Jul 14, 2011 07:33
Решил я на концерт Дрим Театра сходить. Там есть, на что посмотреть - играют они очень и очень грамотно, а не рубят с плеча три аккорда.
Группа Dream Theater, если вдруг кто не знает, является одним из основателей и флагманов (а также безусловно самым известным представителем) жанра прогрессив-метал, возникшего на рубеже 80-90-х. Как известно, когда рок-музыка только появилась, играли её в основном простые пацаны с улицы. Играли её в основном хреново (как играют в основном хреново и сейчас). Однако некоторые из пацанов решали серьёзно поднять скилл в плане умения играть, в рок начали приходить музыканты с профессиональным (или не сильно далёким от него) образованием, люди вдохновлялись классическими образцами, и по данному поводу был совершён выход за рамки глупых трёхаккордовых песенок: появился арт-рок, поджанр, наиболее близкий по структуре к классике. Но, несмотря на свой потенциал, он в силу разных причин затух уже к концу 70-х. Прогрессив-метал же стал инкарнацией арт-рока в окрепшем в следующем десятилетии металле. Несмотря на техническое совершенство, жанр, тем не менее, многим не нравится за безжизненность, однообразие и незапоминаемость композиций (но конкретно к Дрим Театру это относится в меньшей степени: и с разнообразием, и с отличными мелодиями у них всё в порядке). Сами же музыканты полагаются за скоростных, умелых и подкованных, но играющих скучное и неинтересное, превращая все эти ценные умения в не более чем задротство (данные аргументы приводят в основном те поклонники рок-музыки, что пытаются на фоне технического превосходства одних показать высокую духовность других, тем самым "обосновав", что на самом деле "Нирвана" - мега-группа, а Курт Кобейн - выдающийся музыкант и мелодист). Встречал даже таких людей, которые гордятся, что соло длиной больше 15 секунд слушать не в состоянии. Что я могу здесь сказать? Наверное, есть немало таких, кто сие слушать не могут. Однако по мне данный жанр (как и арт-рок) соединил в себя лучшие черты классики и рока, соединил забойность с музыкальной грамотностью. В общем, качает музяка, по-любому.
Творчество коллектива Dream Theater - очень крепкое. Пожалуй, слабого альбома нет ни одного. Несмотря на то, что всего - 10 штук, причём почти каждый из них длится под 80 минут. Отсюда, кстати, вытекает и нехилая продолжительность концертов.
Проведём краткий обзор. Первый альбом группы вышел в 1989-ом году и назывался «Когда объединяются сон и явь». Пожалуй, он всё-таки является некоторым трамплином к будущим высотам, хотя несколько очень сильных композиций там, безусловно, есть (типа инструментала с трудночитаемым названием «Ytse Джем», которое является реверсом - или как там такое называется по науке - слова Majesty, первого названия группы). Второй же, «Образы и слова» стал одним из прорывов прогрессива в массы. Не зря он почитается за один из лучших у коллектива. Также на нём впервые появился мощный голос Джеймса ЛаБри, по сей день являющегося вокалистом группы. Третий альбом, «Пробуждённый», оказался не хуже (а пожалуй, и получше) предыдущего и обратно рулит. Он первым вышел на стандартную прогметаллическую продолжительность в 80 минут, что на качестве материала сказалось только положительно. В итоге получился, как говорится, "удивительный, глубокий и бесконечный шедевр" (ц).
Далее из группы выпилился клавишник Мур (который на самом деле Мор - вспомним известного коммуниста-утописта). После чего был записан мини-альбом «Смена сезонов», где группа явила одну из своих фишек: место, оставшееся от атомной заглавной 23-минутной композиции, занимали каверы на такие известные банды, как Свинцовый Дерижбамбель, Пинфлой, Квин, ДипАпал, и так далее. Собственно, потому я когда-то и обратил на Dream Theater внимание: в дальнейшем на своих концертах они не один раз исполняли классические рок-альбомы целиком. Особое внимание было обращено, естественно, на «Тёмную сторону Луны».
Следующий альбом, «Падая в бесконечность», многими считается попсовым (по меркам иных творений DT) и чуть ли не провальным. И тут считающие во многом правы (это я о попсовости, а не провальности). Однако, несмотря на попсовость, песни оттуда весьма радуют и слушаются отлично.
На этом месте барабанщик группы по фамилии Портной основал сторонний проект под названием «Поверхностно-жидкостной эксперимент», куда призвал толкового клавишника Джордана Рудесса, басиста Кинг Кримзона Тони Левина, а также гитариста собственной группы Джона Петруччи. По итогам двух чисто инструментальных мега-навороченных альбомов-экспериментов (мы-то с вами знаем, с какой именно жидкостью) группа посовещалась и решила выпилить из Театра клавишника по фамилии Шеринян (того, что пришел на замену Мору) и заменить его на Рудесса. Посему эти два альбома по составу (в некоторых композициях - и по звучанию) тот же Дрим Театр, только басист не тот.
На сей волне обновления группа выдала свой главный мега-шедевр - «Метрополис, ч. 2» (ч. 1 была на «Образах и словах»; для правильного восприятия альбома ознакомиться с ней совершенно необходимо). Альбом неожиданно оказался концептуальным - ранее таковых у группы не было. Наличествовал детективно-мистический сюжет, накал «прогрессивности» в сравнении с предыдущим альбомом существенно вырос, а мелодии и ритмы были настолько мощны, что дальше просто некуда. Однозначно - это один из лучших альбомов в музыке вообще.
