рассказ К. Паустовского "Телеграмма"

Oct 08, 2012 13:23

Искала информацию о даче-музее Паустовского в Тарусе и нашла этот интересный пост. Несколько лет назад на библиотечной конференции услышала историю о встрече Паустовского и Дитрих, поражена была невероятно и сразу же у нас на абонементе читала вслух рассказ "Телеграмма", как же щемило сердце, и читатели, забыв про книги, сидели задумчиво склонив головы и слушали....
Оригинал взят у etalon33 в рассказ К. Паустовского "Телеграмма"
Получил я e-mail. В нем рассказывалось о неизвестной мне фотографии, на которой запечатлена знаменитая киноактриса и певица Марлен Дитрих на коленях перед писателем Константином Паустовским. Говорят, одна фотография заменяет тысячи слов, а мне она говорила очень мало. Где, когда, почему, при каких обстоятельствах? Мне захотелось узнать подробности, повод и причины.



Я углубился в Интернет, потратил немало времени, прежде, чем дошел до истины. Набирал писатель Константин Георгиевич Паустовский, биография, семья, фотографии - ничего не объясняло, не просветляло странную ситуацию. Я люблю документы, но документы можно подделать, сегодня с Photoshop можно воспроизвести все, что только душа пожелает. А истина - оказалась на поверхности.
Я вспомнил, с Галей Арбузовой мне довелось лично познакомиться в далеком 1958. Тогда молодой композитор Андрей Волконский играл первые клавесинные концерты в Москве. В этих концертах я принимал участие. Репетиции назначались у Андрея дома - таким образом, я переступил порог квартиры.
2-х комнатная квартира в новом доме у станции метро Кутузовская, ул. Студенческая, полученная от Союза Советских композиторов в 1956 году, позволила Андрею прописать и вызволить своих родителей из тамбовской ссылки. Комнату - так называемую спальню - занимали родители, в гостиной - расположился Андрей. У окна стоял рояль, на нем ноты, книги и грампластинки. На полу расстелены овечьи шкуры - никакой мебели, кроме кресла-кровати, необходимого для сна и экономии жизненного пространства в маленькой квартире. Важное место занимала стереосистема швейцарской фирмы Thorens - проигрыватель, мощный усилитель и колонки-динамики. Гостеприимный Андрей устанавливал пластинки на проигрыватель, управлял балансом, силой звука, угощая гостей свежими записями, великолепным исполнением и воспроизведением высокого качества. Часто бывал я у него дома, где репетировали или слушали грампластинки с записями музыки, недоступной в 60 годах в бывшем Советском Союзе. Там я впервые услышал сочинения Антона Веберна, Арнольда Шенберга, Карлхайнца Штокхаузена, Пьера Булеза, Луиджи Ноно, а также старинную инструментальную и вокальную музыку периода ренессанса и барокко, первую пластинку J.S.Bach «Swingle Singers», и… песни Александра Вертинского.
Дверь открывала молодая русская красавица Галя Арбузова - жена Андрея. Ее мама, актриса Татьяна Евтеева, жена модного драматурга Алексея Арбузова ушла к другому, не менее известному советскому писателю - Константину Паустовскому и Галя приходилась ему падчерицей - дочь двух отцов. Естественно, Андрей бывал в доме К. Паустовского и говорил: “за обеденным столом он был замечательным рассказчиком - слушать его более интересно, чем читать». Через какое-то время Галя исчезла навсегда - брак Андрея Волконского и Галины Арбузовой распался. Михаил Петрович Волконский, отец Андрея умер в 1961 г. и похоронен в Переделкино. Отныне, гостей приветствовала Кира Георгиевна - мама Андрея - женщина средних лет, с аристократичными чертами лица, а в глазах - грусть и печаль.
http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer5/Zajdel1.php

Набрав Галина Алексеевна Арбузова, кликнул Google search и нашел ответы на мои вопросы.

- Галина Алексеевна, и напоследок. Вот эта много раз описанная история о встрече Паустовского с Марлен Дитрих, ставшая легендой, так забронзовела, что хочется узнать, что в ней правда?

- В ней нет ничего необычного. Константин Георгиевич хотел пойти на ее концерт в Дом литераторов, но врачи - к тому времени у него было несколько инфарктов и тяжелая астма - его не пускали. И, кроме того, он только что вернулся из больницы. Но его любимый домашний врач, Виктор Абрамович Коневский, сказал: "Ну хорошо, я пойду с вами". После концерта Марлен Дитрих задали несколько вопросов: "Знаете ли вы русскую литературу?", "Какой у вас любимый писатель?"... Она сказала: "Я люблю Паустовского, и особенно его рассказ "Телеграмма". Когда она это сказала, то по залу пошел шумок: "Паустовский здесь, Паустовский здесь..." Переводчик ей это перевел, и она стала смотреть в зал, думая, что писатель сейчас поднимется. А Паустовский - я могу рассказать много историй, каким он был застенчивым человеком, - не вставал. Тогда зал стал аплодировать, как бы подталкивая его выйти на сцену... Константин Георгиевич вышел на сцену, и, не говоря ни слова, Марлен встала перед ним на колени в своем вечернем платье, расшитом камнями. Платье было таким узким, что нитки стали лопаться и камни посыпались по сцене. Люди на сцене, думая, что это драгоценные камни, бросились их собирать, чтобы отдать ей. А Марлен в своем узком платье стояла на коленях и не могла подняться. Доктор подбежал к сцене и сказал ему: "Ни в коем случае не поднимайте". Паустовский несколько мгновений стоял в растерянности. Марлен, наконец, помогли подняться, Паустовский поцеловал ей руку, и неловкость исчезла. Потом Дитрих прислала ему три свои фотографии на память. Одна из них висит у нас в Тарусе.

http://www.diary.ru/~Fiolette/p53371222.htm
прочитать рассказ К. Паустовского "Телеграмма" можете открыть файл, щелкнув по ссылке http://velvet-vamp.narod.ru/13.html

Голубой одноэтажный дом Паустовского в Тарусе, на улице Пролетарская до сих пор сохраняется в первозданном виде падчерицей писателя - Галиной Алексеевной Арбузовой.




Паустовский К.Г., Таруса

Previous post Next post
Up