Постиндустриализм 2. Креативный класс.

Jul 24, 2012 15:32

С точки зрения материалистического анализа понять кто такой креативный класс - очень легко. В самом деле, если рабочий произвел продукции на 20 монет, а капиталист заплатил ему 10, то купить у капиталиста продукции рабочий может только на 10 монет. Чтобы продать остатки продукции, капиталист сначала должен отдать кому-то свою прибыль. И этот кто-то не должен производить никакой продукции. Какое-то время можно протянуть за счет рабочих, которые строят новые заводы, или рабочих, которые строят новые дворцы. Но это лишь оттягивает проблемы. Очевидно, что для устойчивого функционирования капитализма необходимо существование массы людей, которые ничего не производят. И с ростом производительности труда, необходимый объем этой массы растет. Это могут быть швейцары, баристы, физики-теоретики, проститутки, аналитики, учителя латыни, художники, продавцы-консультанты - абсолютно не важно кто. Но их должно быть все больше. Важна именно незадействованность в производстве. (При чем эта незадействованность может быть частичной, например деятельность какого-то количества дизайнеров является необходимой для производства, но их сильно больше необходимого числа, так что каждый из них задействован лишь частично).

Вопрос, образуют ли эти люди класс с политэкономической точки зрения - несколько сложнее. На первый взгляд, они очевидным образом образуют крайне консервативный класс, так как заинтересованны не трудится, и соответственно заинтересованны в сохранении текущего порядка. Тем не менее, экономические взаимоотношения внутри этой группы устроены довольно антагонистическим образом. Так как их деятельность не является необходимой, конкурентная борьба нередко идет до полного уничтожения. Тем не менее, отсутствие производительного труда зачастую не означает легкой и сладкой жизни, а как правило наоборот влечет тягомотную деятельность по созданию видимости собственной необходимости. Непрочность положения каждого из членов данного класса создает у них объединяющую тягу к стабильности. Но эта стабильность не может быть достигнута в текущем положении, а требует перехода в новое, стабильное положение.

Процесс самоосознания данного класса далек от завершения, тем не менее, с оптимистичной точки зрения, в нем есть прогрессивный элемент. А именно, усталость от бессмысленной деятельности и необходимость в каком либо объединяющем смысле.
Previous post Next post
Up