Равно как корень помрачения человека таится в высшей части его души - в уме, так же и исцеление коренится в этом же органе. Поэтому святые отцы, следуя учению Христа и апостолов в деле восстановления человеческой природы, уделяют особое внимание умному деланию. Когда говорится о борьбе со страстьями, то есть, отложении ветхаго человека и плотского образа бытия, и о возрождении нового человека во Христе, то очень важное место занимает трезвение и умное делание, которое преображает саму суть человека.
Господь Иисус Христос указывает, что чистота всего человека коренится в чистоте ума: «Светилник телу есть око. Аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет: аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет…»
[1]Воплощенное Слово, укоряя лицемерие и слепость фарисеев, говорит о состоянии их ума, которое Он призывает их изменить при помощи очищения сердца. Ум настолько прилеплен к внешнему, плотскому и мирскому, что не может видеть себя и осознать падшее состояние. Но такой омраченный ум бывает зорким к чужим недостаткам, поэтому Гоподь направляет его внимание со внешнего во внутреннее: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.»
[2]Господь часто обличает самодостаточность и уверенность себе, что проявляется в высокомерии, тщеславии и самомнении, которое само себе дает высокую оценку и видит себя с внешней стороны, а других унижает. Это показано в притче о фарисее и мытаре. Это проявление самообожения, которое суть проявление гордости - возмечтание о равнестве Богу, поэтому Господь указывает на эту болезнь, которая связанна с плохим знанием себя и своего внутренного состояния: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.»
[3]Преп. Симеон Новый Богослов указывает, что святые отцы в центр духовной жизни ставили внимание к себе и умное делание как главное средство очищения сердца и как основу для всех остальных добродетелей: «..св. отцы наши, слыша Господа говорящего, что «из сердца исходят помышления злая», «убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы,» и что «сия (вся) суть сквернящая человека»
[4], - слыша также, что в другом месте Евангелия заповедуется нам очищать внутреннее сткляницы, да будет и внешнее чисто
[5], - оставили всякое другое духовное дело и стали всецело подвизаться в этом одном делании, т. е., в хранении сердца, будучи уверены, что вместе с этим деланием удобно стяжут и всякую другую добродетель, а без него не могут установиться ни в одной добродетели.»
[6]Господь Иисус Христос обещал освобождение от рабства греху тем, кто будут соблюдать Его заповеди и пребывать в Его учении: «..если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познáете истину, и истина сделает вас свободными.»
[7] Свт. Феофан Затворник, толкуя строку псалма:«Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим»
[8], пишет, что Господь дал внешнее словесное учение, закон и заповеди, из-за помраченного состояния ума. Следование учению Господа дает ориентиры в отношении духовной жизни и очищает ум: «Уму нашему следовало бы ясно зреть духовное и передавать его в руководство душе. Ум - естественное окно в духовный мир. Но так как грехом он закрылся, а жить человеку без ведения о духовном невозможно, то милосердому Господу благоугодно было дать внешнее слово в откровение сокровенных духовных и божественных вещей. Когда слово это принимается живою верою, тогда выходит то же, что если бы сам ум видел те предметы. Вера протирает это потускневшее окно, обращенное к духовному миру. Шествие путем веры очищает ум и возвращает ему действием благодати потерянную им способность зреть духовное и божественное. Тогда и он, срастворившись с верою, силою Духа Божия, опять делается окном в Божественный мир. Другого пути туда нет.»
[9]Основываясь на ему предшествующих отцах и подчеркивая, что это их общее учение, преп.Симеон Новый Богослов показывает взаимную связь между умным деланием, исполнением заповедей блаженств и стяжанием добродетелей: «Господь нам говорит во святом Евангелии: «не возноситеся»
[10] (не носитесь, как метеоры), т.е. не носитесь умом своим туда и сюда. И в другом месте Он же говорит: «блажени нищии духом»
[11], т.е. блаженны те, которые не стяжали в сердце своем никакого пристрастия к мiру, но бедны всяким помыслом мiрским. И все св. отцы много писали об этом. Кто хочет, пусть читает писания их и увидит; пусть прочитает, что написал Марк Подвижник, что сказал св. Иоанн Лествичник, преподобный Исихий, Филофей Синайский, Авва Исаия, Варсанофий Великий - и другие многие. Одним словом, кто не внимает себе и не хранит ума своего, тот не может сделаться чист сердцем, чтоб сподобиться узреть Бога. Кто не внимает себе, тот не может быть нищ духом, не может сокрушаться и плакать, ни быть тихим и кротким, ни алкать и жаждать правды, ни быть милостивым, или миротворцем, не перенести гонение за правду. И обще говоря, нет возможности стяжать добродетели иным каким-либо способом кроме сего внимания.»
[12]Покаяние и исповедание грехов перед Господом являются основным способом очищения сердца: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.»
[13]Апостол Павел призывает осознать, что христиану подобает серьезно понимать важность его тела как храма Божия и что жить подобает соответственно: «..соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что телá ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.»
[14]Согласно учению апостола Павла мы должны совлечся «ветхого человека», для того что-бы облечся в нового человека во Христе. Апостол пишет: «..отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины»
[15] и «совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его.»
[16] Это умертвление греховных страстей и ветхого человека тоже является очищением души ради того, что-бы в ней мог обитать Христос.
Апостол Павел показывает, насколько важно очищение проводить в трезвенном осознании присутствия Божия: «..очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.»
[17] Блаж.Феофилакт Болгарский это место объясняет: «Присовокупил «в страхе Божием» или потому, что есть целомудрие, сохраняемое из человекоугодия, а не в страхе Божием, или для того, чтобы показать нам, как должно сохранять оное, именно в страхе Божием. Ибо, как ни велика сила плоти, но имей страх Божий, и победишь ее неистовство.»
[1] Мф.6:22-23.
[2] Мф.7:3.
[3] Мф.23:27-28.
[4] Мф.15:19-20.
[5] Мф.23:26.
[6] Добротолюбие. Т.5 Преп.
Симеон Новый Богослов. С. 416.
[7] Ин.8:31-32.
[8] Пс.118:105.
[9] http://bible.optina.ru/old:ps:118:105 [10] Лк.12:29.
[11] Мф.5:3.
[12] Добротолюбие. Т.5 Преп.
Симеон Новый Богослов. С. 417.
[13] 1Ин.1:8-9.
[14] 1Кор.6:17-20.
[15] Еф.4:22-24.
[16] Кол.3:9-10.
[17] 2Кор.7:1.