Естественно, кроме авторских разработок, за время отдыха в Хмельницком удалось поиграть в кучу других игр, которые ранее оставались для меня terra incognita. Из самых интересных вещей хотелось бы отметить Fairy Tale и Phenomena. Кроме того, что они покорили сердце старого настольщика, эти две игры роднит еще один факт: несмотря на свой высокий уровень, они обе на сегодняшний день незаслуженно недооцениваются. Кроме этого попробовал Twilight Struggle, сходили пару рейдов в WoW: TCG Assault on Icecrown Citadel. Один даже успешно. Еще была ознакомительная партия в Claustrophobia. И сыграли напоследок по партейке в суховатые Alexander the Great и Famiglia.
Fairy Tale (9.9 из 10). Начну с самых ярких впечатлений, опустив хронологический порядок. Слышал об этой игре Сатоши Накамура очень много положительных отзывов, она появлялась в топах самых уважаемых настольщиков мира, и увидев ее в клубе сразу же потребовал сыграть. Тем более это было не уродливое издание Z-Man, а вполне приятное анимешное от Ubik. Что тут скажешь, игра порадовала и это при том, что играли только вдвоем и разобраться во всех хитросплетениях времени не было. Суть достаточно проста: игроки по очереди на драфтах выбирают себе наборы карт, которые, комбинируясь самым причудливым способом, открывают крутые сеты или наоборот закрывают оные оппонентам. Причем никакого прямого взаимодействия: свойства действуют либо на сыгравшего карту игрока, либо на всех участников. Суть же взаимодействия состоит в том, что при помощи своих карт вы можете блокировать наборы других игроков, заставляя их выводить из игры нужные карты. Причем игроки могут, предвидя такую ситуацию, брать более слабые карты и выводить из игры уже их. В общем, надо один раз сыграть и все сразу станет понятно. Благо правила объясняются за 5 минут. Игра меленький (всего 100 карт) и лаконичный (на 100% языконезависима) настольный шедевр.
Phenomena (7.8 из 10). Еще один интересный и почти неизвестный проект от какого-то мелкого издателя Gyldendal. Саша буквально заставил нас отправится в это сказочное приключение, и, надо отметить, не зря. Это пожалуй один из самых ненавязчивых тренажеров по метанию кубов, которые мне доводилось играть в последнее время. Суть игры достаточно проста: несколько приключенцев топчут дороги волшебной страны, выполняя задания, обрастая броней, шмотом и опытом, и иногда помогая друг другу. У каждого из них есть личный крутой квест, приносящий около 1/4 всех заработанных ПО к выполнению которого следует стремиться. По легенде игроки управляют магами, поэтому по мере прохождения необходимо получать и правильно распределять ману одного из 4-х цветов, а также пополнять арсенал заклинаний. Звучит банально, но на практике все выглядит очень четким и продуманным. Получается смесь из менеджмента ресурсов и кубометания с большим уклоном в первую составляющую. Самым интересным элементом игры является, пожалуй, механизм завершения партии. При получении ПО любым игроком сдвигается общей маркер прогресса, и, когда он достигает финальной отметки, игра завершается. Таким образом игроки как бы ненавязчиво распределяют между собой фиксированной число очков. Не мало удовольствия приносят и задания, которые приходится выполнять вдвоем. К сожалению игра вышла только на финском, а смыслового текста в ней хватает. Иллюстрации тоже прихрамывают, но это я уже придираюсь, т.к. главное все-таки игровой процесс, а он тут отменный. Жаль что игра не развивается. Думаю если бы за нее взялись, например, FFG, то это был бы однозначный и безапелляционный хит.
Claustrophobia (8.5 из 10). В подземелье мой отряд спустился противостоять демоническим силам Миши aka Monkey. Играли базовый сценарий, гоняясь за легким дуновением ветерка в холодных мрачных катакомбах. В целом игра мне понравилась, приятные кое-как покрашенные миниатюры, обалденные иллюстрации, интересный, кое-где шахматный, игровой процесс. Герои пытаются выбраться из каменного лабиринта, мелкие демоны прут изо всех дыр и ложатся подле могучих героев, а когда появляется самый крутой демон, то настает геройская очередь ложиться подле него. Есть место для размышлений, но гадкий кубик всегда готов подгадить самые хитроумные планы. Особенно критично это заметно когда на поле остается все меньше бойцов и вариантов для распределения бросков становится все меньше. Несмотря на огромную популярность игры, хранить дома эту огромную полупустую коробку, было бы выше моих сил. Поэтому готов восхищаться со стороны, но не на своей полке.
