Вторая часть ретроспективы фильмов из не очень крупных латиноамериканских стран (первая часть -
тут). Здесь есть свои открытия и события - зомби атакуют Гавану, загробное возмездие вот-вот настигнет гватемальского экс-диктатора, колумбийский аккордеонист участвует в аккордеон-баттле и совершает прекрасное путешествие через всю страну, а Габриэль Гарсия Маркес внезапно повторяет подвиг Луиса Бунюэля (кто бы мог подумать!).
Габриэль Гарсиа Маркес и Ко - Синий лангуст / La langosta azul - 1954 (Колумбия)
Да, на заре туманной юности самый известный колумбийский писатель тоже участвовал в создании фильмов. Эту картину он снял в сотрудничестве со своим известным земляком, художником Энрике Грау. Интересно, почему в 1954-м году они решили снять немой фильм с явными элементами сюрреализма? Похоже, налицо попытка повторить подвиг Дали и Бунюэля. На самом деле, в фильме нет ничего кошмарного или провокационного - это скорее расслабленная прибрежная, полуденная атмосфера маленькой деревеньки у реки. Но всем любителям древнего артхауса и сюрреализма - настоятельно рекомендуется.
Сиро Герра - Путешествия ветра / Los viajes del viento - 2009 (Колумбия)
Герра - едва ли не самый именитый колумбийский режиссёр. И это его подход к жанру роуд-муви - история мастера-аккордеониста, который путешествует через всю страну, чтобы вернуть "демонический" аккордеон своему учителю, и пацана, который увязался, чтобы его тоже научили.
Фильм делает всё что нужно, и делает это хорошо: мы наблюдаем разнообразие колумбийских ландшафтов, а также плавную трансформацию одного из главных героев. У картины, определенно, есть свой стиль и характер: особенно прекрасно снят баттл аккордеонистов (кто бы мог подумать, что такое существует?!). В том, насколько причудливым оказывается это путешествие, видится элемент магического реализма - ещё одна интересная плоскость этого фильма, прекрасно раскрывающего культуру, характер Колумбии и ее жителей.
Хонатан Якубович - Ночной экспресс / Secuestro express - 2004 (Венесуэла)
Кинотермин pornomiseria, происходящий из соседней Колумбии, прекрасно подходит к этому венесуэльскому фильму: режиссёр с наслаждением показывает нам разгул и жестокость криминала в Каракасе, а также ужасные страдания героев, ставших жертвами злодеев. Не секрет, что бизнес похищения людей является одной из самых крупных статей преступного дохода в тех краях. Венесуэльский режиссёр Якубович в полной мере даёт нам ощутить весь ужас и садизм этого явления. По сути, фильм представляет собой жесткой городской криминальный триллер - с одной небольшой разницей: никакой крутой коп на белом коне не будет спасать этих несчастных - им придется выкручиваться самостоятельно.
В фильме заложен элемент социального конфликта, в котором некоторые критики увидели двусмысленность: мол, если ты из бедных, то у тебя есть морально право грабить и мучить благополучных граждан. Всё это довольно тяжкое зрелище, но больше всего напрягает, пожалуй, то, что вся история с садизмом оформлена в условно "клёвый" клипообразный формат фильма, больше подходящий для обычного боевичка категории "Б". Уго Чавес был возмущен до глубины души (правда отнюдь не низким художественным уровнем фильма).
Алехандро Идальго - Дом в конце времён / La casa del fin de los tiempos - 2013 (Венесуэла)
Действие этого хоррора параллельно развивается в двух временах - мы наблюдаем, как когда-то давно в дряхлом доме произошло жуткое убийство, в котором обвинили главную героиню, и как много лет спустя она, после тюремного заключения, возвращается в эти пустые комнаты и коридоры, где когда-то произошли эти жуткие события. Две параллельные сюжетные линии, безусловно, связаны между собой, как это часто бывает в ужастиках (и не только в них). Однако оригинальность фильма заключается в том, за счет чего именно эти линии связаны. Рассказать большее - значит пустить серьёзный спойлер. Это будет обидно, потому что фильм у венесуэльского режиссёра действительно получился оригинальным и не шаблонным. Не столько страшным, сколько интригующим и сохраняющим атмосферу загадки.
Хайро Бустаманте - Плакальщица / Ла Йорона / La llorona - 2019 (Гватемала)
Популярный центральноамериканский фольклорный сюжет о плакальщице экранизировался неоднократно. Не так давно мы смотрели на эту тему мексиканский фильм 1963 года, а в 2016 - 2022 годах вышло сразу несколько фильмов по теме, так что нетрудно запутаться. Фильм из Гватемалы интересен тем, что отважно пробует скрестить жанр фольк-хоррора с форматом политической драмы - главным героем здесь выступает престарелый гватемальский экс-диктатор, которого подвергают суду за тот террор и геноцид коренного населения, который он устроил в прошлом. Однако суд в итоге принимает несколько иной оборот. И тогда получается нечто вроде уже известных нам политических фильмов вроде "Нет" (Чили) или "Аргентина, 1985", но с неожиданным фольклорным уклоном. Операторская работа здесь очень хороша, да и за смелость попытки можно сразу накидывать балл. Фильм получился весьма самобытным. Но всё же есть ощущение, что скрещивание пошло в ущерб как одной, так и другой плоскости фильма.
Алехандро Брюгес - Истребитель зомби / Juan de los muertos - 2011 (Куба)
Зомби-хоррор из Кубы - то, что мы, конечно же, всегда ждали. Где-то в далёкой Гаване простой мужик Хуан зарабатывает сбором мусора, а свободное время пьёт пиво и успешно подкатывает к соседке. Однако беда пришла откуда не ждали - город захватывают толпы оживших трупов. По телевизору, конечно, сообщают о "диссидентах" и об "американской угрозе", город парализован, однако Хуан не теряется и вместе с компанией друзей и родственников организовывает бригадный подряд по спасению уцелевшых жителей столицы. На фоне перетяжек "Свобода или смерть" и портретов товарища Че Гевары Хуан сотоварищи живописно мочат проклятую нежить, отважно превозмогая бездействие властей и в очередной раз сломавшиеся "жигули". Получится ли у них дать дёру в США?
Бывалый зритель сразу вспоминает "Зомби по имени Шон", однако невысокий бюджет и явно этнографический формат делает этот фильм ближе к якутскому зомби-брильянту "Республика Z". Нельзя сказать, что низкобюджетные зомби выглядят особенно страшно, а сюжет - всегда последователен, но это кино, конечно, не для фанатов голливудского лоска. Очередное доказательство подлинного величия зомби-формата, который может быть пересажен на абсолютно любую почву. И даже не растеряет при этом определенной злободневности.