Далее группа написала альбом, уступающий «Метрополису» лишь самую малость, что само по себе весьма большое достижение. Длится он чуть не два часа и называется «Шесть ступеней унутренней турбулентности». К прослушиванию, естественно, крайне рекомендуется. Состоит из двух дисков, на первом из которых находится пять стандартных (условно говоря) прогметалл/прогрессив-композиций, а на втором - одноимённое сорокаминутное произведение (хотя, если быть честным, то это не одно произведение, а восемь отдельных композиций, хоть и взаимно пересекающихся и иногда плавно переходящих друг в друга), записанное при существенном участии симфонического оркестра. Насчёт симфонических оркестров меня всегда забавляло то, что стоит какой-нибудь групешке что-нибудь с ним записать, так сразу всё это некоторыми слушателями оценивается крайне высоко лишь на том основании, что это вам уже не гетарная музыка для быдлов, это - симфонический оркестр, етить! Скажу одну банальную мысль - дело не оркестрах, дело в том, что должно быть зашибись что с ним, что без него. Здесь - сделано как надо.
Седьмой альбом, «Поток мыслей», оказался ощутимо тяжелее всех остальных, но в качестве - совсем не потерял. Три последних альбома - «Октавариум», «Упорядоченный Хаос» и «Ч0рные тучи и лучи света» великих откровений миру не явили, были лишены некоторых приятных черт, присущих предыдущим творениям, местами попсовы и т. д. Говорят, жанр находится в состоянии стагнации. Однако в целом эти альбомы - минимум на крепкую четвёрку. Отдельные же композиции, типа длиннющих «Октавариума» и «Графья Тосканского» большую часть предшественников заруливают в глубокие минуса. Что прекрасно.
После всех этих непростых лет работы произошло следующее - основатель группы барабанер Портной решил грамотно выпилиться из группы, после чего, попытавшись вернуться назад, был уже выпилен остальными. Драматичный поворот событий, ничего не скажешь. Собственно, главная фича нынешнего турне - показ в деле нового барабанера.
Что же до самого концерта - кривлялись (в хорошем смысле) и играли так, как надо. Умеют же буржуйские исполнители кривляться - нашим и в этом аспекте до них далеко. Над сценой был установлен прямоугольный экран, на котором показывали всякое психоделическое (и не очень) видео пинфлой-style, которое неслабо усиливало атмосферность происходящего. Помимо кина, в особо ответственные моменты на нём показывали каждого из участников группы, умело наяривающего на своём инструменте. Что тут говорить - на фоне большинства современных «музыкантов» мастерство у дримтеатровцев запредельное. Такие музыканты вызывают большое уважение по крайней мере с данной стороны.
О чём бы хотелось поговорить как о небольшом минусе - так это о звуке. Вообще, я на другие концерты хожу, мягко говоря, не особо часто, потому мне трудно с чем-то сравнивать. Там, где стоял я, он был где-то на три (это если относится очень придирчиво). А то и на два: например, в один из наиболее яростных моментов в The Count of Tuscany была какая-то каша из грохота и отвратно звучащих клавиш. Вокал весьма часто струился бесплотным ручейком сквозь общую стену звука. Уверен, если бы на концерте побывал какой-нибудь носитель английского, он бы в грохоте половину слов не расслышал и не идентифицировал. О наших же и говорить нечего. Но было всё не так плохо, как может показаться непричастному. К плюсам можно отнести то, что слышны были не только барабаны с басом, но и гитара с клавишными (что, говорят, бывает не всегда). Что особенно ценно - отчётливо были слышны соляки. В среднем было неплохо, но до кристальной чистоты как-то далековато. Но главное - несмотря на качество звучания (скорее, баланса громкости), было слышно, что весьма непростая музыка играется очень близко к оригиналу. И это, согласитесь, немало. Но вообще говоря странно, что в XXI веке чистый концертный звук не стал общим местом. Или это звукорежиссёру надо руки оторвать? Хотя, не в нём, по ходу, дело - запускавшиеся до концерта записи Айрон Мейдена, Металлики и Пинфлоя звучали примерно так же (причём, на существенно меньшей громкости). Разве что вокал можно было чуть-чуть погромче сделать.
Ещё, как известного завсегдатая разнообразных концертов, меня интересовал вопрос: какой будет окружающая публика? Толпой бухих и обдолбанных дегенератов, яростно беснующихся под «жёсткий рок»? Ни фига подобного. Народ колбасился не особо, выл несильно, а слэма не было в помине (только сейчас спустился в педивикию и узнал, что идеолог Дрим Театра Портной был противником этого дела и рекомендовал слушать музыку сидя в кресле). Что-то здесь не так.
На концерте были охвачены композиции со всех альбомов группы, включая грядущий одиннадцатый. Нетрудно догадаться, этим самым музыканты рекомендуют к прослушиванию всё своё творчество, что правильно. Плюс уважение к публике налицо - не пичкают сверх меры новым материалом, а играют по возможности лучшее. Всего концерт длился 2 часа с хвостиком. На бис вышли практически мгновенно.
Сетлист:
1. Under a Glass Moon (Images and Words, 1992)
2. These Walls (Octavarium, 2005)
3. Forsaken (Systematic Chaos, 2007)
4. Endless Sacrifice (Train of Thought, 2003)
5. Соло на ударных.
6. The Ytse Jam (When Dream and Day Unite, 1989)
7. Peruvian Skies (Falling into Infinity, 1997)
8. The Great Debate (Six Degrees of Inner Turbulence, 2002)
9. On the Backs of Angels (A Dramatic Turn of Events, 2011)
10. Caught in a Web (Awake, 1994)
11. Through My Words (Metropolis Pt. 2: Scenes from a Memory, 1999)
12. Fatal Tragedy (Metropolis Pt. 2: Scenes from a Memory, 1999)
13. The Count of Tuscany (Black Clouds & Silver Linings, 2009)
Бис:
14. Learning to Live (Images and Words, 1992)
ракынролл