Alexander the Great (6 из 10). Почти перед отъездом Олег и Саша раскинули красивую карту ближней Азии времен великого полководца и предложили повторить маршрут его победоносных завоеваний. Игра в целом неплохая, но температура и скверное самочувствие помешали мне во всей мере насладится красотой стратегических решений оппонентов. В целом игровой процесс механичен до безобразия. Сначала игроки распределяют 15 очков в 4-х сферах, определяющих последовательность хода, силу войск и ресурсы на храмы и/или города. Города вызывают большую конкуренцию, т.к. их может строить только один игрок, храмы можно сооружать коллективно, главное чтобы ресурсов хватило. В процессе игры участники двигаются по локациям, получают ПО за контроль территорий и строительство. В конце партии к этим очкам добавляются еще и ПО, полученное за общее количество возведенных сооружений. Вот, собственно говоря, и вся наука. В целом механика работает, а игра стоит сущие копейки, поэтому если вы любите четкие сухие стратегические выжимки с небольшим налетом тематичности, то я бы не рекомендовал проходить мимо. Попробуйте - может понравится!. И уже буквально перед поездом попробовал Famiglia (5 из 10), карточную арифметическую дуэль в бандитском антураже. Игра проста до безобразия. Есть 4 типа карт с числами от 0 до 5. Красные дают больше ПО, желтые снижают стоимость других, зеленые могут использоваться как джокеры, синие позволяют повторно использовать сыгравшие карты. Сначала сдаются стартовые руки и выкладывается общий дисплей. Если игрок собрал две карты одного цвета, то одну из них он выкладывает, одну сохраняет и может взять в руку карту на 1-у больше. Можно так же скинуть карту из дисплея и выложить из колоды количество карт, равное ее номиналу. И так по очереди. Вот и весь игровой процесс. Механика работает, но удовольствия не приносит. Если мне понадобится что-то для двоих, то я найду более интересные проекты. Например, "Jaipur" или "Затерянные города".
Twilight Struggle (5.5 из 10). Премудростям холодной войны я обучался под руководством великого стратега камрада Scorpius'а. Но ученик из меня вышел непутевый, т.к. сначала я чуть не победил учителя, а потом утратил всякий интерес к игре. В целом она оказалась именно такой, как и ожидалось после прочтения множества статей, и это вызвало еще большее недоумение: какого рожна она делает на первом месте глубокоуважаемого BGG. В игре полно везения, и кубики тут не при чем (хотя и они тоже). Заложено оно в общей колоде карт. Да, это как-то выравнивается тем фактом, что в соответствии с механикой, большинство карт будут отыграны. За исключением самых неприятных, которые в небольшом количестве смело отправляются в космос. Как вам, например, отправить в космос "Кубинский кризис"? Маразм, но в целом терпимо. В ситуациях на карте часто решают перевороты, результаты которых зависят от кубов. Однако это ни в коем случае не значит, что стратегии здесь нет. Она есть, но может быть задавлена банальным везением оппонента. А играть 3 часа, глядя как кубики и карты буквально ложатся в руки врага, согласитесь не есть хорошо. Это вам не филлер на 15-30 минут. Игра, конечно, производит впечатление глобального противостояния двух сверх-держав и погружает в атмосферу соответствующего исторического периода. Если бы это была единственная игра у меня дома, то я, пожалуй, был бы самым счастливым настольщиком на свете. А так я найду много чего более интересного и динамичного.
WoW TCG Assault on Icecrown Citadel (7 из 10). Попробовать этого ККИ-шного отпрыска знаменитой вселенной хотелось давно, поэтому при первой же возможности присоединялся к рейду, отправившемуся на борьбу со злобным личем в его личной резиденции. Наглось конечно небывалая, авантюризмом попахивающая, но для mmorpg, откуда и растут ноги у формата, вполне типичная. Итак, один из игроков, в данном случае хозяин коробочки, играет роль мастера подземелья. Колода у него соответственно напичкана кучей имбового барахла, союзников и заклинаний. Лич нам попался очень харизматичный, киевский, со специально поставленным злодейским смехом. Что мы могли противопоставить ему, три жалких искателя приключений. Но в первом раунде злодею основательно не поперла карта, поэтому супостат был низложен. Однако он поспешно ретировался во втором из двух раундов, которые длятся тут не более 30-и минут. В целом, формат прикольный. Для пущего фана в коробке даже лежит бустер с лутом, который можно получить после убийства "последнего босса". Но мне показалось, что взаимодействие между героями как-то маловато. Судя по содержанию колоды я должен был нейтрализовать злодея, второй ДД-шить, а третий подхиливать нас. Но на практике это выходило как-то коряво. Что же касается самого игрового процесса, то он тут архитипичен для ККИ и ничем особенным не выделяется. Пробить оборону, отконтрить спелл, закидать плюшками и добить директами - самая действенная тактика. Жаль не получилось поиграть в дуэльном формате, возможно там игра покажет себя с лучшей стороны.