Intro:
наш аэроклуб Aéro-Sport asbl, один из самых крупных в Европе, периодически устраивает flyouts (или, как здесь говорят, rally) в разные места, когда 10-20 самолетов со всей европы собираются в одной точке, а потом летят по общему маршруту. у одного хорошего человека возникла идея сделать flyout в Грузию.
в августе 2015 мы полетели в Тбилиси, чтобы понять, как там обстоят дела с малой авиацией. до этого мы нашли предприятие под названием Vanilla Sky, которое владеет аэропортом Natakhtari. по прилету обнаружилось, что у них есть две Cessna 172/182, своя небольшая региональная авиакомпания, а также гостиница, ресторан, бассейн и DJ бар. мы полетали везде, где планировали, и даже где не планировали, и решили, что это место очень подходит для того, чтобы следующим летом собраться и прилететь.
уже тогда стало ясно, что перед нами стоит ряд проблем. если прилетать в Грузию обычными рейсом, то взять в аренду Cessna в Грузии и полетать не получится, так как будет нужна местная пилотская лицензия. авиационного топлива для поршневых двигателей (AVGAS) в Грузии нет, придется договариваться и откуда-то везти. с картами и GPS waypoints тоже нет ясности. впрочем, мы встретились с руководством местного органа, контролирующим авиацию, а также с министром Грузии по интеграции с EU и NATO, и нам обещали всячески содействовать.
нас четверо, мы объявляем себя организационным комитетом, делаем сайт (
http://www.georgia2016.eu), начинаем принимать заявки на участие, и прорабатываем вопросы с топливом, с маршрутом, гостиницами, транспортом и так далее. лично я занимался всеми вопросами, связанными с навигацией - маршруты, карты, waypoints, процедуры - а также social media :)
вся осень и зима ушла на подготовку. в конце концов, мы собрали 14 экипажей из Европы и Турции, которые подтвердили свое участие, заплатив вступительный взнос. вылет был запланирован 4 августа, а маршрут должен был быть вот таким:
Якабсаллаш, Венгрия - София, Болгария - Бурса, Турция - Самсун, Турция - Орду, Турция - Батуми, Грузия - Натахтари, Грузия
15 июля произошел переворот в Турции, последствием которого было извещение (NOTAM), фактически запрещающее не регулярные полеты в зоне Анкары и Стамбула (а также в прямоугольной зоне между ними) почти всем.
A3150/16 (Issued for LTAA LTBB) -
1. ANKARA AND ISTANBUL TMA CLOSED TO ALL VFR FLIGHTS BTN GND-20.000FT EXCEPT,
- AIRCRAFT UNDER THE AUTHORITY OF THE PRESIDENCY AND PRIME MINISTRY,
- POLICE AIRCRAFTS
- AMBULANCE FLIGHTS
- FIRE FIGHTING FLIGHTS.
2. THE BELOW MENTIONED AREA CLOSED TO ALL VFR FLIGHTS BTN
GND-20.000FT EXCEPT,
- AIRCRAFT UNDER THE AUTHORITY OF THE PRESIDENCY AND PRIME MINISTRY,
- POLICE AIRCRAFTS
- AMBULANCE FLIGHTS
- FIRE FIGHTING FLIGHTS.
AREA : 412736N0300005E 404611N0330419E 400356N0295621E 394640N0322857E. 18 JUL 14:58
2016 UNTIL 28 JUL 21:00 2016. CREATED: 18 JUL 15:17 2016
28 июля это извещение переставало действовать, однако его заменило аналогичное. поскольку в нашей команде были в основном машины типа Cessna 172/182, с эффективной дальностью типа 500NM, многим нужно было дозаправиться как раз между Стамбулом и Анкарой. запрет означал, что большая часть экипажей не сможет пройти от Болгарии до следущей остановки в Турции.
в последние дни июля наш друг, президент одного из турецких авиаклубов, пообещал разрешить ситуацию. он полетел в Анкару, пошел в министерство внутренних дел и сказал - я не готов выбросить усилия всего оргкомитета за последний год, поэтому мы не отказываемся от проведения ралли. в результате мы получили официальное разрешение на пролет, а также нам пообещали обнулить все сборы в аэропортах Турции за посадки, навигацию и так далее!
