Три дюжины микросхем на одной плате...

Jun 27, 2009 04:11

Высокие технологии развиваются быстро... Кто уж точно не попадёт в красную книгу - так это компьютер. Многие уже и не представляют, как без него можно существовать. Кто-то покупает электронно-металлического друга из-за того, что уже давно с ним связан (как правило, такие люди слабы до техники и кроме компа имеют ещё несколько гаджетов в довесок - вроде нетбука, кпк, etc). Кто-то приобретает его для работы. Покупают компы детям, чтобы те приучались дружить с детства с электронными монстрами... хотя многим взрослым невдомёк, что дети пока что расценивают это только как штуковину для игр. В школах и других учебных заведениях рукописная работа уже не котируется, а работы принимают исключительно в напечатанном виде. Поэтому огромный процент компьютеров находится в домах, где учится ребёнок. Параллельно эти же самые детки большую часть времени используют компы для внешкольных занятий - поиграть, послушать музыку, повиртуалить в icq, чатах. В общем, компьютер стал чем-то таким же необходимым, как телевизор или микроволновка. Прожить без него вроде как можно, но, поработав раз, отказаться ой как сложно.

Было так не всегда. И рынок забугорных чудес... да что там рынок? Просто не было такого, чтобы, услышав модное слово "компьютер" - пошёл и купил... Чудеса электроники были доступны только "самоделкиным" и электронщикам, которые умели паять, разбирались в схемах и не боялись собрать невидаль - компьютер, вложив в его создание некислую по тем временам сумму.

Отец мой был радиоэлектронщиком 6 разряда. Почему он выбрал электронику - я не спрашивал. Знаю только, что некоторые его друзья были коротковолновиками и, приходя к ним домой, я завороженно глядел, как они сидят за здоровенными "гробами" - КВ-станциями. И хоть я мало что понимал, было в этом что-то необычное. А как же? Америка в эфире!..
Работал он в связи, обслуживал АТС.

Первыми компьютерами, которые стали собирать умельцы - были "Радио-86 РК". Интересная была вещица. И необычная после того, как увидел у отца на работе терминалы, команды которым давались с клавиатуры, и отображалось исполнение команд не на привычном ныне дисплее, а отпечатывалось на принтере. Меня терзают смутные сомнения, что "Радио-86 РК" был урезанной моделью буржуйской самоделки. Собран он был на процессоре КР580ВМ80 (аналог i8080). Графический интерфейс у него был только текстовый. Памяти даже и не вспомню сколько. И использовал я это чудо только ради игрушек. В частности... блин, забыл как она называется, но, по-моему "клад" (аналог Lode Runner). Такие компы не прижились и вскоре отошли в историю. Способствовало их быстрому вымиранию ещё и то, что на горизонте появился и приближался семимильными шагами очень неплохой конкурент. Многие уже догадались, что это был ZX-Spectrum. Этот комп и стал моим первым компьютером.

Это чудо было преподнесено мне в виде подарка на окончание 7 класса. Вот это была круть! Я не вдавался тогда в ТТХ компьютера. Оно и понятно, что ребёнка в первую очередь привлекло обилие разнообразных игр. Это потом я стал понимать, почему РК86 так быстро скончался, хоть и был собран тоже на 8-разрядном процессоре. Инновациями этого компа были - открытая простая схема и удачная компоновка (этакое соотношение минимального количества деталей и простоты конструкции), встроенный и очень лёгкий в освоении язык программирования, неплохой объём ОЗУ (подумать только! - целых 48 килобайт). Быстрый по тем временам процессор Z80 (Zilog Z80), цветной графический интерфейс с 8-ю цветами + 2 градации яркости. В общем, всё это повлияло на его быстрорастущую популярность. И если даже оригинальное детище сэра Клайва Синклера было недосягаемым для СССР - это не мешало нашим умельцам разрабатывать свои схемы подобного компьютера. Одной из таких схем была разработка Зонова под названием "Ленинград". Конструкция его была довольно удачной.Я только впоследствии узнал, что главным минусом этой схемы была сложность любого расширения. Но это не помешало мне несколько лет наслаждаться собранной схемой без переделок.

Хотя... я даже и не помню, чтоб на рынке были другие платы, отличные от "Ленинграда". Мой ZX был собран как раз на такой плате. Плата была запихана в корпус от магнитофона "Электроника", марку к сожалению не помню. Там же располагался и 1-амперный импульсный блок питания с защитой от КЗ и очень продуманной схемой стабилизации напряжения. Выше материнской платы располагалась плата клавиатуры. Держалась она на стойках (ох, и мучились же с такой клавой в своё время... она была резиновой, и когда стирались токопроводные контактные резинки - это было нечто.. в плане работы). В целом очень было всё здорово и компактно упихано.

