Третий день хожу под впечатлением от фильма Педро Альмодовара «Кожа, в которой я живу».
Фильм странный, фриковский даже - а у Альмодовара, я так понимаю, других и не бывает - но именно такое кино я и люблю.
Сначала пленяет картинка - красивая, яркая, порой пугающе непонятная, местами даже отвратительная, но даже в этом есть своя привлекательность.
Стареющий, но все еще прекрасный Бандерас в роли безумного гения хирургии, чья месть насильнику дочери поражает своей извращенностью и изощренностью (кто там говорил, что «гений и злодейство - две вещи несовместные»? Пушкин? Неправ был Пушкин, по-моему. Не так уж и редко это просто две стороны одной медали). И несмотря на весь ужас претворенного им в жизнь коварного плана мести, сочувствуешь этому несчастному человеку, чье сердце было многократно разбито самыми главными женщинами его жизни.
Таинственная героиня по имени Вера в исполнении Елены Анайи очаровывает буддийской кротостью и внешней покорностью, сквозь которые ощущаешь невероятную силу духа и несгибаемую волю к свободе и жизни. Именно этому персонажу симпатизируешь более других, нутром чуя, что жизнь била и ломала ее нещадно, но сломать так и не получилось - это, правда, становится совершенно очевидным лишь в момент развязки.
В фильме поднято много разных тем, болезненных и неприятных (ах, как я люблю ковыряться в поднятых фильмами-книгами темах!...), но вот уже три дня, как я не могу перестать думать о них.
Проблема самоидентификации, самоосознания себя как члена существующего общества, особенно резко ощущаемая людьми, в рамки этого общества не вписывающимися. Здесь и проблема нацменов, и сексуальных меньшинств, но в данном конкретном фильме это, конечно, трансгендерная проблема. Быть насильно запертым в теле другого человека, другого пола - что может быть страшнее для индивидуума? Как решать проблему самоидентификации в этом случае?
Кожа, в которой живет главная героиня, ей не принадлежит. Смириться с тем, что окружающие люди воспринимают тебя именно с этой ненастоящей кожей и ненастоящим лицом, забывая, закрывая глаза на то, кто ты есть на самом деле? Или сделать вид, что смирился, но в душе оставаться настоящим самим собой и не терять надежду и веру?... Не буду раскрывать все секреты, может кто-то захочет посмотреть фильм и сам сделать свои выводы, но должна сказать, что именно эта тема заставила меня по-настоящему рефлексировать.
Буквально вытекая из этой темы, передо мной всплывает другая, взаимосвязанная и не менее глобальная, - тема внутренней свободы. В фильме Вера, чтобы наполнить смыслом свою странную жизнь, много читала, занималась лепкой (творчество как путь к "самоспасению") и постоянно занималась йогой. Когда потеряно практически все, когда тебя стерли и нарисовали заново, не потерять себя - очень трудная задача.
Я очень рада, что конец фильма категорически отличается от концовки романа, на основе которого он был снят. Книгу прочитала на следующий же день после просмотра фильма, и это тот редкий случай, когда первоисточник проигрывает дубликату. В течение всего фильма, пытаясь разгадать загаданные режиссером загадки, очень переживаешь, что венцом всему будут - безысходность и безнадежность, но все-таки внутренняя свобода человека может творить чудеса.
Другая тема - любви творца к своему творению. Пигмалион и Галатея. Какое бы прекрасное совершенство ни сотворил наш безумный герой, он же видел изначальный материал, он же сам "лепил" и "кроил" из ненавистного ему сырья, - неужели это не помеха для того, чтобы влюбиться в готовое произведения его извращенного искусства? Полнейшая загадка для меня. Видимо, любовь безумца действительно застилает ему глаза, каким бы гениальным и талантливым он ни был...
Там еще очень много всего, все темы переплетаются друг с другом, и очень обидно, когда некоторые рецензенты называют этот шедевр тупо "геевским фильмом" (раз Альмодавар гей) и от этого однобоким. Я не думаю, что режиссер хотел просто показать людям традиционной ориентации, что как ни старайся переиначить представителя сексуальных меньшинств, он все равно останется таким, каким был рожден (хотя и этот мотив, наверняка, там заложен). Надо брать шире. Бесполезно вообще кого-либо переиначивать против его воли. Как-то так...
А какая в фильме шикарная музыка! Душераздирающие, по-хичкоковски накаляющие обстановку скрипки в традиционном испанском оформлении (спасибо композитору Альберто Иглесиасу), тревожный электронный бит и песня-лейтмотив повествования "Por El Amor De Amar" в исполнении испанской певицы Buika.
Я могу много еще чего написать про этот фильм, потому что он правда очень искренне и глубоко меня задел, но конечно же, такие фильмы лучше смотреть.
Хотя что странно - буквально через пару дней я посмотрела другой фриковский фильм не менее культового режиссера Линча "Малхолланд драйв", который не вызвал во мне вообще ни единой эмоции, только недоумении: "что это вообще такое было??" и противное послевкусие. А вот мужу моему не понравился ни тот, ни другой фильм, так что, наверное, степень восприятия арт-хаусного искусства зависит от степени твоей собственной "фрикости" и странности...
Если кто-то смотрел, поделитесь своими впечатлениями! Оч интересно, я же, наверное, все-таки не одна такая, у кого мурашки по коже бегали?))