Покровский храм является уникальным памятником для Торопца. В его планировке, композиции и декоре читается либо рука одного из столичных архитекторов, либо человека, входившего в их круг и хорошо знавшего современную архитектуру.
Одна из редких особенностей храма - план, квадрат со скругленными углами без отдельно пристроенной апсиды. Аналогов подобного плана можно найти не так уж много в данный период. Хотя такая форма - это переработка древнего центрического храма. Наиболее близкие по времени примеры использования подобной композиции мы можем найти в конце XVII века (например, Знаменский храм в Дубровицах (1690-1703) или Никольский храм в Троекурове (1699-1704)
Последняя, кстати, имеет схожий план основного объема.
Но вернемся к середине XVIII века. Исследователи называют наиболее близкий аналог Покровского храма - Знаменская церковь в Знаменском-Денисьево 1754-1769гг. (Одинцовский р-н Моск.обл.)
Знаменская церковь была построена в подаренном императрицей Елизаветой А.Г.Разумовскому селе Знаменское. "Из воспоминаний современников видно, что Знаменское было одним из тех подмосковных мест, которые Елизавета Петровна любила посещать. Для Алексея Григорьевича Знаменское было теснейшим образом связано с его благоговейным отношением к императрице."[
http://www.hram-znamenskoe.ru/about/history/ ]
На углах церкви также расположены окна, что помогает скрыть стыки углов и придать композиции легкость. С трех сторон центр выделен портиками, с запада пристроен переход к колокольне.
Имени архитектора, строившего Знаменский храм, мне найти не удалось.
Подобный план мы встречаем и в храме Спаса Нерукотворного в усадьбе Вороново, построенном при князе И.И.Воронцове во 2 пол. XVIII в. (Подольский р-н Моск.обл.). Предположительно архитектором является К.Бланк.
Здесь все та же композиция "восьмерик на четверике". Центр каждого фасада выделен активным портиком. Скругленные углы четверика имеют довольно большой радиус.
Несмотря на близость плана и декора в целом к Покровскому храму, заметно и довольно много отличий, прежде всего в композиции. Это активные выносы портиков и подчеркивание углов, раскреповка карнизов и проработка декора. В сравнении с ним торопецкий храм спокоен, в нем уже чувствуется влияние зародившегося классицизма.
Еще одним аналогом можно назвать церковь Влахернской Богоматери в усадьбе Кузьминки князей Голицыных (1759-1761гг.). Автором проекта церкви считается архитектор С.И.Чевакинский, строительство осуществлял Жеребцов. В 1784 г. перестраивается Р.Р.Казаковым.
"Существующий массивный двусветный четверик со скругленными углами был в то время увенчен световым восьмериком, а фасады обработаны пилястровыми портиками под фронтонами. Окна второго света, вероятно, уже тогда были круглыми...храм Влахернской Богоматери представляет образец одного из редких композиционных типов церковных зданий развитого русского барокко сер. XVIII века". [Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы (юго-вост. и южная части территории камер-Калежского вала до нынешней границы города). М., "Искусство-XXI век", 2007. С.132]
Изображений или реконструкций как выглядел храм до перестройки я, увы, не нашла.
Тут интересно упоминание архитектора С.И.Чевакинского. Как известно, архитектор родился в 1713 г.(по другим данным в 1709) в дворянской семье в селе Вешки Новоторжского уезда, Тверской губернии. Прослужив в Санкт-Петербурге и достигнув там профессиональных высот (реконструкция Царского Села, Никольский Морской собор, перестройка Кунсткамеры и т.д.), С.Чевакинский возвращается в родную Тверскую губернию.
"Из имеющихся документов видно, что и в отставке Чевакинский продолжал работать по архитектурной части. В какой форме исполнялась эта работа? Был он на официальной губернской или уездной должности или это было разовое поручение, а может, высочайшая просьба - пока неизвестно. Здесь следует заметить, что тверским, а тем более вышневолоцким властям сам бог велел использовать для своих нужд именитого архитектора. Обер-интендант не только "назначивал" план застройки Вышнего Волочка - на тверской земле сохранились и творения Саввы Чевакинского.
Еще в 1763 году, "июля 11 дня Екатерина II ... апробовала сочиненный архитектором Чевакинским план в церкви в Хотиловском яму". Окончено было строительство только в 1783 году - уже после кончины архитектора. Сегодня от храма остались одни развалины." [Евгений СТУПКИН, председатель Вышневолоцкого краеведческого общества им. М.И. СЕРДЮКОВА -
http://www.karavan.tver.ru/html/n798/article9.php3 ]
Если сравнивать деталировку фасадов, пропорции элементов и здания в целом, даже ритм рустовки, то обнаружится много схожих черт между храмом в Торопце и Хотилове. Быть может сам Савва Иванович Чевакинский или один из его учеников приложил руку и к Покровскому храму. Мне представляется это возможным.
[об истории церкви в Хотилове -
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-39238/ ]
ПС: все фотографии, кроме первой, взяты с разных сайтов в интернете.
Апд: интересная дискуссия развернулась в сообществе arch_heritage -
http://arch-heritage.livejournal.com/957716.html