.. итак,кто кого: нищие или депутаты?
Так обстояло дело в то время, когда решался вопрос о строительстве здания парламента.
На помощь кладбищенские нищие, в отличие от обывателей, прекрасно знавшие, что тонких сфер не существует призвали как раз сферы очень тонкие.
Они решили задействовать тяжелое оружие - Цану.
Была в то время такая известная гадалка Цана, к которой не брезговали даже члены королевской семьи за консультациями прорицательными ходить.
Нуда, что тут такого удивительного?
Вот ныне, хоть и бороздят космические корабли просторы вселенной, но актуальный президент пророчества Тарабичей наизусть шпарит - и все нормально.
В духе старых традиций, так сказать...
Ну вот, Цана начала действовать и по Белграду поползли слухи.
Нет, вот так - СЛУХИ....
Зловещие пророчества Цаны, которые она предрекала Сербии и королевской семье, если они все же выстроят на месте Батал-мечети здание парламента звучали так:
- никто, кто начал стрoительстово (король, митрополит, архитектор) не дождется окончания строительства-
- престолонаследник Джордже не будет носить корону, а тот, кто будет на его месте не дождется окончания строительства
- здание строится для Сербии, но сербским оно не будет никогда.
Откуда мы так точно знаем, что сказала Цана?
.. газеты, газеты, газеты и воспоминания.
Воспоминания потрясенного и смущенного архитектора Йована Илкича, который детально записал все Цанины угрозы.
Но король Петр упорствовал: здесь будет парламент заложен, в Европу здесь нам суждено…
Ну, так бывает с царственными Петрами, особенно, если они проходят в истории под номером Первый.
Парламент дядя Петя или чика Пера, как звали его в Сербии видел величественным: вот таким, как нарисовал его архитектор Константин Йованович -серб, давно и прочно устроившийся в Вене.
Дом народног представништва (правда звучит красиво?... жаль, что отказались от этого названия) должен был потрясать: предусматривались всяческие символические барельефы и скульптурные композиции в разработке которых участвовал сам король.
Но то ли поспорили король и Йованович о значении какого-то символа слишком рьяно, то ли дворцовые интриги/сплетни дали результат, но через некоторое время проект уже переименованного Дома народне скупштине передали архитектору Йовану Илкичу, очень впечатлительному, как мы помним, товарищу.
Илкич предоставил свой проект: злые языки твердили, что он один в один напоминает проект Йовановича, только статуй унд барельефов поумереннее.
Ну, а в августе 1907 года, король стукнув серебряным молоточком по камню, обернутому в серебряную ткань, объявил начало строительства.
Про молоточек и камень я не выдумала: камень, кстати, вместе с пергаментом о начале строительства покоится где-то в фундаменте под Скупщиной.
В доказательство вот вам заметка про нашего мальчика о Петре и молоточке: Политика, 1907-ой год 27 августа
Сребрени чекич-это он.
Да, дядя Петя -последний король Сербии был и идейным родителем Югославии, очень по-маниловски мечтающем о том, как когда-нибудь обтянутые рогожей кресла заменит прекрасный английский шелк:
http://iraan.livejournal.com/362894.html Стало быть молоточком ударили, нищих согнали и начали строить…
Строили долго.
Сначала просто долго.
Затем дооолго.
Затем долго-долго.
То войны и отсутствие денег, то деньги и сплетни и споры, кому отдать подряд.
А здание стояло себе долгостроем и вполне стало уже напоминать Батал-мечеть.
Умер и дядя Петя, умер и митрополит, умер и Йован Илкич (работу над проектом продолжил его сын, также архитектор Павле Илкич)- все вышло как Цана предсказала, а здание все строили и строили.
Уже прошла Великая война, уже страна сменила название, уже депутаты, устав от игры в парламент, устроили в нем же показательную балканскую перестрелку: черногорский депутат Пуниша Рачич в ответ на оскорбительную реплику из зала со стороны хорватских депутатов вытащил пистолет и застрелил хорватского депутата Ивана Пернара, его коллегу Степана Радича и ранил еще пяток хорватских депутатов, ибо нефиг …
Уже король, устав терпеть весь этот скупщинский компот разогнал его и объявил королевскую диктатуру.
А парламент все строился.
Уже убили короля в Марселе обиженные сторонники парламентаризма, а парламент все строился.
Пока не взял в свои руки проект русский эмигрант Николай-наше архитектурное все-Краснов.
Он и закончил- в 1936 году.
Правда без барельефов и символов (остались только медальоны с Афиной, Периклом, Демофеном и Цицероном) с боковых сторон и скульптура вполне масонского лученосного ангела с маслиновой ветвью и факелом.
Скульптурные композиции в стиле "смешались в кучу кони,люди" при входе называются официально - «Разыгрались кони вороные» и поставлены позже- 1939 году.
Автором композиции кони-люди является Тома Росандич, рожденный как вполне итальянец Томазо Винченцо, но захотевший стать сербом.
Ну, а то, что он любимый ученик Мештровича, я, думаю, все, кто гулял по Белграду, могли видеть.
Кстати, если присмотреться, то видно, что один конь поспокойнее другого.
Не знаю, какой была первоначальная символика, но народ сразу придумал свою: мол, конь спокойный - это депутат, когда его вводят в Скупщину, и яростно сопротивляющийся- когда его, коня-депутата из Скущины выводят.
Все же народ всегда скульптурные группы правильно понимает.
Ну, хватит на коней засматриваться.
Смотрите на флагштоки рядом -вот настоящая ценность.
Ныне они такие- с сербским гербом
но прежде были такими(большей не нашла)
Это орлы Романа Верховского( тог, который Белый(ныне серый свежепокрашенный) ангел на Новом Кладбище и который - Памятник сербским освободителям- там же на белградском Новом Кладбище.
рисунок Верховского:
и редкие фотографии памятников на Новом Кладбище:
Если внимательно присмотреться гуляя, то на одном из орлов еще есть подпись чудесного Романа.
Огорожена Скупщина от народа (а как же иначе-то?) была оградкой,лили которую тоже по рисункам Верховского.
Ограду убрали в 1956,когда делали необходимую для парадов площадку, а ограду разнесли в неизвестном направлении вовремя подсуетившиеся цыгане.
Ну, а что потом?
Потом депутаты немного позаседали - три года.
Успели за три года наворотить столько дел, что парламент пришлось опять разгонять- 1939 году, а здание - закрывать.
Во Второй мировой войне здание заняли немцы - здесь находилась Оккупационное управление, поэтому здание в бомбежках не задето.
Редкая фотография( эх, фотограф, у тебя горизонт завален!)
Еще одна
В 44 в Белград вошли партизаны и Красная армия
...а потом началась совсем другая история.
История другой Югославии.
Югославии Тито.
Возле здания начали маршировать парады и в здании стали встречать таких неприсоединившихся друзей.
А потом была и третья Югославия.
Милошевича.
Возле здания стали устраивать и разгонять митинги.
Потом и ее увезли на эскаваторе истории
..а в 2002 на ступеньках Парламента выстрелил себе в висок бывший министр внутренних дел Влайко Стоилькович, выдачи которого требовала Гаага.
Выстрелил в тот день, когда депутаты приняли закон о сотрудничестве с трибуналом.
… вот такая она - история парламента: пестрая, балканская…