![](http://pics.livejournal.com/thexhs/pic/0000h9f1/s640x480)
Среди американских прототипов с крылом обратной стреловидности наиболее известный Grumman X-29, но в тени остались его конкуренты. Одним из таких конкурентов был проект фирмы Rockwell, известный под именем Sabre Bat. По неподвержденным даным, во время проектирования ему было присвоено обозначения X-31, но после закрытия проекта индекс освободился, и позже был присвоен другому, широко известному проекту.
![](http://pics.livejournal.com/thexhs/pic/0000eeq9/s640x480)
Проект разрабатывался в конце 70х - начале 80х (встретилась дата - 1977 как начало проекта, некоторые фото макета публиковались в Flight International за 79 год). Поскольку КОС дает большую подъемную силу, фирма Rokwell сделала ставку на уменьшение габаритов самолета - планировалось сделать машину на 20% легче/меньше чем F-16 при той же производительности. Они бы с радостью еще меньше сделали бы, но ограничение накладывала существующая авионика. Планировалось сделать легкий и дешевый самолет, который можно пустить в производство крупной серией, чтобы он мог остановить "орды Мигов из за железного занавеса" (Flight International 17 november 1979)
![](http://pics.livejournal.com/thexhs/pic/0000fsk5/s640x480)
В первоначальном варианте самолет имел под фюзеляжный воздухозаборник, по типу F-16 (вероятно так же нерегулируемый). Но в 1980м, когда делали продувки в Ленгли, в восьмифутовой трубе, засветилась модель (масштаб 10:6, позже 10:9) с боковыми, овальными воздухозаборниками - которая весьма внешне похожая на итоговый Х-29 (вероятно позже все материалы Rokwell передали фирме Grumman). Продувки были успешные, выбранные ими графит-эпоксидные композиты успешно справлялись с аэродинамической дивергенцией.
![](http://pics.livejournal.com/thexhs/pic/0000tq7w/s320x240)
В 1983 был выдан некий патент, машина описываемая в нем весьма напоминала наш SabreBat (по отсутвию на плановой проекции ВЗ можно судить о подфюзеляжном размещении оного), предметом патента было
Aircraft Having Variable Incidence Forward-Swept Wing - возможно эта технология планировалась к установке на Sabre Bat
![](http://pics.livejournal.com/thexhs/pic/0000sb0x/s640x480)
Но конкурс машина проиграла. В 1981 году DARPA подписала контракт на 80 млн $ с Grumman, дальше начинается совсем другая история.
Еще немного фото макета от Rokwell:
![](http://pics.livejournal.com/thexhs/pic/0000gkt5/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/thexhs/pic/0000k4h6/s640x480)
Тем временем предпримчивые буржуины продают на eBay настольные модельки SabreBat:
![](http://pics.livejournal.com/thexhs/pic/0000p5ag/s320x240)
![](http://pics.livejournal.com/thexhs/pic/0000qe8q/s320x240)
Больше никаких материалов по сабжу (кроме выложенных здесь фото, двух заметок на Flight International, и пароки тем на западных форумах мне не попадалось).
А, еще стоит продемонстрировать известную схемку, где показан поток на обычном стреловидном и обратном, но обычно там рисуют X-29, но в в 1982 там рисовали как раз Sabre Bat:
![](http://pics.livejournal.com/thexhs/pic/0000wxz1/s640x480)
Заверщу свой пост рисунком товарища bagera3005, который руководсвуясь этими же материалами попытался нарисовать чертеж общего вида самолета:
![](http://pics.livejournal.com/thexhs/pic/0000r8e6/s640x480)