Dec 21, 2015 09:00
В обучении проходим взаимодействие терапевта и клиента. И часто в группе возникает тема того, кто сколько пространства занимает в коммуникации. Кто-то, оказывается, заполоняет всё пространство и оказывается что терапевта 99% к 1% клиента, кто-то наоборот, самоустраняется и терапевта как будто и нет вовсе.
Я тут подумала, что любой перекос - это про способность ясно воспринимать реальность. Потому что в объективной реальности терапии взрослых (тут меня можно закидать тапками за попытку писать "объективной" в контексте психотерапии) в коммуникации участвуют два равных человека. У них, может, разные обязанности, но человеческие права у них одинаковы. Всё остальное - это искажение реальности нашим воображением. В здоровой коммуникации двух взрослых людей вклад должен быть по 50%.
И думаю я, что задача терапевта - вернуть те самые 50% своему пациенту. В разные моменты процесса - либо простраивая границы и указывая на свои 50%, либо отходя назад, давая пространство для скукожившегося в своём кресле однопроцентному пациенту.
Разные школы психотерапии, что забавно, относятся к вопросу по-разному. Психоанализ предлагает аналитику скукожиться до 0, чтобы не мешать пациенту. Какой-нибудь бихеворизм и гештальт - наоборот, предлагают своему пациенту самоустраниться и выполнять предложенные директивы.
учёба,
психотерапия