Он строил Белград

Sep 11, 2016 03:00


В русской части Нового кладбища Белграда покоится прах Николая Петровича Краснова, выдающегося архитектора, человека, без творений которого сложного представить себе облик югославской столицы.

Будущий главный зодчий последнего русского императора родился 5 декабря 1864 года в селе Хонятино Глебовской волости Коломенского уезда в семье крестьян. В 12 лет поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где блестяще проявляет себя.



За свой первый проект «Несгораемый театр» (1883) он был награждён Московским художественным обществом Малой серебряной медалью (что освобождало от платы за обучение), а за проект «Гимназия» (1885) - Большой серебряной медалью (звание классного художника 3-й степени, право самостоятельной работы в составлении проектов и строительстве зданий»).

После окончания училища Краснов переезжает в Ялту, где с 1887 по 1899 год занимает должность городского архитектора, сменив на ней Н.А. Штакеншнейдера - сына знаменитого своими петербургскими работами архитектора. На молодого специалиста легла полная ответственность за решение широкого круга вопросов, связанных со стремительным развитием Ялты как общероссийского города-курорта. Более 60 значимых проектов, включая знаменитый Ливадийский дворец, звание Архитектора Высочайшего Двора (1911), орден Св. Владимира 4-й степени (1911) и звание академика архитектуры (1913) полностью подтвердили неслучайность данного назначения.








С падением монархии, приходом советской власти и началом гражданской войны жизнь Николая Петровича круто меняется. В 1919 году вместе с семьёй - жена, две дочери, зять и внук - он эмигрирует на пароходе «Бермудиан» в Константинополь, а после трёхлетних скитаний в апреле 1922 года с помощью Союза русских инженеров обосновывается в Белграде, где довольно легко поступает на службу в профильное министерство молодого югославского королевства, возглавив группу монументального строительства.

С этого времени до самой смерти Н.П. Краснов живёт и трудится в столице Югославии. В Белграде и окрестностях при его участии спроектированы/возведены/отреставрированы дворцы, правительственные, частные и даже культовые здания. Большое участие в судьбе русского зодчего принял король Александр Карагеоргиевич, поручивший ему, в частности, постройку семейной мемориальной церкви на Опленце и резиденции на Дедине.

Так что, гуляя по историческому центру "белого города" и восторгаясь "настоящей европейской архитектурой", будьте бдительны: "европа" на поверку может оказаться русской!









Во избежание подобных конфузов, предлагаем совершить небольшую
виртуальную экскурсию по "Белграду Н.П. Краснова"

Однако ошибкой будет считать, что прославленный специалист и чиновник Министерства строительства творил только в столичных кварталах. Отнюдь. Следы его трудов можно найти по всей некогда большой стране южных славян и даже за её пределами: салон в курортной Баня-Ковиляче (министерский дебют), реконструкция часовни Негоша на черногорском Ловчене (1923-1925), интерьер церкви Св. Георгия в Опленце (1923-1934), вилла королевского министра здравоохранения Алексы Савича в окрестностях Прокупле (1928), здание Банской управы в Цетинье (1932), иконостас часовни воинского кладбища в македонском Скопье (1932), чесма во Власотинце (1931-1932) памяти борцов, павших за свободу Сербии в войнах 1912-1918 годов, реконструкция сербского участка воинского кладбища в греческом Зейтенлике (1926-1933), а также последняя работа Краснова - Мавзолей (1938-1939) на греческом же острове Видо, близ Корфу, посвящённый подвигу сербских солдат во время Первой мировой войны. Помните знаменитое "Тамо далеко..."? Оно самое.









Помимо всего перечисленного, были ещё и незавершённые проекты и конкурсные работы автора: проект достройки этажа Ужицкой гимназии (1923), проекты двух чесм (1924), план фасада гимназии в Чачаке (1924), проект памятника в Мрчаевцах (1928), проект переустройства пространства перед часовней воеводы Путника на Новом кладбище Белграда (1929), конкурсный проект здания Аграрного банка (1931), проект мемориального склепа сербских войнов в албанской Тиране (1937), проект охотничьего домика в королевском имении Петровчичи (1938)...


Николая Петровича не стало 8 декабря 1939 года. Похоронен в русской части престижного Нового кладбища Белграда: участок 90, могила 63. Будете в городе - сходите, навестите славного соотечественника. У кладбища, кстати, есть отличный PDF-путеводитель на русском языке и сервис поиска могил известных личностей (в строке поиска наберите: Krasnov).

В родной стране именем архитектора названа небольшая улица в Ялте. А 7 августа 2015 года в той же Ялте ему открыт памятник по проекту скульптора Сергея Никитина.

P.S. Не правда ли, тема русско-сербской дружбы теперь обрела более понятные черты из дат, мест и дел, став чуть конкретнее пространных слов об общности религии и истории?

история, Белград, РУ-СРБ, люди, места

Previous post Next post
Up