было приняло решение лететь, отказались только два итальянских экипажа и один местный (говоря по-простому говоря, чего-то зассали). официальной точкой сбора был Якабсаллаш (Jakabszallas), Венгрия - деревня, где есть очень интересный аэропорт (тоже совмещеный с отелем, рестораном, баром и spa)!
все планирование, согласование, договоренности и так далее было выполнено силами организационного комитета (то есть нас), мне не привлекали никаких сторонних агентов.
мы планировали лететь втроем на Lima Xray, однако вечером перед вылетом третий участник - коммерческий пилот и инструктор - отказался :(
--
5 августа, первый день. Люксембург, ELLX -> Эггенфельден (Германия) EDME
наш самолет, LX-AIE (далее Lima Xray), Cessna 172SP, пару недель попал попал в инцидент, который потребовал ремонта. также, перед планируемым полетом на ~9000км самолет должен был пройти обслуживание. поэтому у нас получилось вылететь только после обеда, и план пройти ~600NM и встретиться с остальными участниками в Венгрии уже представлялся плохо выполнимым. вдобавок, погода была не очень. план B - остановиться в Линце (Linz), Австрия (код аэропорта LOWL), дозаправиться и переночевать - тоже не осуществился. подлетая к границе Германии и Австрии, потолок облачности снизился до ~1000'. мы попробовали дойти до Линца, но оказались в сложных метеоусловиях (IMC).
сейчас, наверное, понимаешь, что можно было бы пройти - но поскольку уже темнело, никто из нас не был сертифицирован для инструментальных условий полета (IFR), и совсем не хотелось бы объясняться в LOWL, как же мы, подав план полета в визуальных условиях полета (VFR), приземлились в инструментальных - мы повернули назад и приземлились в Эггенфельдене (код аэропорта EDME). пришлось вспоминать навыки unusual attitude recovery :) мы дозаправились и после кружки пива пошли спать в ближайший отель.
погода в районе, который нам надо было пройти, выглядела примерно вот так:
мы заплатили за топливо (порядка €2/литр), плюс €10-20 всяких сборов, за посадку и парковку
---
6 августа, второй день
первый сегмент: EDME -> LHUD
увы, аэропорт EDME открывался только в 9 утра. поэтому мы решили не лететь в Якабсаллаш, а сразу проследовать в Шегед (Szeged), код аэропорта LHUD, для дозаправки и прохождения таможенного и паспортного контроля (это была последняя остановка в зоне EU). мы прошли почти сплошные облака и пошли на высоте 9000' в сторону Вены, по долине, а потом повернули на Балатон. если не считать облачности над Альпами, погода была хорошей.
мы прилетели в Шегед в обед, где нас уже заждались таможенники (с которыми надо было договариваться о встрече за 24 часа). пройдя контроль буквально за полчаса, мы дозаправились, подали уведомления о полете и запрос слота, и полетели в Софию.
за таможню и паспортный контроль с нас взяли в районе €30 с человека.
второй сегмент: LHUD -> LBSF
мы проследовали через воздушное пространство Сербии, запросив разрешение на вход уже находясь в воздухе. как оказалось, решение сделать остановку для дозаправки в Софии было не самым оптимальным. AVGAS был дорогим (€3/литр по сравнению с нашими €1.6 и немецкими €2), схемы захода и вылета в международном аэропорту - сложные, и надо было лететь над горами, огибая кучевые облака и страдая от легкой турбулентности. после посадки нас встретили на машине, мы быстро дозаправились, заплатили всякие небольшие поборы, и полетели в сторону Турции. времени было уже почти 5 часов вечера.
третий сегмент: LBSF -> LTBU
из-за ограничений (см. выше) входить в воздушное пространстов Турции нужно было на определенной высоте (не ниже 7000'), через определенную точку (ADORU), и после этого необходимо было следовать по определенному маршруту.
также нас предупредили, что в Турции строго нельзя летать после заката в визуальных условиях - no night VFR :( мы не знали, сможем ли мы дойти до Бурсы (код аэропорта LTBR), и нашим альтернативным был Чорлу (Çorlu, код аэропорта LTBU).
подходя к точке ADORU, с нами связался авиадиспетчер из Софии:
- Lima Xray, just for your information, I've contacted by Istanbul and the last landing time for you at LTBR is 19:00PM LT (мы явно не успевали!)
