Как бы нам реорганизовать систему образования.

Feb 12, 2016 14:59

Не секрет, что имеющаяся система школьного (и ВУЗовского) образования перестала справляться с декларируемой задачей обучения навыкам и умениям. По этому поводу происходят всякие реформы, как правило бредовые, и окончательно разрушающие образование. Можно долго рассуждать почему так происходит, и это увлекательно, но сейчас хочется поговорить про другое, а именно, представим себе что власть вдруг досталась разумным людям, которые хотят системе образования хорошего, как бы можно реформировать образование так, чтобы от этого была польза а не вред? Это задача сложная и нетривиальная, но я попробую высказать свое мнение.Прежде всего можно поговорить о причинах этого провала. Причин много, но мне кажется самая важная - это то что мы вступили в информационную эпоху, или говоря простыми словами у каждого появился доступ к интернету, компьютерным играм, в том числе онлайн и прочим убивалкам времени. То есть современному человеку в принципе не бывает скучно. Соответственно он менее мотивирован что либо учить.

Но при этом он понимает что чему-то научиться необходимо. Просто иногда отвлекающие факторы берут верх.

При этом почти все науки устроенны ступенчато. То есть последующий материал сильно опирается на предыдущий. Но если человек какой-то сюжет пропустил - дальше ему сложне и сложнее нагнать, и вот он совсем выпадает из учебного процесса.

В принципе старый советский механизм - если вдруг человек не справляется - оставим его на второй год - вполне решает проблему. Но при этом он избыточно жесток, и изза этого не применяется.

Вот мне кажется что стоит этот механизм модифицировать, так чтобы он стал менее жестоким, тогда он заработает, и все станет сильно лучше. (это не единственное возможное улучшение, но других вменяемых я пока не придумал). Жестокость механизма получается из того что он оперирует годами и соответственно классами. Если отказаться от классовой системы, и перейти к модульному изучению предметов, то можно будет применять его не по классам, а по модулям. Например модуль "операции с дробями". Научился ему человек - может двигаться по математике дальше. Не научился - оставляем его на переслушивание модуля. Модуль займет пару месяцев всего, при этом по другим предметам человек сможет двигаться дальше.

Как могла бы быть устроена модульная система. (здесь я использую слово модульная не в том смысле что еврореформаторы, а пытаюсь сконструировать осмысленную альтернативу классной системе). Мы все изучаемые предметы разбиваем на смысловые блоки (модули) изучение которых занимает 1-2 месяца. От классов и соответственно годичного цикла - отказываемся. Ребенок по достижению им 7 лет приходит в школу (не 1 сентября, а сразу после дня рождения) и записывается на модули без пререквизитов, всякие там буквы, цифры, чтение по слогам и прочее. Учителя вместо того чтобы учить в разных классах паралельно одно и то же, читают разные модули. Соответственно если в школе 3-4 паралели - то каждый можуль может происходить 3-4 раза в год (особо востребованные модули - чаще). Дальше ребенок сдает свои первые модули и получает возможность выбирать модули к которым у него выполнены пререквизиты. Если у него склонность к математике - он будет проходить математические модули без затруднений и двигаться быстрее чем сверстники. Если у ребенка наоборот математика идет тяжело - она будет идти медленнее и иногда со второго-третьего раза. Но при этом к каонцу школы базовую математику он освоит. Можно разделить модули на обязательные (например каждый должен знать что такое процент) и необязательные (современный человек вполне может прожить без теории множеств). Самое важное - ребенок никогда не оказывается в ситуации когда вообще ничего непонятно, ведь все прошлые модули он действительно понял, иначе не прошел бы дальше.

В качестве бонуса - можно отказаться от системы оценок, по большей части бессмысленной, ведь следить за прогрессом ребенка родители смогут по тому, какие модули ему удалось здать и как часто удается сдать модуль с первого раза. Вместо численной оценки получается целое дерево навыков, как в ролевых играх или стратегиях. (Что является дополнительным плюсом системы - людям нравится "прокачивать" персонажей, а в данном случае человек будет прокачивать сам себя).

Из недостатков системы на первый взгляд очевидны два -
Во первых сильно усложнится логика расписания, а значит у детей появятся окна. Но это вроде не смертельно - можно пообщаться с друзьями и/или посидеть в школьной столовой и нормально поесть.
Во вторых - сменяемость учителей. Сейчас у ребенка один учитель ведет один предемет зачастую на протяжении всего периода обучения. На модули же ребенок будет попадать разным учителям. Но у этого есть и преимущество - ребенок познакомится с разными стилями преподавания, а учителей в школе не так и много.
Previous post Next post
Up