я начал серьезно думать по теме всего лет пять назад и очень мало написал. Спасибо Андрею Николаевичу за повод подробно высказаться здесь
http://minski-gaon.livejournal.com/77256.html?nc=8#comments перепечатываю свой коммент:
согласен: ""Алгебра совести" Лефевра была абсолютно конъюнктурной книгой, в угоду идеям холодной войны"
тем не менее, этика-мораль тесна связана с рациональным мышлением.
Ход мысли примерно таков:
1) человек строит некое знание путем проведения исследования в виде классической науки где-то в механике
2) конечный продукт -- типа "само знание" в виде формул или правил-законов -- превращается в письменный знак, который связан в сознании ученого с пройденным им путем к этому знанию
3) далее знание распространяется в народе в виде той же формулы плюс краткое изложение проблематики, ситуациЙ, приведшей к ее появлению, что есть рефлексия пути ученоги и где начинаются всякие измышления и приписки несуществовавших сроду мотивов и мыслей.
4) в итоге формируется некая "этикетка" этого куска знаний, где кроме самой формулы и куцего хвоста сопроводительного текста появляются тэги, относящие это знание к научной школе, типу применения, ситуаций использования и т.п.
5) в оперативной памяти остаются именно "тэги", линки, которые позволяют быстрее находить это знание
6) тэгами заведует сфера эмоций и оценочных суждений человека, отключенная от рассуждений, от рациональности
7) распредмечивание в смдм приводит к необходимости воспроизвести большую часть оригинальных рассуждений, существовавших в изначальном процессе появления этого знания, что убирает с него старые тэги и возвращает в сферу рационального рассуждения. Происходит Мышление.
8) подобный процесс-механизм существует и для ненаучных знаний, за исключением того, что чаще всего процесс распредмечивания здесь никогда не случается, и люди оперируют эмоционально-оценочно окрашенными тэгами вместо самих знаний, будучи в глубине души уверенными, что они оперируют именно сухими, неэмоциональными знаниями.
8) в результате имеем согласие или несогласие оппонентов, произошедшее после сравнивания системы тэгов и -- следовательно-- ценностей и этических ориентиров. При этом они сами утверждают, что "поняли" оппонента, проникли в его знания. Но мышления-то все равно не было.
9) забавное следствие: чем сильнее человек тренирован в оперировании знаний про мораль-этику, про оценки, про "хорошо" и плохо", чем тверже убеждения, тем быстрее и качественне происходит мышление, т.к. быстрее добываются знания из памяти на основе богатой и четкой системы тэгов.
Отсюда для образование так важно обсуждение морального обоснования поступков героев на уроках родного слова, плюс рассуждения в церкви о грехах и их содержимом.