В защиту Теплого Мира

Jul 23, 2023 17:17

Давно пора обяснить, а почему я так топлю за глобальное потепление)

Раскрытие темы полезности теплого климата и перехода к нему, тезисно.

-Во-первых, когда льды растают, уровню моря больше некуда будет подниматься. Каждый ледниковый цикл он меняется на сотню метров за счет намерзания и таяния льда на суше. В отсутствии льдов уровнем моря движут только геологические процессы - гораздо более медленные. Дойдя до отметки в +80 метров, он замрет там и продолжит меняться со скоростью не более метров в миллионы лет.

-Во-вторых, усиление парника ведет к ослаблению контраста между полюсами и экватором. В том же эоцене в тропиках было примерно как сейчас*1, а на побережье Северного океана - теплее градусов на тридцать. От этого уменьшается интенсивность штормов и повышается стабильность погоды.

-Во-третьих, затопление территорий поднявшимся морем будет с лихвой, в десяток раз, компенсировано увеличением площади плодородных земель - за счет исчезновения пустынь и прогрева северных областей России, Канады и Скандинавии. В ту же сторону действует и рост концентрации углекислого газа - за счет возрастания первичной биопродуктивности уже на всей территории Земли. Это мы уже наблюдаем.

В эоцене температура была на десяток градусов выше современной, а расположение континентов - почти таким же, как сейчас. Пустынь почти не было*2, а густые леса росли на всех широтах, включая Антарктиду.

Питер, к которому я питаю нежные, хоть и смешанные чувства, уйдет под воду по самые двадцатые этажи, но у нас будет много других прекрасных городов, еще более северных и теплых.



(c) нейросеть Kandinsky 2.2 )


-В-четвертых, в отсутствие многолетних льдов глубокие воды океана могут прогреться намного выше ноля. Это - мощная защита от вулканических, астероидных и прочих ядерных зим. Резкое снижение солнечного прогрева вызывает охлаждение поверхностных вод и бурную конвекцию по всей толще океана. Теплые глубинные воды поднимаются к поверхности и не дают замерзнуть ей, а так же островам и берегам. Теплоемкость океана столь велика, что если Земля вдруг окажется на орбите Плутона, он будет остывать примерно на градус в год. Но в наше время остывать некуда - температура у глубинных вод*3 такая же, как у холодной воды, погружающейся ко дну у полюсов. Если Большая Зима продлится дольше десятка-другого лет, вся поверхность океана замерзнет. Лед начнет отражать свет вернувшегося Солнца, вся планета охладится до температуры Антарктиды и больше не оттает никогда (не раньше, чем через многие миллионы лет). В эоцене даже на Северном полюсе среднегодовая температура была около +10. Столько же было и в глубине океанских вод - более холодной воде было просто неоткуда взяться. Такого запаса тепла с лихвой хватит на любую, самую долгую ударную или вулканическую зиму.



Вот, например, одна из моделей температур поверхности в разгар астероидной зимы мел-палеогенового вымирания (справа) и непосредственно перед ним (слева, климат чуть прохладнее эоценового). Видно, что и в Африке минус двадцать, а над океанами - относительно терпимые +5. Динозаврам это не помогло, потому что лесные пожары отправили фотосинтез в нокаут, а наступившая темень довершила начатое, и есть было совсем нечего. Но удары Чиксулуб-класса бывают редко. Обычной супервулканической зимы не хватит на то, чтобы совсем перекрыть Солнце, но вполне достаточно, чтобы погрузить континенты в глубокий холод и запустить намерзание морских льдов.

Бахни Тоба и Иеллоустоун во времена мамонтов, один за другим с интервалом в десяток лет - и нас бы не было. Не было бы ни мамонтов, ни котиков, ни берез и ромашек, а была бы сплошная ледяная пустошь от полюса до полюса. Земля бы повторила Криоген, к которому она сейчас опасно близка.