В наше время всем уже известно, что за откровенной дешёвкой гнаться не стоит. Тогда же никто об этом не думал, бралось или доставалось то, что подешевле, или то, что можно было достать. Ахиллесовой пятой моего компа были плата и память. Плата стоила, если не ошибаюсь, 30 рублей. Потом отец сто раз пожалел, что купил серую плату, а не за 40 рублей. Качество её было очень посредственным. От юзания дорожки переламывались, а от того, что ОЗУ было собрано не на качественных микросхемах 565 серии, а из другой, не помню уже какой.. по-моему 555РУ5, да ещё и категории Г и Д. В общем, летели эти микросхемы тока в путь! И от частых перепаек дорожки, естественно, не выдерживали и отваливались. В общем, хотя я сейчас и собираю в одну кучу эти все недочёты, всё равно они были не так уж часты, в основном всё работало и компьютер приносил только удовольствие.

Популярность компьютеров росла, они появлялись уже у многих. Первыми обладателями были люди, соображающие в электронике, и готовые самодельные модели уже можно было купить на рынке. Естественно, стали организовываться клубы по интересам, то есть встречи компьютерщиков. Хоть убей, не помню - откуда я узнавал о таких встречах, но помню, что собирались мы обычно в кабинете какого-нибудь училища. Все приходили с магнитофонами и начиналось адское копирование игрушек. Отступая от темы, хочу сказать, что для хранения информации тогда очень хорошо прижились обычные бытовые кассетные магнитофоны. И чем проще был магнитофон - тем было лучше. У каждого было несколько любимых кассет, на которых и были записаны те самые игрульки. Начало программы искали по счётчику, потом уже на слух - так называемый пилот-сигнал было ну ни с чем не спутать. Бывалые спектрумисты уже на слух определяли, что за блок записан на кассете. Или это загрузчик, или это заставка перед загрузкой самой игры... пожата она или нет... и сам блок программы. Также на слух хорошо определялось - запакован файл или нет.
В общем, приходили вот такие кадры со своими магнитофонами и катали всё, что можно было скатать. Забавно сейчас вспоминать, что и стар и млад разговаривали на одном языке. Обсуждалось практически всё, но обычными темами для разговора были игры - как пройти, где карту достать, где бессмертие ввести... и т.д. Вдруг внезапно двое выпадали из разговора, так как краем уха они услышали, что прога переписалась и пора бежать, останавливать ленту. Далее оригинал перематывался на начало (определяли обычно по счётчику) и уже другой лез со своим хоботом.

Одно время спектрумовские программы передавались даже по радиотрансляцонной сети города! С улыбкой вспоминаю эти времена. Опять же, не помню каким образом, но мне и моему другу Денису удалось связаться с людьми, которые работали в этом центре. Ни мы их не искали, ни они нас.. Не помню как получилось, в общем, они предложили идею, что раз компьютер у многих, то не передавать ли по радиосети города программы (аккурат в часовой перерыв федеральной трансляции)? Мы посидели, всё обсудили. Решили попробовать. И настолько загорелись этой идеей, что решили подойти к вопросу основательно. Начали сами писать тексты, помещаемые затем внутрь программы - в которых отображали новости игрового мира, коды прохождения игр, различные хитрости. Как-то после очередного выхода программы в эфир я обратился к работникам радиостанции - мол... а можно... ээээ... вставить небольшую рекламку от себя? Те без проблем согласились. Рекламка говорила о том, что у меня есть куча программ и если надо - звоните. Наш проект стал пользоваться популярностью, люди звонили, я с ними встречался и принимал заказы. За чистейшую символическую копеечку я сидел и копировал игрушки. И не абы как - то есть не с магнитофона на магнитофон - а через копировщик, чтобы не было потерь качества. И было мне это жутко интересно, о какой-то выгоде для школьника даже и речи не шло. Какое там... дай только позаниматься, чем нравится.

Не обошла стороной этот компьютер и пресса. "ZX-Ревю" - было название самого популярного в своих кругах журнала. Помню, этот журнал все очень ценили. Кто мог скопировать - копировали через знакомых, на заводе, на гадкой какой-то фиолетовой бумаге. Кто не имел возможности копировать - выписывали самые нужные моменты на листок. А уж подержать и полистать оригинал журнала - это было да-а... Молодцы были его издатели! Ценных статей самых разных направлений там было предостаточно. Начиная от программирования на бейсике и заканчивая (для самых продвинутых) материалами по апгрейду железа и секретами ПЗУ. Львиная доля материала посвящалась, конечно же, играм, но немалое внимание было обращено на программирование в машинных кодах. Кстати, программирование в машинном коде на спектруме было, с одной стороны, приятным занятием, но с другой стороны - уже и не детской игрушкой. Под эту платформу можно было написать множество очень и очень неплохих идей, а если были известны секреты процессора, хитрости команд - выходили вообще шедевры. В принципе, как мне кажется, серьёзные программеры познавали азы программирования как раз на Спектруме, и многие из современных языков пошли ещё с тех времён.

