Не знаю. Будет ли кто нынче заморачиваться такой вот байдой, но тем не менее когда деревья были большими, а на полках магазинов лежали только белорусские аэрографы, о компрессорах и речи не шло. Они были редкостью.. или под заказ.. или стоили конских денег. Зачастую эти три фактора были как шампунь 3 в 1-м. Ну так и что? Надо делать, не ртом же дуть в конце-концов с силой в пару атмосфер.
Так.. с чего начать рассказ не знаю, но начну :).
А! Всё, как правило, начинается с бредовой идеи. У нас ведь не бывает, что покупается скажем светильник, а потом уже к нему лампочка.. нет ведь. Сперва надо купить экзотическую лампочку, а уже к ней подбирать светильник. Так и здесь, был куплен аэрограф, совсем не задумываясь, а чем же качать воздух. В общем дошли мысли до компрессора.
В нашей деревне компрессоры отсутствовали как класс (ну или может я не там искал). Делаем значит. Не было ни чертежей ни намёток как и что. Всё, что создавалось - создавалось по ходу.. на глазок ;).
И так: Компрессор в целом состоит из двух основных деталей: сам компрессор (то, что накачивает воздух) и ресивер. Ресивер имеет несколько полезных фунций. Во-первых, как говорилось, он накапливает воздух, во-вторых, на выходе у него очень ровный поток воздуха, а не рывками, как выходит с компрессора ну и в-третьих, компрессор отдыхает, когда ресивер наполнится воздухом.
Сам компрессор. С ним связана одна весёлая история. Как то работая в одном районе, заметил я выставленный на улицу холодильник. Старый, ни кому не нужный, как я понял по продолжитльно стоящему в одиночестве белому шкафу. Я съездил домой. Взял пассатижи, отвёртку и напильник. Поехал на другой конец города за вожделённым источником воздуха. Как порядочный диверсант в сумерки, не знаю почему, озираясь по сторонам я скрутил компрессор, надпилил трубки и переломил их. Засунул компрессор в кулёк и с этой тяжелённой ношей двинул до дома. Дома, радостный, с мыслями "ну-ка! сейчас проверю!", подрубил релюху, честно снятого с домашнего холодильника (и чёрт бы с ним, если он изобразит из себя снеговика в конце марта)...
...радость продолжалась не долго.. Включил в розетку и.. ОХ ты бляяяя.. о! НОУУуу.. Пилять! Он не работал!!! Только нагрелся и из одного из патрубков пошёл голубой дымок.. Досаде не было предела! Надо нет?.. притаранил эту тяжесть через весь город, горбатился, руки отсыхали, а он падла не работал!!
Такая досада, что я его в сердцах с криком "Сууука!" с грустной и злой рожей, я размахиваюсь этой дурой и кидаю от души вниз с балкона 4 этажа...
Второй компрессор был нарыт более легальным способом. Была взята газета и обзвонены мастерские по ремонту холодильников. Во многих местах очень удивились, что мне нужен только компрессор, как будто мастера по ремонту не подозревают, что это одна из составляющей каждого холодильника и может работать отдельно. В общем нашёл одно местечко, в котором без проблем был найден компрессор. Правда им камеры грузовых машин надували и клапана стучат, но работет отменно, как сказал голос по телефону. Компрессор, как компрессор. Дааа, гремит, но работает...
Следующая деталь то, что должно стать ресивером. (Ресивер служит для создания в сети запаса сжатого воздуха. От этого запаса воздуха какое то время может работать аэрограф. И во-вторых, ресивер, представляя собой большой геометрический объём, гасит пульсации в потоке газа, которые неизбежно возникают на нагнетании компрессора, в следствии того, что компрессор выдаёт газ в сеть порциями и аэрограф очень чувствителен к пульсациям). Для ресивера идеально был надуман пятилитровый баллон от пропана. Где-ж его взять? Ессно где, на даче. Сказано - сделано. Еду в сад, отрываю из кучи барахла один из баллонов. Пру домой. Дома вечером занялся им.. Первым делом (ещё на улице) стравил остатки газа. Принёс домой и отвинтил клапан. Он поддался очень тяжело. Во-первых трудно подлезть разводным ключем. И клапан как то дико привинчен. В общем потрудился я изрядно с этим. Следующая трудность - это запах пропана.. Он заполнил всю квартиру. Ещё я рискнул проверить зажигалкой остатки газа.. типа подумал, что можно выжечь, что бы может вонять будет поменьше. Я меееедленно-медленно поднёс зажигалку к отверстию.. ни чего не последовало. Всё. На этот вечер возиться с баллоном надоело и я поставил вниз головой на ночь. Утром я совершил глупый поступок. Не подозревая, что пропан чуть тяжелее воздуха, газ весь опустился к отверстию и с нетерпением ждал, когда же его попытаются поджечь. Я перевернул баллон и не подумав смело поднёс к нему зажигалку. Я этого не ожидал!!! Из отверстя в баллоне вырвался такой горыныч со звуком как у истребителя.. Всё это продолжалось какие то доли секунд, но этого хватило, что бы сильно обжечь мне руку, которую я не успел убрать. Как говорят в "Головоломах": "не пытайтесь повторить это дома". Ладно хоть я морду не поднёс, дабы поглядеть, осталось ли что-нибудь внутри баллона.
