Сплин @ ЖАРА 22.10.2010
"Некрасиво так откровенно почивать на лаврах", - только и хотелось бросить в адрес Саши Васильева, когда после 20-минутных визгов, писков, скандирования, аплодисментов - да что и говорить, пожалуй, самых внушительных оваций, которые я видел в своей жизни, - на сцену вышли лишь техники, принявшиеся разбирать аппаратуру. Для того, чтобы оставаться за кулисами вовремя собственной канонизации, надо действительно быть крепким орешком. Полтора часа - конечно, недостаточно для того, чтоб в полной мере насладиться питерцами. В чём же причины столь скорого конца? Звёздность, что, учитывая нынешний статус уже полулегендарного "Сплина" - вещь достаточно закономерная, либо усталость - что ещё вероятней и понятней. Но... Может, оно и к лучшему. Передозировка восторгом тоже опасна.
Никогда раньше я не видел, чтоб на входе в "Жару" люди выстраивались в организованную очередь - такой прогресс безусловно не может не радовать. Тем не менее длина очереди - порядка 300 метров - заставила вдоволь поволноваться. Часовая задержка концерта была вызвана ограниченной пропускной способностью заведения и, как следствие, низкой скоростью заполняемости. Но минуты томительного ожидания на концертах лишь подогревают интерес, а когда интерес и без того исполинский, начало мероприятия и вовсе подобно цунами. Так, собственно, и случилось, когда "Сплин", презентующий в Харькове свой "Сигнал из космоса", без прелюдий и фанфар в полном составе появился на сцене, тут же обрушив на присутствующих электрические волны "Настройки звука" - открывашки своего последнего альбома. Жёсткий, нарочито гитарный, грозовой - "Сигнал из космоса", как и предыдущий полноформатник "Сплинов" "Раздвоение личности" - и в студийном варианте вызывает ассоциации с бурей, но вживую это настоящий ураган, шторм, сносящий всё на своём пути, перемалывающий кости, завладевающий телами и душами и забирающий с земли в какие-то космические пространства - недаром, название пластинки связано именно с космосом. Темы побега, земли и неба, жизни и смерти особенно часто находят в нём место - "отпустите меня с этой третьей от солнца планеты", "прощай навсегда, шар земной", "до встречи там на небесах" - лишь некоторые примеры... Подобный лейтмотив, не имеющий ничего общего со стёбными и комическими опусами группы, нынешнему Саше Васильеву намного ближе - видимо, этим и можно объяснить, что даже среди большого количества различных по настроению хитов прошлых лет прозвучали такие, как, например, "Джим", "Линия жизни" и "Звезда рок-н-ролла", а не что-нибудь вроде "Новых людей" или "Орбита".
Это третий мой гиг "Сплина" за последние три года и каждый раз я не перестаю удивляться той апокалиптичности, с которой Васильев проживает каждую песню на концерте. Его глаза - это глаза гения, находящегося на краю пропасти. Конечно, такой душевный настрой никак не располагает к безоблачному позитиву. Саша терзает свою электрогитару, извлекая из неё режущие, зубодробительные рифы. Публика неиствует и поёт в унисон так, как никогда на моей памяти. Этот прилежный хор знает каждое слово песни, каждую Сашину интонацию, каждый его вдох и выдох. Но он не только поёт и играет, но и жестикулирует, как заправский актёр: "Корабль ждёт!" с фирменной, немного подзабытой сплиновской иронией и забавный "Человек не спал", музыка для которого составляет не более, чем аккомпанемент поэтической составляющей - это скорее даже театральные номера, чем музыкальные. Он размахивает руками, как эпилептик; закрывает ими лицо; повернувшись спиной к публике, вытирает голову полотенцем с таким безумием, словно угодил в психушку; выдерживает театральную паузу и продолжает спектакль. Трудно, почти невозможно устоять на месте, когда воздух, словно гром, сотрясают, например, "Вниз головой" или "Выпусти меня отсюда", а глаза Васильева, кажется, вот-вот начнут метать молнии - ноги на автопилоте отрываются от пола, а голос сам начинает горланить любимые строки. Ты не уподобляешься большинству - ты уподобляешься самому себе, не отказывая приливу настоящих эмоций, единоразовому выделению годовой нормы эндорфина и серотонина. Иногда Саша меняет электричество на акустику - "Письмо", "Феллини", "Мария и Хуана" позволяют вернуться на орбиту, взглянуть на себя, незащищённого и меланхоличного, со стороны. Последняя - трансцендентная вещь, безусловно навеянная творчеством кумира и по совместительству друга Саши БГ (о нём речь пойдёт в следующем посте) - словно саундтрек для медитации. Клавишник, извлекает из своего синтезатора какие-то невообразимые звуки, будто приручая его рукой - в этот момент он похож на "повелителя змей", по-турецки сидящего на ковре и играющего на дудочке перед глиняным горшком в предвкушении появления кобры. Кода композиции - настоящий гипнотический транс.
Ещё одно непременное слагаемое стиля сегодняшнего "Сплина" - это ритм. Методичные и монотонные ударные и бас как будто движутся по замкнутому кругу к вершине перевёрнутого конуса, рискуя унести тебя с сливное отверстие, воронку смерча, эпицентр этого самого шторма. Всё это ещё больше способствует ощущению неминуемого катарсиса. Нет, утяжеление звучания ни в коем случае не связано с коммерцией - нынешний "Сплин" как раз как никогда далёк от неё (если "Камень" - коммерция, киньте его в меня). Сашины стихи не перестают терять своей мощи, напротив, они становятся всё острее, неведомым образом балансируя между злободневностью и живительным освобождением. Вживую музыка, лирика, драйв, подача в комплексе вызвают щенячий восторг, чему несомненно способствует редкое единение как самой публики, так и публики с музыкантами. "Сплин" и их слушатели становятся настолько неотделимыми друг от друга, что, когда не дождавшаяся "третьего пришествия" Васильева публика начинает петь самостоятельно, - её пение звучит органично даже без своего предводителя. Любовь к "Сплину", переходящая в обожание, уже почти что преодолела ту точку невозврата, после которой концерты группы впору проводить без самой группы. Саша и компания уже давно расслаблялись за кулисами, но "Сплин" всё не прекращал звучать из тысячи глоток. The show must go on, как полагается.
Сет-лист (по алфавиту):
3007
Без тормозов
Больше никакого рок-н-ролла
Вальс
Вниз головой
Всего хорошего
Выпусти меня отсюда
Джим
До встречи
Добро пожаловать!
Звезда рок-н-ролла
Камень
Корабль ждёт!
Линия жизни
Мария и Хуана
Настройка звука
Остаёмся зимовать
Письмо
Праздник
Рики-тики-тави
Скажи (Что я её люблю)
Феллини
Человек не спал
Чердак