседавший в главном зале миланского Дворца юстиции, заслушав свидетелей обвинения и защиты (исследователей жизни и творчества Моцарта и Сальери, а также врачей), оправдал композитора «за отсутствием состава преступления».

Так какое право имел Пушкин на такой поступок? И чем то, что он сделал, лучше "настоящего" убийства?

Версия Пушкина в России опровергалась постоянно, с момента публикации его маленькой трагедии, - в 30-х годах XIX века спорили даже не о том, отравил ли Сальери Моцарта, а о том, имел ли право Пушкин клеветать на Сальери, действительно ли искусство, как говорил П. В. Анненков, «имеет другую мораль, чем общество»

Я повторю свой вопрос:

Пушкинские слова о гениальности и злодействе. Насколько же они применимы к их автору? Кто есть сам Пушкин: гений или злодей?

Мой ответ: ну что ж, у него самого эти два качества прекрасно получилось совместить...



Как всегда пост вышел сумбурный. Надо учиться мне соблюдать правила построения повествования. Надо, но не хочется. Пусть будет так.

P.s.:

И на заметку (в первую очередь мне самой):

Антонио Сальери написал более 40 опер, его «Данаиды», «Тарар» и «Аксур», «Пещера Трофония», «Фальстаф», «Сначала музыка, а потом слова» и в настоящее время ставятся на сцене и звучат в концертном исполнении. Опера «Признанная Европа», написанная им к открытию театра «Ла Скала», была вновь поставлена Риккардо Мути в 2004 году - к открытию миланского театра после длительного ремонта.
[...]
Кроме опер Сальери принадлежит около 100 арий для голоса и оркестра, в том числе написанных для чужих опер - Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, Д. Чимарозы.
[...]
Сальери принадлежит немало сочинений камерной и оркестровой музыки[...] - в том числе 3 симфонии, 5 концертов для различных солирующих инструментов. Одно из самых известных сочинений Сальери в области инструментальной музыки - «26 вариаций на тему Испанской фолии», написанные, словно в тоске по барочной юности, в 1815 году. На эту музыку, часто исполняемую в концертах, Екатеринбургcкий театр оперы и балета в 2014 году поставил одноактный балет «Вариации Сальери».

Важное место в творчестве Сальери, особенно в последние десятилетия, занимала духовная музыка: им написаны 5 месс[...], оратории, в том числе начатая Глюком по заказу из Парижа «Страшный Суд» (1788) и «Иисус в чистилище» (1803). Сальери принадлежат и многочисленные религиозные песнопения, гимны, в их числе 3 Te Deum, один из которых был написан в 1790 году к коронации Леопольда II, а также псалмы, и среди них 2 «De profundis», написанные в 1815 году. Ещё в 1804 году он сочинил для самого себя «Маленький реквием» до-минор, который и был впервые исполнен, согласно завещанию, на его похоронах - силами многочисленных учеников. Одно из лучших сочинений композитора в этом жанре - «Страсти Господа нашего Иисуса Христа» (La Passione Di Nostro Signore Gesù Cristo), написанные на либретто Метастазио в 1776 году.

P.S. №2:

В маленьком зале невероятно тяжело снимать. Даже на тихом режиме затвора и с полностью отключенной подсветкой даже вспомогательного экрана я чувствую, как могу мешать.
Сделать получилось всего кадров 15. Из них я не забраковала только 8.

P.S. №3:
На всякий случай от возможных вопросов замечу: снимаю я с разрешения.

театры, театральная фотография, мысли вслух, Кемерово, фотоэксперименты, Фотография, учусь фотографии, музыка

Previous post Next post
Up