видимо, придется делать посадку в Чорлу, чего не хотелось делать, так как там, предположительно, плата за обслуживание составлял несколько сотен €. мы еще раз связались с Sofia Information:
- Sofia Information, Lima Xray, requesting diversion to alternative LTBU according to flight plan
- Lima Xray, please stand by
- (10 min later) LTBU is approved. Please contact Istanbul Information on XXX.XX. And just for your information, LTBU will be closed tomorrow full day due to NOTAM
просто офигенно, мы летим в аэропорт, где с нас возьмут много денег, и где мы будем вынуждены проторчать весь завтрашний день. пройдя границу, мы обнаружили, что не можем связаться с Istanbul Information ни на одной из трех частот. они нас просто не слышали, хотя высота вроде бы была достаточной - 7000'. мы переключались много раз, и пытались связаться с Sofia Information. поскольку не было никакого желания проводить весь завтрашний день на земле, мы быстно просмотрели список альтернатив, наподобие Бургаса (LBBG) и Приморско (LBPR). нам нужно было переночевать, и дозаправиться - увы, AVGAS был доступен далеко не везде. вдобавок, диспетчер Sofia Information фактически послал нас, сказав - согласовывайте изменение маршрута с диспетчером Instanbul Information, с которым была очень плохая связь :(
каким же конченным гандоном надо быть, чтобы отказывать уставшим пилотам Cessna, подумали мы, и полетели в Чорлу. хотя у нас было достаточно топлива, солнце уже почти зашло. заходя на посадку в темноте, 20 или 30 минут после заката, мы увидели рядом с полосой сине-красные мигающие огни машины. полиция? мы приземлились, проследовали за follow-me car, и оказались на перроне в компании агента, таможенника, полицейского и управлящего аэропортом.
в течении десяти минут выяснилось, что ситуация совсем не так плоха, как нам представлялось. нам никто не предъявил за посадку после заката, и оказалось, что завтра аэропорт действительно закрыт, только NOTAM действует с 6 часов утра. а рассвет в 5.30, и если мы покинем аэропорт до 6, то все будет ок. приехал заправщик, и у нас снова полные баки. мы прошли в пустынный терминал (такое ощущение, что он был открыт только ради нас), прошли входящие паспортный контроль, таможню (обычная форма general declaration), и нам предложили переночевать в гостинице для экипажей. вдобавок, один из авиадиспетчеров, закончивший смену, повез нас в ресторан поужинать (спасибо тебе, Tango Golf, прилетай еще раз в Люксембург!). сытые, мы вернулись в briefing office, подали полетный план на завтра и пошли спать.
денег с нас взяли только за топливо. здравствуй, турецкая гостеприимность!
--
7 августа, третий день
первый сегмент: LTBU -> LTBR
поспав четыре часа, мы вернулись в аэропорт, быстро сделали preflight и вылетели в 5.30. короткий сегмент до Бурсы мы прошли, встретив рассвет над Мраморным морем.
мы приземлились и наконец-то увидели на перроне все наши самолеты! поскольку остальные еще ехали из гостиницы, мы позавтракали, дозаправились (€2.6/литр) и еще успели немного отдохнуть.
второй сегмент: LTBR -> ZZZZ
мы вылетели первыми, и следущей остановкой был частный аэропорт без кода (ZZZZ). аэропорт принадлежит университету "Ondokuz Mayis University" в районе города Самсун, это примерно середина южного черноморского побережья. в университете недавно открыли кафедру аэронавтики, часть студентов клеит из карбона разные летательные аппараты, также они занимаются обслуживанием самолетов малой авиации - а для нас это была точка дозаправки. поскольку на востоке Турции с AVGAS все плохо, мы договорились о том, что сегодня приедет топливозаправочная машина, и мы дозаправим все наши борты.
мы опять вылетели первыми, и поддерживали связь с другими экипажами на одной частоте. Нас обошла Cessna 182, со скоростью больше нашей на 20-30 узлов :)
третий сегмент: ZZZZ -> LTCB
у нас были полные баки, и мы легко доходили до Батуми - но, поскольку мы покидали Турцию, нам еще нужно было пройти таможню и паспортный контроль. поскольку эти службы присутствуют не во всех аэропортах, нашей следующей точкой был Орду (код аэропорта LTCB). процедуры мы прошли быстро, однако внезапно выяснилось, что мы должны заплатить. и сумма в €50 не была проблемой, но жутко тупящий клерк задержал нас больше чем на час. мы смотрели на собирающиеся кучевые облака на маршруте Орду-Трабзон-Батуми, и настроение падало
четвертый сегмент: LTCB -> UGSB -> уход на LTCG
мы пошли из Орду на Батуми (код аэропорта UGSB) вдоль побережья. пролетая Трабзон (код аэропорта LTCG), видимость падала, потолок облачности опустился ниже 1500', и в нескольких километрах от побережья стали появляться темные кучевые облака. нам оставалось еще 30NM до точки SAPRI (вход в воздушное пространство Грузии), но облака становились все темнее, и начали появляться всполохи молнии. неприятно конечно, но мы решили уйти на Трабзон.
