Интересная складывается картина, когда начинаешь рыться в поисках сведений о том, как развивалась торговлишка в восточной части Балтики. В XV в., и чем ближе к концу столетия, тем в большей степени, характер торговли изменяется, в тенденции, что наметились в XV в., в XVI в. получают дальнейшее развитие. Изменяется сам характер торговли - монополии Ганзы на ввоз-вывоз не то чтобы приходит конец, но у нее появляются конкуренты, с которыми она бьется не чтобы не на жизнь, а насмерть, но борется - и чем дальше, тем с меньшим успехом. Главный конкурент ганзейцев - конечно же, торгаши и шкиперы Нидерландов, в особенности это заметно в 2-й четверти XVI в. (когда за спиной голландцев встал император Карл V).
Меняется торговая "сетка" - ганзейцы горой стоят за сохранение системы "стапелей", т.е. конкретных, четко определенных пунктов, где может осуществляться торговлишка, а это не устраивает конкурентов, которые тихой сапой, явочным порядком, рушат систему "стапелей" - в т.ч. и контрабандой, в особенности в приграничной зоне (неважно, какой - да хоть и русско-ливонской).
В торговлю включаются "новые люди" - круг поставщиков товаров и покупателей расширяется, причем к "работе" подключаются те, кто раньше и не помышлял о торговле, но теперь, привлеченный возможностью быстрой наживы, решил рискнуть (про сетования митрополита Даниила я уже как-то писал), и на руку таким рисковым парням играет постепенное складывание системы кредита (против чего опять же выступают ганзейцы). Любопытно, но существует такое весьма обоснованное мнение, что в это время ливонские купцы (в особенности рижские и ревельские вместе с дерптскими) взяли на себя роль "генеральных" посредников в торговле Ганзы (а через нее Запада) с Русской землей и с Великим княжеством Литовским, и отдавать эту чрезвычайно выгодную позицию они не были намерены ни при каких обстоятельствах.
Но самое главное- изменяется структура и соотношение товаров, поступающих на рынок. Традиционные воск и меха, древесина постепенно отходят на второй план, а на первый выходят иные. Вот, к примеру, какие цифры приводят для Ревеля - в торговых операциях тамошнего купчины толстопузого И. Сельхорста в 1506-1521 гг. воск составлял 17-23%, а меха 14-19% стоимости товаров, которые он переправлял в Любек. Спустя десяток лет, в 1531-1534 гг., воск составил в партиях товаров, которые отправлял Сельхорст и его приказчики в Любек, всего лишь 8%, еще меньше - пушнина, а на первое место однозначно выдвигаются лен и пенька (до 45 % стоимости товаров).
Схожая картина наблюдается и в Риге (кстати, это двинский водный путь, не самый удобный из-за особенностей гидрографического режима на Западной Двине, но, тем не менее,связывающий Великое княжество Литовское с внешним миром). Долгое время воск играл главную роль в рижском экспорте - до 60 %, затем, с конца XV в., его удельный вес начал снижаться и в 30-х гг. XVI в., наряду с мехом, воск вошел в число явных аутсайдеров. А вот этого не скажешь о золе - в конце XV в. голландцы вывозили из Риги золы, дегтя, смолы и прочих продуктов лесопереработки до 90 % стоимости всех грузов. Затем доля "лесных товаров" снижается, и на первое место выходит хлеб (до 20-25 % стоимости груза, провозимого через Зунд), а в особенности - лен и пенька. Эти постепенно становятся рекордсменами и бестселлерами на рынке. В конце XVI в. из Риги вывозилось товаров, состоявших на 56-64% - лен, ленька и их семена, на 15-19% - зерно, на 9-12% - животноводческие продукты, на 6% - «лесные товары» и на 6-7% - воск.
Вообще, лен, пенька, кожи, зола, деготь и зерно - вот главные товары экспорта из Ливонии (и через Ливонию) с конца XV в. Для Нарвы 2-й половины XVI в., судя по всему, лен, пенька и кожи - также главный продукт вывоза (а еще - сало).
Еще один любопытный факт - взятие Иваном Грозным Полоцка никак не сказалось на развитии рижской торговли. Напротив, число судов, покинувших Ригу и прошедших через Зунд (а, значит, судов было больше - ведь не все же они шли через Зунд, многие сворачивали раньше - в Данциг, в померанские города, в тот же Любек) в 1562-1565 гг. составило 476 штук, в 1566-1569 гг. - уже 625, в 1571-1575 гг. наметилось снижение - 403, а в 1576-1580 гг. снова рост до 618 судов. Чтобы это значило?