Появление речи

Nov 17, 2015 18:58



Итак, имеем животных с возможностью Разума.

Зачатки Разума у животных достаточно велики; это демонстрируют многочисленные исследования биологов по обучению обезьян языку жестов, опытов над крысами, кроликами, собаками, птицами, дельфинами, а также наблюдения за тем, как эти животные обучают свое потомство петь, добывать пищу, прятаться от опасностей, определять источники опасности и тому подобное.

Встает вопрос: отчего животные в своей массе этой возможностью пользуются так малоэффективно?

Оценка эффективности массового поведения животных исходит из доказанных возможностей отдельных экземпляров. Оставим этот вопрос на будущее.

Человек - единственное животное, которое стабильно демонстрирует воспроизведение способности к речи из поколения в поколение. Единственное условие проявление этой возможной способности - нахождение человека внутри человеческого общества с рождения до возраста...

Кстати, к какому возрасту мы можем считать, что человек «в среднем» «овладел речью»?

Хотя по данному вопросу «к какому возрасту» не совсем точная формулировка. Ибо научение есть совпадение двух векторов: деятельность в специальных общественных ситуациях, поддержанная соответственными этапами развития физиологии тела. Например: обучать созданию сложно организованных текстов (писать школьные сочинения, заниматься литературной критикой) получается успешно только после начала полового созревания и установления соответственного набора моральных оценок, жизненного опыта, нравственных принципов. Совпадение всех этих критериев сильно разнится от индивида к индивиду.

К вопросу «полного овладения речью» примыкает вопрос о «полном владении языком», где «речь» я предлагаю понимать в русле функций воспроизводства и принятия текстовых сообщений, а «язык» как совокупность парадигм существования всех форм каждого конкретного языка в их историческом развитии вкупе с полным набором созданных человечеством текстов.

Перечень вышеприведенных проблем показывает, насколько трудно определить степень овладения языком одним индивидом, ибо это владение проявляется только в связи с деятельностью человека в обществе. С другой стороны, сам вопрос о пределах овладения неким навыком (например, речи) человечеством не выяснен в виду того, что мы не знаем пределов возможностей Разума людей просто потому, что этим вопросом никто научно не озадачивался.

Давайте поставим вопрос ребром: возможно ли провести научную операцию по извлечению одного отдельно взятого человека из сети общественных связей, чтобы изучить как внутри его (ее) одного (одной) проходят все эти процессы думания, понимания, создания текстов и т. п.?

язык, речь, сознание, research, речевое сознание

Previous post Next post
Up