Ну, и наконец,

В-пятых. Есть довольно обоснованное мнение, что ледниковый период поспособствовал эволюции человека и возникновению у него разума*4. Но свое дело он давно сделал. Мы, как биологический вид, родились в одну из самых холодных и неустойчивых эпох всей геологической истории Земли. Намного холоднее было только в криогене и в раннем протерозое, 0,7 и 2,1 миллиарда лет назад. И мы отстаиваем ее климат, как горбатый пытается найти смысл и оправдание своему горбу. В нашем случае, возможно, горб действительно помог некогда, но теперь-то он зачем?

Может быть, наша цель - наоборот, спасти планету от угрозы Нового Криогена? Вернуть в атмосферу тот углерод, который сама планета уже не в состоянии извлечь из своих недр? Не позволить растениям голодать от беспрецедентно низкой и продолжавшей снижаться концентрации углекислого газа?*5

Переходный период будет полон испытаний и неожиданностей. При равномерном таянии уровень моря растет на метр в столетие - достаточно времени, чтобы сладить. Но он может и подскакивать на метры из-за коллапса ледяных щитов, как это описано в Марсианской Трилогии.

Меньше, чем за тысячу непростых лет, в Теплый Мир мы не вернемся. Но предвидение, планирование, направление и адаптация - занятия гораздо более благие, чем то, чем мы сейчас занимаемся)

#Back_to_warmer_world !


*****
Примечания.

*1 Прохладные тропики эоцена очень трудно поддаются объяснению и моделированию. Но они, несомненно, были таковыми, и это лишь означает, что климатические модели что-то упускают.

*2 Мнения о распространенности пустынь в эоцене разнятся. Палеонтологические данные (распространенность пыльцы, и т.д.) сходятся к тому, что площадь пустынь и жарких неплодородных земель была в несколько раз меньше, чем сейчас [напр., карты здесь], а общая биопродуктивность - намного выше. Симуляции климата показывают различающиеся результаты. Засушливость зависит и от расположения континентов: в жарком климате Триаса глубины Пангеи были бесплодными. В эоцене география была все же немного другой. Вероятнее всего, биопродуктивность от потепления все же прибавится, а если вдруг нет - то умелым управлением растительным покровом можно будет повернуть процесс в нужное русло.

*3 Cейчас средняя температура океана составляет 3,8 градуса, и большая часть отличия от ноля - за счет поверхностных вод.

*4 Мнения на эту тему тоже разнятся, вот один из примеров. В целом, аргументы сводятся к следующим. С наступлением плеистоцена и началом быстрого чередования ледниковых эпох, 2,5 млн лет назад, климат дестабилизировался и на всей остальной планете. Обычно на сдвиг экологических ниш животные реагируют миграцией (например, вслед за отступающими лесами) или видообразованием (например, приспособлением к наступающей саванне). Но в ареале обитания предков человека экологические ниши менялись слишком часто, и при этом островки предшествующих ниш часто исчезали целиком. Предки человека, вместо того, чтобы гоняться за лесами или саваннами, эволюционировали в сторону усиления разума, которое позволило им обитать и там, и там. Использование каменных орудий и улучшившаяся социализация позволили отбиваться от хищников в саванне, не залезая на деревья, переживать неурядицы за счет обмена с соседними племенами, и расширить диапазон пищи и ее доступность - например, доставая палками корнеплоды из-под земли или разбивая кости ради костного мозга. Прокачав разум, предки людей сразу получили бесспорное эволюционное преимущество.

*5 Скорее всего, вымирание растений от снижения концентрации углекислого газа не грозило. В ответ на ее падение в позднем каинозое растения обзавелись более эффективным механизмом фотосинтеза C4, с которым теоретически можно выжить и при 10 ppm (против 150 ppm у "классического" C3; сейчас 420 ppm, а на пике ледников было 180-200). Кроме того, уменьшение растительного покрова высокогорий снизило интенсивность выветривания горных пород и поглощение углекислоты в карбонатно-силикатном процессе - без этого концентрация CO2 уже давно пробила бы дно. В целом, стабилизация CO2 уже достигалась за счет сокращения растительного покрова. Одно можно сказать точно - от повышения его концентрации планета только зазеленеет.

image Click to view


Влияние концентрации CO2 на рост растений, наглядно)

климат

Previous post Next post
Up