Так.. Запчасти готовы.. Но не все. Ещё было задумано присовокупить к общей конструкции пару деталей, благо это представлялось реальным. Друг у меня в то время работал на заводе КИПовцем и всякие там пневмогаджеты были доступны, на сдачу была возможность прихватить пневмоштуцеры и трубки высокого давления. А по скольку было решено делать всё по уму, то к общему нагромождению не хватало конечно же редуктора и пневмовыключателя. В последствии это оказались очень полезные вещи. И так: Редуктор представляет из себя некий девайс, позволяющий создать на выходе постоянное давление, не зависимо от того, какое давление в самой ёмкости, хоть 2 атм, хоть 10, которое к тому же ещё можно и регулировать. Да ещё приятность та, что редуктор идёт в комплекте с манометром, по которому можно узнать, что давление на выходе не такое конское, что бы рвать шины, воздушные шарики, бутылки, хомячков, etc. Второй полезной приблудой был пневмовыключатель. Дело в том, что компрессор, является хоть и глупым созданием, но довольно мощным, то есть забыв его выключить, он может накачать охренительно высокое давление. В следствии чего, ресивер может просто напросто порвать, как В. Турчинчский рвёт грелки. Только последствия могут быть печальнее, так как ресивер у нас сделан из газового баллона и если его разорвёт, то веселуха ещё та будет.
Повёз я баллон на работу, на которой была слесарная мастерская, так как надо было срезать ручки и то, что оставалось от клапана, запаять это место потом, приварив стальную блямбу (или как это правильно на техническом языке). Но на работе я только и успел это сделать, так как в слесарке поднялся кипишь, то что воняет пропаном аж на улице и за эту вонь могут взгреть. Итог.. пришлось мне эту вонючку везти к другу в гараж... в автобусе, неловко себя чувствовал, что от меня или моей сумки (да какая в принципе разница) несёт пропаном. Люди наверно были согласны что бы вместо меня ехал бы лучше бомж, а то хрен знает, почему от меня пропаном несёт..
В гараже уже ни кто не мешал и не возбухал, что пахнет пропаном. Всем было пофиг на запах, включая конечно же сам баллон.
Мы нашли какой то металлический уголок в 1 см. И было решено варить станину из него. Станина для компрессора не представляла ни чего хитрого. Прямоугольный каркас, к которому были приварены в нужных местах разные полезные кронтейны и прочее. Вся конструкция должна была представлять следующее: В ресивере делается 3 отверстия по бокам и одно снизу. Оговорюсь сразу про нижнее отверстие. В него вваривается гайка, в которую будет ввёрнут болт, что бы через это отверстие можно было слить предполагаемый конденсат (просто я думал, что он будет образовываться в охренительных количествах), масло, если вдруг из компрессора оное будет выбрызгиваться ну и так.. как говорится, шоб було. Ещё делается 3 отверстия, в которые ввариваются три штуцера для шлангов. Один шланг связывает компрессор с ресиворм. Второй идёт на пневмовыключатель и третий шланг идёт на редуктор, к которому на выход уже привинчивается шланг для аэрографа. Сварочный аппарат был самопальный и электроды постоянно прилипали, да и сварщик из меня.. ,ну ни как уж не трубы варить.
