О пирожках мы
поговорили, пора и о серьезном. Профессионалы утверждают: натянуть по глаза - хорошо, натянуть по уши - лучше. Речь, как вы поняли, пойдет о луке, но не о том, что с грядки, а о том, что с тетивой.
Штука эта, французы не дадут соврать, серьезная. Во времена славного парня Робин Гуда лягушатники настолько боялись английских лучников, что пленным бриттам в первую очередь обрубали указательный и средний пальцы - теми, что натягивают тетиву. При встрече с французом англичане, избежавшие плена, прежде чем пустить стрелу, демонстрировали тому уцелевшие части тела. Отсюда, будто бы, и пошел
жест, называемый в народе фак.
Речь сейчас не о жесте, однако же отметим близость действа, описываемого заморским словом fuck, и луком. В великом и могучем связь эта еще теснее. Речь о глаголе «натянуть» в значении «трахнуть». Отбросим в сторону чулочно-насочные коннотации и покажем: этим гордым эвфемизмом мы обязаны все тому же луку.
«Натягивать или натягать, - просвещает нас старик Даль, - натянуть что, напрягать, вытягивать, натужать, по морск. осаживать, садить, надраивать. Натягивать лук, наляцать».
У Вольтера, потомка тех самых наляцанных французов, описана легенда о луке Нимрода - кто сильней натянет его, тот и получает царевневы руку, сердце и сами знаете еще что. Почему сказочные царевичи ищут себе невест и прочих лягушатников земноводных, натягивая тугие луки? Стрела, острие, проникновение...
«Народная мудрость, - продолжает Даль, - закрепила сие слово в таких поговорках: Концы натянешь, середка гола будет. Не натянешь - до чего и рукой не достанешь. Не станет, так мы зубом натянем».
Пронзающая стрела - древний эротический символ. Ей, что греха таить, обязан своей популярностью
святой Себастьян - пронзенный стрелами мученик, любимейший образ художников Возрождения. На стреле, проникающей в тело Себастьяна, так романтично было оставить автограф, признаваясь, таким образом, в любви к натурщику... Но это уже совсем другая история.