на перроне в Трабзоне нас встретила полиция, таможенник и управляющий аэропортом. Трабзон был указан в нашем полетном плане как альтернатива; однако мы уже прошли паспортный и таможенный контроль, и не предполагалось, что мы вернемся в Турцию. нам надо было или проходить эти процедуры снова, или же оставаться в таможенной зоне. в любом случае, мы были проблемой для служб аэропорта - особенно учитывая то обстоятельство, что прогноз погоды не выглядел обнадеживающим, по крайней мере до обеда завтрашнего дня. вдобавок, у топлива у нас оставалось меньше половины. поскольку в Трабзоне не было AVGAS, это означало, что у нас есть ровно одна попытка дойти до Батуми - и если мы снова будем вынуждены повернуть обратно, мы приземляемся в Трабзоне с почти пустыми баками и остаемся там.
после разговоров с управляющим, и посещения briefing office, был принято решение - мы заполняем полетный план на завтра и остаемся ночевать в зоне перед паспортным контролем. там было несколько скамеек. мы заполнили таможенную декларацию. таможенник, чтобы мы по-тихой не ушли в город, изъял у нас паспорта, а чуть позже сходил в открытую зону и купил нам пиццы с кока-колой. мы выгрузили из самолета спальные мешки, и до полуночи смотрели сайты метеослужб. спать было сложно, мешало яркое освещение, и прилетающие откуда-то с ближнего востока ночные рейсы с женщинами в бурках и гиперактивными детишками. погода не очень обнадеживала, мы поспали часа три.
денег с нас опять не взяли (за исключением €10 на пиццу)
--
8 августа, четвертый день
первый сегмент: LTCG -> UGSB
мы проснулись в 4.30, на метеорадаре было все чисто! мы вернули паспорта, надели плавжилеты и вылетели в Батуми. забравшись на 3000', мы попали в облачность и легкий дождик, но условия оставались визуальными (мы видели берег и воду), и не было ни турбулетности, ни вчерашних темных облаков.
мы приземлились в Батуми в 6.00, и нас уже ожидали люди из Vanilla Sky, которые вчера приняли все экипажи. после дозаправки мы прошли паспортный контроль, и отправились завтракать кофе с чурчхеллой. начали возвращаться наши пилоты, и выяснилось следующее:
- десять бортов дошли до Грузии (включая нас)
- вчера все экипажи пролетели грозу и приземлились в Батуми, кроме нас (включая два ультралайта Flight Design)
- все летели на высоте меньше 1000' над морем и совсем близко к берегу
что ж, это был наш выбор. мы учились летать в Америке, и нас учили не летать в грозу. вдобавок, 1000' над морем означает, что один нисходящий порыв ветра - и ты в воде. или же на земле, где горы начинаются почти сразу с береговой линии. высота - это твой друг, она дает запас по времени. мы лучше будем спасть на полу в терминале...
полчаса ушло на оплату всяких сборов (в сумме примерно €10), мы подаем полетный план, и снова вылетаем первыми на Натахтари!
второй сегмент: UGSB -> UGSA
уже почти на полосе, пока мы пропускали отправляющийся El Al, диспетчер в Батуми строго спросил - а знаем ли мы про запрещенные для полетов зоны, в частности, над Кобулетти? мы пошли на Натахтари (код аэропорта UGSA), через Кутаиси, обходя разные запрещенные зоны и страдая от турбулентности над горами (был встречный ветер 25 узлов).
более быстрые борта из нашей группы опередили нас, и мы призмелились четвертыми в Натахтари. на перроне - знакомые лица, и уже через час наш Lima Xray запаркован на газоне, принят душ, налита кружка пива и я в бассейне, среди загорающих тел.
мы сделали это! половина пути пройдена. чуть меньше 4000км, 20 с хвостиком полетных часов
-- продолжение следует