Когда были вварены все 3 штуцера и сделана пневмопроводка, то накачав немного давления, проверка показала удручающие результаты. Проверяли мыльной водой, смачивая ею места соединений. Пузыри в некоторых местах, говорили.. ну сами понимаете о чём. Данные места были опять зачищены болгаркой и доварены.. В конце концов получилось то, что и задумывалось. Пришло время проверки. Были произведены расчёты: то есть не выбьет ли крышку ресивера давлением и вообще не рванёт ли эта вся конструкция. Расчёты показали, что крышку ресивера не выбьет ни каким образом, скорее уж баллон рванёт. Пневмовыключатель сперва был выставлен на 5 атм, но не включая, со словами "гулять так гулять!" его отсроили на максимум, то есть на 10 атм. Включили и на всякий случай вышли из гаража, а то мало ли что. Проверка прошла успешно, ни где ни чего не порвалось, не разорвалось, что не могло не радовать. Далее шёл этап обработки. То есть отдолбил окалину и зачистил все сварные места болгаркой. Потом ещё одна проверка с мыльной водой.
Кое где, конечно появлялись пузыри, но на них было уже наплевать, так как всё равно всё это будет красится. Кстати, я очень наивно думал, что запах пропана при заварке баллона пройдёт, но я очень ошибался. По-моему этот запах ни когда не проходит. Не известно, откуда шла эта вонь, да и пофиг на неё, ведь передо мной был целый девайс для производства сжатого воздуха, сделаный не абы как, как делали допустим из подручных материалов компрессора, автомобильной шины или компрессора и банки, которая как то сглаживала давление, а компрессор с 5 литровым ресивером, редуктором, манометром и пневмовыключателем.
В общем конструкция получилась фееричная, но дико тяжеленная. Надо было придумать ещё и ручки, что бы таскать эту дуру. Привезя это чудо домой, я ещё доработал немного конструкцию. То есть в пневмовыключатель я поставил тумблер, что бы не выдёргивать постоянно вилку из розетки. Внедрил светодиоды ждущего и рабочего режимов. Далее уже разобрал всё по отдельности и пришло время покраски. Без лишних раздумываний, я решил покрасить всю систему в стиле которым окрашивают на больших предприятиях потенциально опасные участки. Откуда мне было знать, что в последствии "пчелайн" оттуда же спикрадут эту идею и сделает ребрендинг. Лан. Была закуплена чёрная и жёлтая краска, моток малярного скотча. Сперва задуманные участки покрывал жёлтой краской.
Красил уже дома, на лестничной площадке, выслушивав иногда возмущённые возгласы соседки. Затем закрывал полосами, подрезал, что бы было красиво и покрывал уже всё чёрной краской. Получилось забавно. После того, как краска высохла уже было всё собрано окончательно, а именно был куплен длинный сетевой шнур, для питания всего этого, было куплено новое реле, так как старое вернулось к холодильнику. На входной патрубок компрессора был насажен паралоновый фильтр, что бы пыль лишний раз не попадала внутрь, пневмопатрубки были скреплены стяжками, не знаю зачем, но выглядело более аккуратно это всё.
Вот собственно и всё. Полноценный компрессор готов.
Что не сделал, но в процессе эксплуатации понял, что со следующими доработаками жить было бы комфортней. 1-е: упомянутые ранее ручки для перемещения с места на место. 2-е: Не помешали бы прикрепленные снизу колёса. Перемещать было бы легче. И 3-ее одно из важных: Пневмовыключателю очень не хватает реле времени. Предназначение какое. Дело в том, что пневмовыключатель отрубает электричество при заданном давлении, ну как у меня 10 атм. Но как только давление опускается чуть ниже, выключатель подаёт питание, что нам абсолютно не нужно, так как порог низкого давления лежит в районе 2-х атмосфер и вот он с завидным постоянством начинает включать-выключать компрессор. Приходится вручную выключать питание, что бы не насиловать компрессор. Если бы было реле времени, то замерили время, которое необходимо для того, что бы стравить воздух с 10 до 2-х атм через аэрограф при постоянном открытом клапане аэрографа (всё это легко замеряется опытным путём)и выставили это время в реле времени и всё бы было в шоколаде. То есть давление доходит до 10 атм. Срабатывает реле задержки включения. И даже при самом интенсивном использовании, реле включалось бы когда давление было бы ок 2-х атм, что нам и нужно было. Вот такие недоработки. А так конструкция получилась работоспособная, мегатяжёлая, очень весёленькая.. в целом удачная.