А куда без них, если работаем в связке. Точнее, мы работаем, они связывают.
Простая задача - открыть расчетный счет. Клиентам она кажется простой и быстрой. И как ни стараемся мы предупреждать, что это минимум 3 дня в теории, а на практике - 5, а максимум не зафиксирован историей - некоторые банки умудряются по 3 недели документы мурыжить... а все равно - эта последняя миля - банки - основной источник разочарований Клиентов при регистрации компании.
Выходы есть, но у выходов есть свои "небольшие" сложности:
- "свой" банк - он может быть тысячу раз свой, но даже предодобренный пакет документов, составленный в четком соответствии с требованиями банками, выливается в "наша служба безопасности пока рассматривает пакет документов и не дала добро". У нас в одном банке не один десяток Клиентов, нас там все знают не то что в лицо, - в профиль и со спины, а результат один - "служба безопасности";
- свой карманный банк - эти резидентам счета открывают и правда быстро, правда, потом коптят мозг с установкой Банк-Клиента и другими "мелочами", но - ясное дело, нормальные Клиенты относить туда свои немалые не хотят, и правильно делают. Нерезиденты вводят такие банки в клинический ступор.
И схема препятствий у всех одинаковая:
1. Служба безопасности. У меня есть вопросы:
Что именно проверяет эта служба у новых компаний? Что она физически может проконтролировать? Судимость руководителя? 2-3 недели? При том, что этот человек имеет счет в их же банке по другой компании? Не смешно. К тому же у нас по стране люди из списка федерального розыска годами ходят и сами не догадываются, что они в розыске.
Что еще они могут отследить, вот если по-честному? Да ничего! Просто там сидят полтора человека, которые просто в неспешном темпе отписываются по заявкам - обычно после небольшого победоносного скандала, когда обычные 2-3 недели уже прошли.
Про то, что они перепроверяют заново (заставляя подавать комплект документов) все те документы, которые компания только что подала в регистрирующий орган (а в случае с нерезами - еще и в налоговую до кучи), я молчу. ЦБ, и все такое, я понимаю. Но стоимость изготовления одного комплекта документов для банка у нерезидентов доходит до 20.000, чисто за копии. А потом нужно 3 недели ждать внимания банка.
Ну и понятно, что документы все будете собирать вы, а банк будет решать - принять их или отказать, отдать на переделку. Ну чисто налоговая.
2. Центральный офис. Мое любимое.
Подаешь комплект в центральный офис банка. Он его на следующий день (теоретически) пересылает в офис, который еще "центрее". Там его мурыжит секретарь пару дней. "Пакет только поступает к специалистам на третий-четвертый день" - говорят вам при сдаче документов, если попросить ускорить процесс.
Обратный путь такой же. Канцелярия, секретари, доставка, канцелярия, секретари... + еще 3 дня. Почему нельзя передавать документы по электронным каналам связи в 21 веке, с пересылкой раз в неделю курьером всех документов в ЦО - непонятно.
Аналогично с валютным контролем - "а мы не знаем, почему они документ отказали, это валютный контроль, их там много, кто отказал тоже не знаем, связаться не можем". Ну про это я еще отделю расскажу.
И на практике получаются вот такие ситуации. Мега-важный и крупный Клиент. Не только для меня важный. Для банка - золото, а не Клиент. Во главе - весьма известный и очень влиятельный предприниматель.
Документы отправили на предодобрение за месяц, чтобы потом только подписать и начать работать.
- Да-да-да, все сделаем в лучшем виде,- сказал "наш" банк.
Когда пришло время "подписать и начать работать", оказалось, что служба безопасности отказалась рассматривать документы до поступления полного комплекта (после аккредитации).
И вот уже почти месяц эти доблестные бойцы с нелегальным бизнесом типа рассматривают наши документы. Повлиять на их работу не может никто - отдельная структура. Вернуть документы, чтобы подать повторно в другой банк, - значит, потерять 25.000 руб. И в новом банке будет такая же история.
Клиент стучит по голове нам (ему работать надо), мы - банку, банк разводит руками - в службе безопасности высокая нагрузка (процесс ради процесса).
МЕСЯЦ рассматриваются документы новой компании, которая нагрешить физически не могла. МЕСЯЦ!
Мне дико смешно смотреть на гордых банкиров из топ-Forbes, рассказывающих об очередных инновациях с модернизациями и лучших системах Банк-Клиент в мире. Мне было бы стыдно управлять таким бизнесом. Поэтому я и не в Forbes.
Прекрасно знаю все фирменные банковские отговорки про злобный ЦБ, но еще я прекрасно знаю, как с требованиями ЦБ работать так, чтобы и волки сыты, и овцы не разбежались. Когда эти варианты озвучиваешь, банкиры разводят руками "ну вот у нас так работает, мы не виноваты, это руководство".
И получается, что виноват, как обычно, Клиент, который уже месяц крутится как уж на сковородке (точнее, уж - это мы, а сковородка - он), чтобы хоть как-то вести деятельность, пока служба безопасности конкретно взятого банка бороздит просторы вконтактика.