Популярностью Спектрума, конечно, не могли не заинтересоваться те, кто был непрочь поставить дело на поток. Я имею ввиду заводы. И наряду с самоделками в магазинах стали появляться и серийные модели. Самой распространённой моделью была, конечно же, "Дельта-С". В целом, я не считаю, что эта модификация была неудачной. Огромная такая белая прямоугольная лопата. Запихали невесть для чего туда слот расширения (не помню, для чего он был и пригождался ли вообще), не было на этом клоне и компаратора (усилителя аудиосигнала) и программы грузились, помню, очень тяжко (танец с бубном, наверное, придумали примерно в те времена), клавиатура дребезжала (в электрическом смысле) и набирать текст было не очень приятно. Слышал жалобы на перегрев компьютеров, когда те просто зависали и всё.. И ещё минус их был в том, что схема была не до конца продумана, и сажать на неё контроллер дисковода, звуковой процессор или дополнительную память в электрическом плане было очень затруднительно, а в физическом и вообще невозможно. В общем, я лично сделал вывод, что лучше самодельных ZX всё-таки нет.

Раз упомянули о переделках - расскажу о том, что коснулось моего компьютера. Если не считать систематического перепаивания отцом микросхем ОЗУ, то следующей переделкой была замена клавиатуры. Прежняя клава, как говорилось ранее, была резиновой - и как только не приходилось над ней изгаляться, чтобы она работала!.. Сперва помогал сильный нажим на кнопку. Когда большинство кнопок уже нажималось таким способом - следовала разборка клавиш и на каждый резиновый контакт наклеивалась "Моментом" фольга, что на некоторое время возвращало работоспособность клавиш. А ещё через некоторое время в старый корпус была вставлена нарытая где-то отцом герконовая клавиатура - каким удовольствием было на ней работать! Родные буквы уже стёрлись, на их место наклеивались буковки с переводной бумаги и сверху это всё покрывалось лаком.

С апгрейдом памяти до 128 кБ дела обстояли сложнее. Причина уже, наверное, понятна читателю. Это боязнь даже дышать на плату в районе расположения микросхем памяти. Вроде бы - что тут сложного? Подпаяй второй ряд микросхем к первому... но если всё это дело тронуть - появляется вероятность, что комп больше не оживёт. Так что эта затея была оставлена в мечтах.
И ещё одной переделкой компа было водружение на него звукового процессора. Главная деталь в плате сопроцессора - это сороконожка AY-8910. Когда я собрал схему - комп ожил. Стали доступны звуки, которых я ещё не слышал (разве что у друзей). Излюбленными программами стали так называемые "демки".
Программисты, часто называющие себя хакерами, не обошли стороной звуковой процессор и стали с превеликим удовольствием выдирать разную музыку из игрушек и запихивать пачками в одну программку. Вот эта программка и называлась "демкой". В первое время демо-программы состояли из набора музыкальных фрагментов, но хакеры (сперва это были в основном польские ребятки) довольно быстро перешли к тому, что свои программки стали очень красиво оформлять. Разными эффектами, недокументированными возможностями и пр. В таких прогах они, как правило, передавали приветы своим коллегам, а также fucking-пожелания другим хакерам (видимо клановые войны были у них). А спустя ещё какое-то время стало модно писать уже свою музыку и оригинально оформлять её. В общем, всё это приносило немалое удовольствие. Кстати, нынче очень часто можно встретить музыку именно с этого сопроцессора - достаточно запустить какую-нибудь ключеделку к программе.

К началу 90-х ZX уже изрядно потрепался. Плата на нём приходила в негодность и стала появляться мысль о сборке такого же компа, но уже из нормальных запчастей, с учётом старых недочётов. Сказано - сделано. Была закуплена плата (сейчас она зовётся материнской) хорошего качества. На м/с памяти тоже не экономил. В обязательном порядке были приобретены панельки для памяти, чтобы не нахратить её паяльником при замене микросхем. И всё это дело было собрано. Я очень аккуратно перерисовал принципиальную схему "ленинграда" и работал по ней. Приятно поэтапно собирать компьютер и проверять всё на стадиях сборки. И вроде запаяны-то только кварц да счётчики... а будущий компьютер уже оживает при подаче питания. Тыкаем осциллограф в нужные точки и проверяем пульс. Далее собираем... и по схеме понятно - за какой участок какие микросхемы отвечают и чего можно ожидать на следующем шаге сборки. Собрал я это дело. Трудность, помню, была только в самом начале. С микросхемой деления частоты запутался сперва, а так без изъянов. Заработало сразу же.

Окончание всей этой истории не очень весёлое... После того как я собрал второй компьютер, не успел с ним наиграться - забрали в армию. А когда пришёл, через два года, оказалось, что появились ibm совместимые машинки, которые жестоко выпихнули ZX с рынка увлечений... но это уже другая история.
Кстати, когда выбирал номер телефона - выбрал его не просто так. Заканчивается он на 8080-286. Кто был знаком со Спектрумом - конечно понимает, что номер составлен из номеров 2-х очень известных, исторических процессоров, следующих один за другим - Intel 8080 и Intel 80286, более известный как 286.

Всё. R Tape Loading error. :)



Человеческое спасибо ritishcha за помощь в редактировании текста.

моменты, мYсли, ностаLGY

Previous post Next post
Up