Основные понятия концепции речевого сознания.

Oct 20, 2014 02:03



... хотелось бы представить трактовку понимания устройства нашего мышления, думания, разума для тех, кто занимается обдумыванием лучших путей усвоения знаний.

Любопытно, что еще Гегель тоже выделяет две системы в рассуждениях человека, называя их по-своему: чувственная, которая дает т. н. эмпирический опыт, и рациональная, Разум, которым человек добывает знания, несуществующие в природе.

Эта идея выкристаллизовалась более ста лет тому назад в работах великих Бехтерева и Павлова о двух основных сигнальных системах человека: первой и второй. За эти сто лет развилось несколько школ, которые предлагают практические шаги по использованию знаний про взаимодействие этих систем. Самые устоявшиеся, известные и разработанные из них:

- психоаналитика, на основе идей З. Фрейда;

- нейролингвистическое программирование (НЛП), основанное ….ХХХХRichard Bandler John Grinder Robert Dilts Steve Andreas Stephen Gilligan Джозеф О'Коннор, Джон Сеймор

  • и сайентологический одитинг, предложенный Хаббардом.


Известно, что

образование зиждется на использовании взаимодействия наших двух сигнальных систем с приоритетом второй системы. Понимание механизмов этого взаимодействия важно для правильной интерпретации реакций тех, у кого мы хотим сформировать эти механизмы наиболее эффективным образом, что еще раз подчеркивает необходимость знакомства работников образования с общей картиной работы сознания.

Метафизика, служащая источником идей, концепций, предлагает также и понятия, которые наполняются содержанием уже по ходу развития дисциплины, исследования ее научного предмета. Именно философский, онтологический заход в осмыслении человеческого мышления привел к пониманию того, что на работу разума каждого отдельного человека влияет весь социум, связи с другими членами общества, а также весь исторический культурный багаж цивилизации. Выражаясь инженерным языком, моделируя мышление человека за единицу надо принимать все общество целиком вкупе с его историей. Здесь надо отметить, что в философский обиход уже давно вошло представление о ноосфере, как о едином пространстве осуществления мышления человечеством как одним единым субъектом. В этом смысле думание каждого отдельного человека есть лишь вклад в общую единую картину мышления всего человечества. В этом же русле находится тезис Гегеля о том, что все т. н. «разные философские школы» суть единый непрерывный процесс думания всего человечества. Поэтому вполне логично предложение академика Судакова помыслить эту единую картину голографической, где сознание каждого отдельного человека дает лишь один небольшой фрагмент этой общей объемной и полной единой картины. Отсюда следует необходимость различать мышление как акт, вовлекающий многих людей и историю общества в виде знаний и средств коммуникации, и думание отдельно взятого человека как фокус внимания образования. [Подробнее об этом различении - ссылка на себя «Различение мышления и думания]. Понимание работы механизмов мышления явится результатом соотнесения этих двух воплощений мышления - ноосферы (человечества как единого целого) и работы ума (рассуждения) одного отдельно взятого человека.

Передовым краем для выработки наиболее современных взглядов на работу сознания и разума послужили уже упомянутые выше широко известные практики. Все три объединяет общий принцип построения: работа одного человека с подсознанием другого человека через слово, вербальное общение.

Таким образом уже давно существует представление о двух главных отделах нашего сознания: собственно Разум, то есть «осознанное, полностью контролируемое человеком» размышление и подсознание, что выражается в действиях, поступках, оценках, решениях, эмоциях, появление которых человеком трактуется как «необъяснимое».

Основываясь на названных практиках, уже сейчас можно твердо заявлять, что огромная часть нашего «сознательного» поведения обусловлено этим самым пресловутым «подсознанием».

Существующие упомянутые выше практики и традиционные научные дисциплины, такие как языкознание и психология с социологией, объясняют механизмы работы каждой из этих двух сфер по отдельности.

Системомыследеятельностная методология занимается исследованием и использованием механизмов человеческого мышления, т. е. работой ноосферы как единого устройства. Традиционные педагогика и психология изучают механизмы сознания и психики отдельного человека в общем виде. В данной статье мы рассматриваем сознание отдельного человека в русле указанных научных традиций, но при этом имеем в виду,что человек как «наш отдельный субъект» есть всего лишь часть единого пространства мыследеятельности и его полноценное функционирование возможно только в рамках всей ноосферы.

Итак, мы постулируем работу двух разных сигнальных систем в пределах одного отдельно взятого организма. Первая сигнальная система во многом унаследована человеком от животного мира. А вот вторая - речевое сознание - уникальна и не имеет аналогов у животных.

Первая сигнальная система отвечает за восприятие внешнего мира всеми пятью чувствами. Кроме чувств человек располагает эмоциями и оценочными суждениями, например «хорошо», «плохо», «радостно», «привлекательно».

Мы считаем, что в целом чувства, эмоции и оценки имеют животное, рефлекторное, неосознанное происхождение. Однако у человека значительная часть всего этого аппарата восприятия опосредована, переработана нашим речевым сознанием и потому уже во многом не похожа на эмоционально-чувственную сферу ближайших к человеку животных.

Многие человеческие чувства, эмоции и оценки порождены жизнью цивилизации. Например, любовь, чувство прекрасного, интеллектуальное любопытство, лицемерие явно порождены нашим развитием в обществе.

Если про первую сигнальную систему человека можно сказать, что она подвержена влиянию со сторону второй сигнальной системы, то само речевое сознание буквально зиждется на чувствах, эмоциях и оценках.

Отсюда переходим к следующему тезису: эти две известные нам сигнальные системы работают в тесном взаимодействии. Тесном, но не прямом. Непрямом еще и в том смысле, что мы до сих пор плохо себе представляем как эта взаимосвязь устроена.

Известно, что с момента совершения человеком мускульного усилия до его осознания разумом проходит 150-400 миллисекунд (0,15-0,4 сек). Таким образом, наше тело устроено так, что мы всегда сначала стреляем, а потом думаем. Единственный физиологический процесс, который разум может более-менее прямо контролировать - дыхание. Получается, что мы анализируем свои движения и просим тело совершить какие-то движения, но приходится каждое движение повторять много раз, прежде чем оно будет совершаться так, как мы этого хотим. Так происходит занятие спортом. И мы пока что практически ничего не знаем, как разум может повлиять на работу внутренних органов своего тела.

Нечто подобное происходит с продуцированием речи: слова и предложения вылетают изо рта до того, как мы их осознаем.

Встаем вопрос: каков же механизм продуцирования речи в таком случае?

Есть такое предположение, что в основе продуцирования речи человеком лежит кодирование каждого слова своим уникальным штрих-кодом, созданным из набора чувств-эмоций-оценок, что позволяет произносить слова с большей скоростью, чем разум их может осознать.

В дальнейшем я планирую подробно рассказать о механизме перехода этих самых чувств-эмоций-оценок в сферу разума и обратно.

Грубо говоря: осознал слово - закодировал его набором чувств-эмоций-оценок - быстренько вызвал его, когда требует контекст речи.

Таким образом наша чувственная сфера активно участвует в работе речевого сознания.

Но также верно должно быть и обратное: своими словами мы можем влиять на детали и подробности чувственно-эмоционального наполнения речи. И даже работу своих внутренних органов тела.

наука, рассуждение, исследование, речевое сознание

Previous post Next post
Up